Приднестровье в XVI-XVII веках
В1506 году Крымский хан объявил всю Южную Русь родовым улусом и начал уничтожение населения южных окраин Московского государства и Литвы. Приднестровье в это время занимает стратегическое положение на стыке трех сильных государств — Польши, Крымского ханства и Османской империи. У всех трех были серьезные интересы в Приднестровье. На защиту южных рубежей государства встало новое военное сословие — казаки. В период между 1508 и 1528 г.г. казаки под начальством брацлавского и виленского старосты князя Константина Острожского и каменецкого старосты Предслава Ляндскоронского совершили четыре похода против татар, отражая их нападение и опустошая пограничные с Литвой земли. В 1538 году султан Сулейман I Кануни отобрал у Молдавского княжества территорию междуречья Днестра и Прута вплоть до Тигины (Бендеры) и полностью подчинил себе это княжество. 1 июля 1569 году в Люблине была подписана новая уния (союз) Польши и Литвы. За несколько месяцев до этого король издал универсалы, включающие украинские земли в состав Польши, в числе новых приобретений Польши были Подолия и Брацлавщина, а значит и Приднестровье. Это событие имело огромное значение для южнорусского населения. По унии эти земли присоединялись на правах свободной страны со свободным населением: «яко вольные до вольных и ровные до ровных люди». Так сказано было на бумаге, но не так вышло на деле. Население Приднестровья всегда было православным. В составе Литвы православные имели равные права с католиками, но в Польше это было не так. Включение Приднестровья в состав католической Польши обострило отношения между католиками и православными. В 1596 году на Брестском соборе была провозглашена церковная уния. Несмотря на то, что подписанными ранее договорами Польская корона даровала Брацлавщине некоторые свободы и права, в частности это касалось употребления русского языка в государственной практике — все указы должны были написаны на русском языке, уния положила этому конец. Польская конституция разрешала шляхтичу вмешиваться в религиозную жизнь подданных. Шляхта запрещала православным отправлять религиозные обряды, преследовала тех, кто отказывался насильно принять унию, обязывала содержать католическое духовенство. По всей Брацлавщине и Подолии были открыты иезуитские коллегиумы и базилианские монастыри. Православных детей обязывали отдавать в обучение в иезуитские школы и монастыри. Приднестровье не стало исключением. Жизнь между двумя враждебными религиями: польским католицизмом и османским мусульманством вырабатывала в народе особый уклад жизни, а православное мессианство и мученичество, свойственное всем православным, реализовывалось не только в молитве, но и в делах. Историк Н. П. Батюшков писал «...забужане и поднестряне, самый бойкий и отважный народ Южной Руси, отличались расположенностью к буйству и неповиновению...». В экономическом плане в конце XVI - начале XVII века на Брацлавщине и Приднестровье наблюдается экономический подъем. Приток беглых в Приднестровье стимулировал рост казачества и способствовал появлению новых селений. К этому времени относится основание Валадынки (Валя-Адынкэ), Белочей, Хрустово (Хрустовая), Рыбницы. Развиваются и расширяются города и местечки Приднестровья. Казаки начинают играть важную роль в политической жизни не только Польши, но сопредельных государств: Молдавии, Турции, Крымского ханства и России. В конце XVI века походы казаков в Молдавию, Турцию, Крым не были единичными, что послужило поводом для напряженности в отношениях с этими странами. Польско-турецкие войны не раз делали Приднестровье ареной кровавых стычек и жертвой набегов татар. В середине XVII века противоречия Речи Посполитой вылились в казацкие войны. В этот период 1648-1654 годов Приднестровье было крепким тылом. В 1654 году через Приднестровье путешествовал Антиохийский патриарх Макарий. Павел Алеппский, сопровождавший патриарха, записал в своем дневнике: Турецкий путешественник Эвлия Челеби, совершающий свое путешествие с турецкой армией в 1659 году называл Приднестровье казацкой страной. Польско-русская война и последовавшее за этим Андрусовское перемирие между Россией и Польшей вернуло Приднестровье Польше, но ненадолго. В 1672 году османский султан Мехмед IV, стремясь овладеть Малороссией, начал против Речи Посполитой новую войну. Его войско в августе 1672 г. овладело крепостью Каменец (Каменец-Подольский) и продолжило наступать по двум основным направлениям - на Бучач и Львов. Положение Речи Посполитой было критическим, и она вынуждена была 17 октября заключить с Турцией Бучацкий мир 1672 года. Хотя польский сейм отказался ратифицировать этот договор (апрель 1673), и война возобновилась турки заняли Брацлавское воеводство. В сражении под Хотином 11 ноября 1673 года польское войско во главе с великим коронным гетманом Яном Собеским одержало победу. Но это не повлияло на турок. Бучачский мир 1672 года разделил Правобережную Украину на три части: Подолия вошла в состав Османской империи, Брацлавское и Киевское воеводство составили владения гетмана Петра Дорошенко, остальные земли остались в составе Речи Посполитой. В 1683 году в ходе войны против Турции (1683-1699 гг.) польские войска заняли территорию Подолии и Брацлавщины, которые по условиям Карловицкого мира 1699 года вновь вошли в состав Речи Посполитой.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (836)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |