Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 23. Эра либерализма Александра 1



2016-01-05 3037 Обсуждений (0)
Вопрос 23. Эра либерализма Александра 1 0.00 из 5.00 0 оценок




Эра либерализма Александра I

Вступив на престол Александра I не рискнул открыто проводить политику абсолютизма. Он выступал против деспотизма и самодурства отца. В 1801 г. один за другим, последовали ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла. Он восстановил жалованые грамоты дворянству и городам. Объявил амнистию преследуемым при его отце людям, арестованным и сосланным тайной экспедицией. А сама тайная экспедиция была упразднена. Было запрещено применение пытки. Были возвращены на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (число которых превышало 10 тыс.). Были открыты частные типографии, разрешен ввоз иностранных книг из-за границы, отменялись ограничения на торговлю с Англией. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу. В этом сочетались его либеральные воззрения и стремление завоевать популярность в обществе.

Центральное место во внутренней политике первой половины ХIХ в. занимали три проблемы:

а) структура государственного управления

б) взаимоотношение помещиков и крестьян

в) система образования

Решение первой проблемы правительство видело в углублении централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и зависящих от получаемого жалованья.

Решить крестьянский вопрос можно было только, уничтожив наиболее уродливые проявления крепостничества - это помогло бы снять социальную напряженность в деревне и избежать крестьянских выступлений.

В развитии образования правительство видело упрочение самодержавия и привилегированного положения дворянства. Желая установить строгую законность в государственном управлении Александр учредил комиссию о составлении законов, которой предстояло в законодательной системе России навести порядок. Был учрежден при государстве совещательный орган Непременный Совет из 12 сановников. Но основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые либеральные друзья Александра I. Вместе с ними он обсуждал вопросы, касающиеся необходимых реформ в государственном управлении. Но проекты этого комитета не привели к коренным реформам. В России начала быстро расти прослойка буржуазии, зависящая от милости царя и получаемого за службу жалования.

Наиболее настоятельная нужда ощущалась в реформе центрального управления. В 1802 г. был издан манифест об учреждении 8 министерств, взамен устаревшей системы петровских коллегий. Эта мера привела к смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, к усилению централизации и укреплению самодержавия. Для совместного обсуждения вопросов был учрежден Комитет Министров, преобразованный в Совет МИНИСТРОВ, просуществовавший до 1917 г.

Негласный комитет обсуждал также вопрос о крестьянской реформе, но несмотря на желание облегчить положение крепостных крестьян, члены комитета не решились произвести каких-либо серьезных перемен в существующем положении. Был лишь издан указ в 1802 г. О свободных хлебопашцах, согласно которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему. Но наряду с этим принимались некоторые меры, направленные на смягчение крепостного права. Было запрещено отдавать крестьян на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

Запрещалось продавать крестьян поодиночке, чтобы не разрушались семьи. Так было покончено с самыми уродливыми формами крепостничества.

В 1837-1841 г. была проведена реформа управления государственными крестьянами, которые составляли одну треть крестьян, плативших подати и находившихся в ведении Министерства финансов. Цель реформы - поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов и ввести принцип самоуправления. Созданное МИНИСТЕРСТВО государственных имуществ заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Серьезные меры для улучшения положения крестьян были предприняты в эти годы лишь в Прибалтийском крае. Запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам предоставлялись гражданские права, вводились крестьянские суды и самоуправление. Крестьяне становились наследственными владельцами своих участков.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующем органом в системе государственного управления.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек близкий к царю.

Наиболее активным сторонником идеи реформы государственного управления был Статс-секретарь Непременного Совета М. М. Сперанский. Он обращал на себя внимание необыкновенными способностями и трудолюбием. Сперанский соединял в себе прекрасное знакомство с делами и широкую теоретическую подготовку. Александр I поручил М. М. Сперанскому разработать общий план государственного преобразования. С необыкновенным усердием Сперанский трудился несколько лет.

