Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоги как основной инструмент финансовой политики



2016-01-05 1042 Обсуждений (0)
Налоги как основной инструмент финансовой политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и, соответственно, инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества.

С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной.

Таким образом, налог как объективная экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВВП и отчуждения части его стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство.

Субъективная сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот и т. д.), напротив, предопределяется именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные «черты лица» налоговой системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким образом, в процессе их реального использования (в виде подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т. д.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8):

«1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Такими признаками, помимо обязательности налогов, являются их безвозмездность и безэквивалентность.

Выявить роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, а также определить целевую направленность налоговой системы позволяет налоговая классификация. Необходимость налоговой классификации во многом связана с усложнением налоговых систем, потребностью совершенствования процесса управления налогообложением.

Особое внимание в налоговой классификации обычно уделяется делению налогов по методу взимания: на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются по ставкам на величину дохода или стоимости имущества. Это сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или организации. Косвенные налоги, по сути, являются надбавками к ценам производства и оплачиваются потребителями товаров и услуг. Они включаются в цену продажи и в тариф (НДС, таможенные пошлины и др). Косвенные налоги гораздо меньше, чем прямые, и зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. Преобладание косвенных налогов обычно свидетельствует об уровне «цивилизованности» налоговой системы и ее соответствии мировым стандартам.

В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, исходя из

которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате хозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – величина выплаты, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчете на единицу налогообложения.

В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную (ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или роста имущества), пропорциональную (единая ставка налогообложения), и регрессивную (снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества).

Налоги, как главный инструмент финансовой политики, выполняют 3 главные функции: фискальную (обеспечение финансирования гос. расходов), социальную (поддержание относительного социального равновесия) и регулирующую.

Приоритетной функцией налогов изначально является фискальная функция. В каждой новой антикризисной программе развитых государств налоги используются как основной финансовый инструмент государственного регулирования экономики.Задача фискальной функции налогов состоит в реализации нормального соотношения в структуре ценовых пропорций на отдельные виды государственных услуг. Игнорирование этой целевой задачи фискальной функции налогов приводит к завышению цены на услуги государственного управления, оборону и чрезвычайному занижению стоимостных характеристик государственных услуг на здравоохранение, образование и т.д.

Особенность российской налоговой системы – существенное преобладание в ней выраженной фискальной направленности. Это относится к ставкам по некоторым налогам: ставка НДС (18%), налог на доходы физических лиц (13%), налог на прибыль (снижен с 24 до 20%).

Налоговые поступления являются основным источником доходов бюджетов всех уровней. И от того, насколько эффективно и полно будет реализована фискальная функция, в конечном итоге зависит, будет ли обеспечено финансирование деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, а также финансирование программ, заложенных в бюджеты.

Современная финансовая политика России нацелена на формирование финансовой основы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Главное место в составе финансовой политики занимают бюджетная и налоговая политики.

Бюджетная политика России в настоящее время определяется, прежде всего, положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В соответствии с этим документом главной стратегической задачей бюджетной политики является обеспечение условий для поддержания макроэкономической стабильности и долгосрочной сбалансированности бюджетной системы России.

Налоги являются одним из главных инструментов финансовой политики и мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов. Государственное регулирование с помощью налогов зависит во многом от выбора налоговой системы, высоты уровня налоговых ставок, видов и размеров налоговых льгот.


 



2016-01-05 1042 Обсуждений (0)
Налоги как основной инструмент финансовой политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоги как основной инструмент финансовой политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1042)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)