Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Демократическое направление в педагогике



2016-01-05 908 Обсуждений (0)
Демократическое направление в педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок




Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов - демократов второй половины ХIХ в.: Н.А. Корфа, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, Н.Ф. Бунакова, Д.Д. Семенова, Н.Х.Весселя, Д.И.Тихомирова и других.

Барон Николай Александрович Корф (1834-83) родился в Харькове. Получив хорошее домашнее и частное образование, он закончил Александровский лицей (1854). Не намереваясь делать столичную карьеру, Корф женился и отправился в с. Нескучное, Екатеринославской губернии. Атмосфера Великих реформ позволила Н.А. Корфу энергично заняться общественно-педагогической деятельностью. Он по праву именуется создателем системы земского образования – доступного для крестьянских детей. Корф организовал земскую начальную трехлетнюю школу для деревенских детей, в которой преподавал один учитель одновременно учащимися трех классов.

Разработав собственный «звуковой метод» обучения, Корф широко знакомил с ним многочисленных коллег - посетителей своего поместья, ставшего своеобразным центром подготовки и переподготовки учительских кадров. Он поставил далеко идущую социокультурную цель «посредством ознакомления учащегося с окружающим миром повлиять на улучшение его материального и нравственного быта» получивших волю крестьян. Сторонник наглядного метода, Николай Александрович развивал концепцию воспитания через обучение, однако, он отнюдь не стремился преобразовать народную школу в ремесленное или сельскохозяйственное «училище для простолюдинов», что явно совпало бы с правительственной концепцией сословной школы.

Под его влиянием и руководством в уезде начали активно открываться школы. Только за пять лет (1867–72) Н.А. Корф сам лично содействовал открытию более 50 школ в Екатеринославской губернии. Решительно отвергнув деление людей на «знать» и «простолюдинов», подлинный демократ и просветитель, Корф уважал личность крестьян, отстаивая право учащегося на свободный выбор в образовании. Поэтому общественно-педагогическое движение, включавшее его многочисленных последователей и сторонников, избежало начетничества – формализма. Чтобы не допустить возврата взрослых к неграмотности, он разработал долговременную программу обучения, включавшую и занятия для повторения в воскресных школах. Затем по примеру Корфа, «повторительные классы» появляются в других земствах страны.

Барон Корф - автор «Руководства к обучению грамоте по звуковому способу». Ему принадлежит первое в России руководство для земских гласных и учителей сельских школ по училищеведению - «Русская начальная школа». Он автор популярной книги для чтения в народной школе «Наш друг» (тираж - 250 тыс. экз.) и книги для народной школы и семьи «Малютка». Опубликовал сборник своих статей по вопросам, касающимся дела народного образования – «Наше школьное дело». Его педагогическая система и методика распространялась по всем земствам России. В 1870 г. столичное педагогическое общество, а в 1871 г. и Московский университет избрали Корфа своим почетным членом.

Обнаружив в бароне своего «конкурента», власти всеми силами старались подавить инициативу энтузиаста в деле народного просвещения. Отчетливо осознавая, что время реформ закончилось, и что ему не дадут работать для процветания народной школы, Корф покинул родину. Восемь лет провел он в Швейцарии, и, вернувшись в Россию, Корф неоднократно выступал и устно и в печати с заявлениями о необходимости всеобщего обязательного обучения в России, на десятилетия предвосхищая лозунги, ставшие популярными лишь в начале ХХ в. Он участвовал в организации учительских съездов, способных консолидировать этот наиболее многочисленный отряд интеллигенции. Корф продолжал работать, писал пособие для обучения детей, руководил учительским съездом в Бердянском уезде.

Н.А. Корфу принадлежит разработка не только модели устройства земской школы, но самой ее аксиологии, - системы ценностей, - он «дал новое содержание ее курсу и указал новое направление в сторону обогащения учащихся полезными знаниями и развитию их природных способностей» – отмечает Н.В. Чехов.