План государственного преобразования предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка. Вместо прежних сословий должно быть новое разделение граждан на дворянство, людей среднего состояния и народ рабочий. Все население государства представлялось граждански свободным, крепостное право упраздненным. За дворянами сохранялось право владения населенными землями и свобода от обязательной службы.

Общий смысл преобразования Сперанский полагал в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на неприменяемом законе. Его проект Введение к уложению государственных законов способствовал бы началу конституционного процесса в России. Против его либерального проекта выступала консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и своего положения. Идеологом консерваторов был известный писатель и историк Н.М. Карамзин. Он был за сохранение старых порядков. В этой борьбе победу одержали консерваторы. Александр I сочувствовал общему направлению проекта, но потом он изменил свое настроение и устрашился предложенной общей реформы. Знаменитый проект Сперанского остался только проектом. Под действием обвинений и интриг Сперанский был уволен от должности и сослан в Нижний Новгород, а потом в Пермь до конца правления Александра I.

Реформы 1802-1811 г. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Как и прежде император обладал верховной законодательной и исполнительной властью. В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении Конституции в царстве Польском, сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии.

Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Новоутвержденно Министерство Народного просвещения с состоящим при нем Главным правлением училищ не только выработало, но в значительной мере осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего образования. Этот план, изложенный в указе 26 января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ:

сельские приходские

уездные

губернские училища или гимназии

университеты

Учреждение приходских училищ, отнесенных на местные средства, не получило широкого развития.

В 1804 г. были открыты Харьковский, Казанский университеты, позже на базе педагогического института - университет в Петербурге. В Вильно был открыт университет с польским языком, Юрьеве (Дерпте) - немецкий университет. Вся Россия была разделена на 6 округов, с попечителями во главе. Фактически руководство делом народного образования было в каждом округе предоставлено местному университету. Университетский устав 1804 г. давал широкую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора и профессоров на вакантные кафедры.

Начало ХIХ в. характеризуется быстрым культурным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг в различных областях знаний. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов разных направлений (вестник Европы, Журнал Российской словесности, Северный вестник).

Отечественная война 1812 г. совершила в душе Александра I целый переворот. Ранее равнодушный к религии, он стал отличаться благочестием и склонностью к мистицизму. В нем стало заметно разочарование в жизни, он перестал доверять людям и потерял веру в свои идеалы. Внутреннее управление государством перестало его занимать, и он возложил его на тех немногих людей, которым еще верил. Например, графу А.А. Аракчееву, офицеру Гатчинского полка, невежественному и грубому служаке. Он впоследствии получил громадную силу и стал как бы первым министром и докладывал Александру о всех делах.

Это была политика, нацеленная на упрочнение абсолютизма и крепостного права. Она получила название аракчеевщина. Она выражалась в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободолюбия, в чистке университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии и т.д. Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне вместе с семьями. Крестьяне должны были нести военную службу и одновременно добывать пропитание себе и своим семьям. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Передовые люди России с возмущением встретили введение военных поселений. В 1825 г. около трети солдат были переведены на военные поселения. Военные поселения не стали опорой самодержавия, они волновались и бунтовали.

Вопрос 24. Наступление консервативных сил после Отечественной войны 1812 года С конца 18-го века в Европе шли непрерывные войны. Они начались тогда, когда коалиция европейских государств во главе с Англией выступила против республиканской Франции. В кровопролитной борьбе французский народ отстоял свое право на выбор формы государственного устройства. Ветхие феодально-аристократические режимы континентальной Европы терпели поражение за поражением от французской армии, рожденной в революции закаленной в справедливой борьбе против захватчиков. К несчастью, эта армия не заметила той грани , перейдя которую она подавила свободу собственного народа и превратилась в орудие закабаления соседних стран. Во Франции власть захватил генерал Наполеон Бонапарт. Теперь Франция вела войны , по - существу , за мировое господство. Идея мирового господства – опасная идея. Она ведет к безудержной агрессии, бесчисленным человеческим жертвам, подрыву экономики, уничтожению культурного достояния, грубому попранию воли и прав народов. В европейские войны втягивались все новые и новые государства. Постепенно в борьбу вовлекалась Россия. В 1805 году она вступила в военный союз с Англией и Австрией против Франции. В конце того - же года русские и австрийские войска потерпели тяжелое поражение от наполеоновской армии под Аустерлицем. После этого турецкое правительство, подстрекаемое французской дипломатией, закрыло для русских судов Босфор. В 1806 году началась русско-турецкая война. Театром военных действий стали Молдавия, Валахия и Болгария. Тем временем продолжалась борьба с наполеоновской Францией. Против нее сформировалась коалиция в составе Англии, России, Пруссии, Саксонии и Швеции. Главной силой коалиции были армии России и Пруссии. Союзники действовали несогласованно, и в течение 1806-1807 годов были подвергнуты ряду серьезных ударов. В июне 1807 года русская армия потерпела поражение под Фридландом. Через несколько дней в местечке Тильзит Наполеон и Александр 1 заключили Тильзитский мирный договор.

Россия не понесла каких-либо территориальных потерь, но была вынуждена следовать в русле политики Наполеона и присоединиться к Континентальной блокаде, то есть порвать торговые отношения с Англией. Этого Наполеон требовал от всех правительств, с которыми заключал соглашения. Таким образом, он пытался расстроить английскую экономику. Присоединение к блокаде поставило Россию во враждебные отношения с Англией. Между тем Швеция отказалась прекратить торговлю с Англией и продолжала с ней союзнические отношения. Для Санкт-Петербурга возникла угроза с моря и суши. Россия была вынуждена пойти на войну со Швецией, в результате которой к России отошла Финляндия. Континентальная блокада была невыгодна для России. Русские дворяне и купцы терпели убытки, падал курс рубля. В конце концов , в обход соглашения с Наполеоном, торговля с Англией стала осуществляться на американских судах, а между Россией и Францией развернулась таможенная война . Самолюбивый Александр 1 тяготился навязанным ему Тильзитским миром и отвергал попытки Наполеона диктовать ему свою волю. Наполеон видел, что Россия не покорилась. Ее сокрушение с последующим расчленением на несколько полузависимых государств должно было, по замыслу французских стратегов, завершить покорение континентальной Европы и открыть заманчивые перспективы похода в Индию.

Отношения с Францией резко ухудшались. Между тем, значительная часть русской армии была задействована на юге, где продолжалась война с Турцией. В 1811 году командующим армией, действующей на юге был назначен М.И. Кутузов. Ему удалось нанести ряд серьезных поражений противнику. Затем, проявив незаурядное дипломатическое искусство, Кутузов сумел склонить Турцию к подписанию мирного договора. В мае 1812 года, менее чем за месяц до вторжения французов военный конфликт с Турцией был улажен. Наполеон , еще не начав новую войну с Россией, потерпел в ней первое ( дипломатическое ) поражение. Но все же этот выдающийся полководец, крупный буржуазный государственный деятель заслуживает подробного рассказа, так как без этого рассказывать о войне 1812 года бессмысленно. Война 1812 г. была вызвана стремлением французского императора Наполеона к мировому господству. В Европе только Россия и Англия сохраняли свою независимость. Несмотря на Тильзитский договор (1807 г.), Россия продолжала противодействовать расширению наполеоновской агрессии. Особое раздражение Наполеона вызвало нарушение Россией континентальной блокады Англии. С 1810 г. обе стороны готовились к войне. Агрессором стал Наполеон. Он начал военные действия и вторгся со своей армией на территорию России. В связи с этим для русского народа война стала освободительной и Отечественной, так как в ней приняли участие не только кадровая армия, но и широкие народные массы. История Отечественной войны делится на два этапа: I - с 12 июня до середины октября 1812 г. - отступление русской армии с арьергардными боями с целью заманивания противника в глубь российской территории; II - с середины октября до 25 декабря - контрнаступление русской армии с целью полного изгнания противника из России. 12 июня 1812 г. почти 500 тыс. солдат Наполеона, перейдя реку Неман, вторглись в Россию. Кадровая русская армия насчитывала 220 тыс. человек, причем была разделена на 3 части: 1-я армия генерала М. Б. Барклая-де-Толли находилась в Литве, 2-я армия Н. И. Багратиона - в Белоруссии, 3-я армия генерала А. П. Тормасова - на Украине. План Наполеона состоял в том, чтобы разгромить русские армии по частям мощным ударом. Русские армии отступали на восток, изматывая в боях противника. 2 августа 1-я и 2-я русские армии соединялись под Смоленском, где в двухдневной битве армия Наполеона потеряла 20 тыс. человек, русские - 6 тыс. 17 августа главнокомандующим русской армией был назначен М. И. Кутузов. Кутузов решил дать генеральное сражение Наполеону у села Бородино, западнее Москвы. Сражение началось 26 августа. Соотношение сил было почти равным: у французов - 130 тыс. у русских - 150 тыс. Левый фланг защищала армия П. И. Багратиона, прикрытая земляными укреплениями-флешами. В центре расположилась армия генерала Н. П. Раевского. Восемь атак предприняли французы на багратионовские укрепления, так и не сумев из захватить. С большим трудом французы разгромили батарею Раевского. Во время боя казачья конница атамана М. И. Платова и корпус генерала Ф. Т. Уварова совершили рейд в тыл врага. Это посеяло панику, и Наполеон не решился ввести в сражение свой резерв - гвардию. Сражение продолжалось 12 часов, потери с обеих сторон были огромны.

Бородино явилось моральной и политической победой русских: боевой потенциал русской армии был сохранен. 1 сентября на совещании в Филях Кутузов принимает решение оставить Москву, чтобы сохранить армию. Наполеон вступил в Москву 2 сентября и пробыл там до 6 октября 1812 г.

В это время Кутузовым был осуществлен план под названием Тарутинский марш-маневр. Русская армия, выступая из Москвы по Рязанской дороге, свернула на Калужскую дорогу и расположилась у Тарутино. Здесь армия Кутузова пополнилась до 120 тыс. человек. Наполеоновская армия была деморализована пребыванием в Москве: голодом, мародерством, пожаром. Наполеон вывел свою армию из Москвы. 12 октября под Малоярославцем армия Наполеона потерпела поражение и начала отступление из России по разоренной Смоленской дороге. Русскую армию поддерживало партизанское движение, среди руководителей которого были подполковник Д. В. Давыдов, крестьяне Герасим Курин, Василиса Кожина и др. Сражение при Березине завершило разгром армии Наполеона, и границу России пересекли только 30 тыс. французских солдат. Манифест царя от 25 декабря 1812 г. ознаменовал завершение Отечественной войны. Изгнание Наполеона из России не означало окончания борьбы с ним. Наполеон по-прежнему держал в повиновении почти всю Европу. Для обеспечения своей безопасности Россия продолжала военные действия в Европе. В январе 1813 г. русские войска вступили в Пруссию Польшу. К России примкнули Австрия, Англия и Швеция. В октябре 1813 г. произошло сражение под Лейпцигом - "битва народов". Наполеон потерпел поражение. В марте 1814 г. пал Париж. В 1814 - 1815 гг. состоялся Венский конгресс европейских государств, на котором решался вопрос о послевоенном устройстве Европы. По решению конгресса Царство Польское вошло в Российскую империю. В марте 1815 г. Россия, Англия, Австрия и Пруссия подписали договор об образовании Четверного Союза. Победа в Отечественной войне 1812 г. упрочила международное положение России как сильной европейской державы.

 



2016-01-05 3037 Обсуждений (0)
Вопрос 23. Эра либерализма Александра 1 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 23. Эра либерализма Александра 1

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3037)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)