Видный деятель народного просвещения Илья Николаевич Ульянов (1831—1886) родился в г. Астрахани в семье портного. Окончив гимназию (1850), он поступил в Казанский университет. Большое воздействие на формирование научных пристрастий Ульянова оказал ректор и выдающийся математик Н.И. Лобачевский. После окончания университета Ульянов преподавал естественные науки в дворянских институтах Пензы (1855—1863), а затем - Нижнего Новгорода (1864—1869). Стараниями Ульянова и его коллег в Пензе было создано одно из первых учебных заведений для рабочих воскресная школа «для мастеровых», в которой обучались около 100 человек.

Затем И.Н.Ульянов получил назначение сначала инспектором (1869—1874), а затем директором народных училищ Симбирской губернии (1874—1886). Инспекция народных училищ показала их плачевное состояние: вместо указанных в списке 421 школы, действовали только 89. За несколько лет неустанной работы Ульянов достиг в этой губернии выдающихся результатов в деле народного просвещения. За время деятельности Ульянова на ниве народного просвещения: число народных училищ в Симбирской губернии достигло 450, число учащихся удвоилось. Была создана сеть школ для мордовского и татарского народов. Вместе с просветителем чувашей И. Я. Яковлевым Илья Николаевич организовал чувашскую учительскую школу, распространявшую просвещение и культуру в народной среде. Энергичная деятельность Ульянова стала известна всей стране как подвижническое служение идее обучения народа.

 

Видный педагог Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-88) родился в купеческой семье. Окончил гимназию, обучался в Петербургском университете, после окончания которого, вернулся в свою родную гимназию преподавателем русского языка и словесности. В.Я.Стоюнин работал инспектором московского Николаевского сиротского института (1871-74 гг.), а затем - инспектором частной женской гимназии, открытой его женой Марией Николаевной (1881-84 гг.). В своих работах по педагогике и истории образования, В.Я. Стоюнин рассматривал вопросы образования и воспитания в связи с социокультурными условиями российской действительности.

Вслед за Ушинским Стоюнин отстаивал принцип национальной школы: «Дело школы можно рассматривать только в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается». Он стремился внедрить принцип народности в школе: «В каждом народном воспитании, при всем его общечеловеческом направлении, непременно должна быть своя частица народности, которая и составляет всеоживляющий дух».

Не отрицая научных достижений педагогических систем других стран, он осуждал попытки организации школьного преподавания в России по иностранным образцам. Возмущаясь обращениями министерства народного просвещения к иностранным педагогам, игнорирующим национальные традиции и устои, Стоюнин призывал к созданию русской педагогики, способной вобрать в себя историю и психологию народа.

По Стоюнину школа может стать русской, если будет отвечать потребностям русской общественной жизни, если из нее будут выходить такие люди, в которых нуждаются государство и общество. В.Я.Стоюнин так описывает педагогический идеал: «Просвещением вызываются присущие человеку стремления к истине, правде, добру и изящному и сами им поддерживаются. Следственно, с просвещением соединяются все сферы деятельности: и ученого, и администратора, и судьи, и медика, и филантропа, независимо от тех специальных познаний, которые им нужны для деятельности». Он был убежден, что «школа должна приготовить духовные силы юноши для создания идеала, должна пробудить в нем бескорыстную любовь к истине, правде, добру и прекрасному и стремление к ним». Однако школа «не может навязывать никакой теории для жизни, никакой исключительной идеи, которой должна быть посвящена жизнь. Юноша должен вступать в жизнь с полной свободой выбрать себе поприще, лишь было бы в нем живо чувство справедливости, честности, стремление соединить свое благо с общим». С другой стороны, «семья должна смотреть на школу как на свою помощницу в деле, которое ей ближе всего, но которого она одна не может выполнить».

В.Я. Стоюнин видел назначение школы, прежде всего в воспитании человека, а не в профессиональной подготовке. Чтобы правильно развиваться, русская школа должна готовить будущих граждан в истинном смысле этого слова, проникнутых чувством законности, никогда и нигде не ставящих «дело на втором плане, а на первом личность, со своим самовластием». Школа должна способствовать улучшению общественной нравственности. Школьные учителя должны воспитывать своих питомцев, «оживляя сферу своих уроков идеалом, не заключенным в узкие пределы той или другой кафедры, а в связи с нравственными требованиями семейной и общественной жизни».

В.Я.Стоюнин высоко оценивал идею всесословной женской гимназии, способной уничтожить вопрос о существенном отличии образования женщины и мужчины. Он не допускал нравственного и умственного превосходства одного пола над другим.

В.Я.Стоюнин разработал учебные пособия и методические руководства для преподавания родного языка и словесности: «Высший курс грамматики» (1855), «Руководство для исторического изучения русской литературы» (1869); «Руководство для теоретического изучения литературы» (1870), «Русская классная хрестоматия для низших классов» и «Руководство для преподавателей» (1876). Труды Стоюнина внесли ценный вклад в педагогику и методику преподавания литературы. Выступая против формального преподавания, Стоюнин настаивал: литература как учебная дисциплина обладает высокой воспитательной ролью. В книге «О преподавании русской литературы» (1864) он изложил задачи и методы изучения словесности. Стоюнин предлагал так организовать изучение предмета, чтобы ученики попытались произвести самостоятельный разбор произведений.

Видный русский педагог Василий Иванович Водовозов (1825- 1886) – выходец из купеческой семьи. Закончив филологический факультет Петербургского университета, он преступил к преподавательской работе в гимназиях. По приглашению Ушинского Водовозов преподавал литературу в Смольном институте и писал статьи и книги по истории литературы. Настаивая на непосредственном изучении литературных произведений в школе, Водовозов вводил прогрессивную методику обучения. Энергично выступая против толстовского классицизма, он – сторонник «реального» метода преподавания гуманитарных дисциплин призывал заменить изучение мертвых языков родным русским языком и новыми иностранными, ратовал за введение естествознания и математики, литературы, истории, географии. Борьба за трансформацию содержания гимназического образования, стала причиной его отставки в 1866 г.

Исследование проблем начального обучения, вылилось в составление «Книги для первоначального чтения в народных школах» (1871), получившей всеобщее признание. В течение двадцати лет разошлось более 700 тыс. экз. Книга содержала элементарные сведения по естествоведению, истории и географии, что способствовало развитию у детей воображения, эстетического и этического чувства. Вторая часть «Книги для первоначального чтения» (1879), предназначалась для старшего возраста и для взрослых. Автор включил обширный материал по естествознанию, физики, географии, а также истории и этнографии.

Водовозов автор «Рассказов из русской истории» (1861 и 1864), «Русской азбуки для детей» (1873), пособия «Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам» (1873). Его «Очерки из русской истории XVIII века с приложением очерков из древнерусской жизни и из истории допетровского переходного времени» (1882) — одно из лучших популярных сочинений по истории России.

Известный русский педагог Николай Федорович Бунаков(1837—1904) способствовал становлению и развитию земского народного просвещения. Во второй половине XIX в. Бунаков пользовался большим и вполне заслуженным авторитетом среди земских учителей и педагогического сообщества. С 1872 по 1884 г. Бунаков организовывал и руководил 11-ю съездами учителей, где обсуждались различные учебно-воспитательные проблемы. Страстный защитник идеи всеобщего обучения, он в ряде губерний проводил летние учительские съезды и курсы, где за 30 лет общественно-педагогической деятельности обучил тысячи учителей.

В соответствии с дидактическими и методическими установками К.Д.Ушинского Н.Ф. Бунаков разработал и усовершенствовал методику объяснительного чтения. Приверженец звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, он разработал популярные в педагогической среде методические труды: «Родной язык, как предмет обучения в начальной школе с трехгодичным курсом», а также «Азбука и уроки чтения».

После начала контрреформ 1880-х годов власти принудили этого выдающегося земского деятеля прекратить общественно-педагогическую работу. Поселившись в своем имении с. Петине Воронежской губернии, Бунаков на свои средства построил здесь начальную школу, а также общеобразовательную школу для взрослых, где преподавал с 1884 г. Школьная библиотека превратилась в просветительский центр, где проходили литературные вечера. Всеми мерами способствуя появлению и развитию народной самодеятельности, Бунаков организовал один из первых в России драматический кружок и крестьянский театр (1888), ставивший произведения русской и зарубежной классики.

Преподавательская деятельность в Петинской школе привела Бунакова к осознанию необходимости превращения трехлетней народной школы в полноценную среднюю общеобразовательную. Во время Всероссийской выставки (1896 г.) Бунаков успешно выступил с циклом лекций на учительских курсах в Нижнем Новгороде. Вновь земства стали приглашать его руководить курсами для народных учителей в Ярославле и в Одессе (1900 г.).

Отрицая казенный формализм чиновничьих предписаний, Бунаков читал лекции, в которых он отстаивал необходимость общеобразовательной подготовки для народных учителей. Лекционную деятельность Бунакова запретили в 1902 г. после его заявления о «неотложной необходимости новых свободных форм общественной и государственной жизни». По распоряжению министра внутренних дел полиция закрыла школу и театр, а самого Бунакова лишили права заниматься педагогической и общественной деятельностью. 66-летний педагог попал под надзор полиции. Бунаков всей своей преподавательской, общественно-педагогической и просветительской деятельностью подвижнически служил делу просвещения русского народа.

Педагог и известный методист географии Дмитрий Дмитриевич Семенов (1835-1902) - продолжатель дела К.Д. Ушинского. Д.Д. Семенов преподавал историю в гимназиях, Смольном институте и в других ученых заведениях. Он предложил концепцию начального образования, в которой центральное место занимало наглядное обучение. За время работы на Кавказе он и профессионально подготовил несколько сотен народных учителей и учительниц, организовав ряд учительских семинарий. При содействии общественности Семенов открыл Женскую прогимназию и учительскую семинарию в г. Гори. Семенов – автор учебного пособия «Отечествоведение» (в 6 томах); методических трудов: «Уроки географии», «Дар Слова», «Опыт методического руководства для преподавания русского языка и комментарий для наглядного обучения». Д.Д.Семенов в 1888 – 1891 гг. редактировал журнал «Детское чтение».

Педагог и публицист Николай Христианович Вессель (1834-1906) окончил факультет восточных языков Петербургского университета (1855). Работая наставником в доме князя А. Горчакова, Вессель составлял записки по вопросам народного образования, изучая «историю училищ в западноевропейских государствах и в России». С начала 1860-х гг. издавал совместно с И.И. Паульсоном известный педагогический журнал «Учитель», однако в 1864 г. вынужден был уйти из редакции из-за расхождений по вопросу о классическом и реальном образовании. Редактировал «Педагогический сборник» (1864-82), а в 1885 по 1900 гг. «Задушевное слово». Вессель – один из основателей и секретарь Петербургского педагогического общества (1869).

Н.Х.Вессель – автор трудов по истории педагогики: «Опытная психология, в применении к воспитанию и обучению» (1862); «Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов» (1873-74); «Профессиональные школы и обучение ремеслам» (1881) и др. В процессе воспитания Вессель продолжал идеи Руссо, утверждая принцип природосообразности. Целью общего образования он считал совершенное развитие разных способностей каждого человека. Задача педагога - побуждать личность ребенка к самовоспитанию, а это возможно лишь с учетом индивидуальных особенностей учащегося. Если ученик сумеет осознать и проявить в школе свои способности, он сумеет произвести наиболее адекватный выбор профессиональной деятельности.

Не выступая сторонником ложного классицизма и сохранения древних языков в гимназии, Вессель предложил перестройку содержания и методики преподавания в средней школе. Он предлагал так организовать учебный процесс, чтобы тот максимально соответствовал потребностям данного региона, в связи с чем, следует создавать специальные учебники для каждого учебного округа.

В эпоху Великих реформ 1860 –х годов Вессель стремился предложить свое решение исторической проблемы преобразования системы просвещения, отвечавшую запросам общества и интересы народа. Считая официальные гимназии «менее всего общеобразовательными», Вессель создал проект организации общего и профессионального образования в системе народного просвещения. Планировал создание обязательной народной 8-летней школы и 4-летней средней школы. На основе общего образования должна была строиться система профессионального образования. Главная заслуга Весселя заключалась в разработке альтернативного «правительственному уставному училищеведению » демократического подхода к организации системы образования - «общественного училещеведения».

Известный русский педагог Виктор Петрович Острогорский (1840- 1902) окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и преподавал русскую словесность во многих учебных заведениях, в том числе на Женских педагогических курсах. Продолжая и развивая прогрессивные педагогические идеи «шестидесятников», Острогорский выступал за равноправие женщин в образовании.

Он участвовал в организации первой воскресной школы, а затем активно работал для Петербургского комитета грамотности, издавал статьи и серии брошюр «Из народного быта» (1883), «Хорошие люди» (1884). Организовал на свои деньги двуклассную школу и библиотеку для крестьян на Валдае (1896).

В разные годы Острогорский редактировал несколько изданий: «Детское чтение» и «Педагогический листок», «Воспитание и обучение» и «Мир Божий». Он автор многочисленных статей в педагогических журналах «Учитель», «Женское образование», «Образование», «Вестник воспитания» и «Русская мысль».

Призывая воспитывать в учащихся человеколюбие, В.П. Острогорский разработал уникальную методику «толкового чтения» - эмоционально – образного восприятия классических произведений русской и иностранной литературы. Он — автор наставления для преподавателей и юношества «Руководство к чтению поэтических сочинений» (1877), а также пособий « Русские писатели, как воспитательный и образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» (1885) и «Беседы о преподавании словесности» (1886).

Автор знаменитого русского «Букваря» Дмитрий Иванович Тихомиров (1844-1915) родился в семье сельского священника Костромской губ. По окончании Московской военно-учительской семинарии, он остался в ней преподавателем. Его энергичная научная, общественная, преподавательская и просветительская деятельность вызывает уважение. Тихомиров с коллегами организовал первую в Москве и в России вечернюю воскресную школу для рабочих; он возглавлял курсы для учительниц городских училищ; заведовал несколькими школами при фабриках; преподавал на педагогических курсах в Москве при обществе воспитательниц и учительниц. Он организовывал и руководил учительскими съездами в разных губерниях. В 1874 г. Тихомиров был назначен инспектором школ Московского благотворительного общества.

Д.И.Тихомиров – автор известных по всей России методических руководств, выдержавших многие издания: «Грамматика», «Букварь для совместного обучения чтению и письму», «Азбука правописания», которые до 1917 г. вышли тиражом 4 млн. экз. Составленное Тихомировым в доступной форме «Руководство к букварю» (1870) – уникальное методическое пособие по изучению правил русского правописания. Тихомировский «Элементарный курс грамматики» (1873) и «Начатки грамматики» (1885) по праву считались самыми доступными учебниками для народной школы. Его краткий учебник для сельских школ «Правописание до грамматики» (1900) —экспериментальное пособие по обучению правописанию без грамматики. Книга для классного чтения и бесед, устных и письменных упражнений в школе и семье «Вешние всходы» - знакомила учащегося с окружающим миром. Очерки, рассказы, стихотворения лучших русских писателей «Из истории родной земли» (1891) и «Начатки географии» (1884) давали детям общие сведения о земном шаре и вселенной.

Опытный методист и педагог, Тихомиров разработал «Опыт плана и конспекта» (1875) как «подробно мотивированную программу» обучения родному языку в начальных школах. Его «Школа грамотности» (1887) — руководство для деревенского домашнего обучения. «Методика обучения родному языку» (1887) подводила итог плодотворной педагогической деятельности Тихомирова.

С 1894 г. Тихомиров издавал журнал «Детское чтение», где для учителей в качестве приложения выходил «Педагогический листок». Также он издал серию книг для самообразования учителей «Библиотека начального учителя» и серию «Библиотека детского чтения». Тихомиров участвовал в работе Московского комитета грамотности, Учебного отдела.



2016-01-05 908 Обсуждений (0)
Демократическое направление в педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Демократическое направление в педагогике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (908)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)