Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие представлений о патопсихологии в дореволюционный период



2016-01-02 1605 Обсуждений (0)
Развитие представлений о патопсихологии в дореволюционный период 0.00 из 5.00 0 оценок




История патопсихологии

Патопсихологию, как и нейропсихологию, можно по праву считать отечественной отраслью клинической психологии, у колыбели которой стояли Л. С. Выготский, ученикиК.Левина Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. Начало своего развития патопсихология получила в 30-е гг. XX столетия, в годы Великой отечественной войны (1941—1945) и послевоенные годы, когда она оказалась востребованной, как и нейропсихология, для восстановления психических функций у пациентов с военной травмой.

Своего бурного развития патопсихология достигает к 70-м гг. XX столетия. Именно в эти годы увидели свет основные труды отечественных патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые отечественные практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 80-х гг. XX столетия.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология[5].

Наиболее четкое представление о предмете и задачах патопсихологии на заре ее становления содержалось в работах В.М. Бехтерева, который определял ее предмет, как «…изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц».

На формирование принципов отечественной патопсихологии оказала влияние работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), которая сблизила физиологию и психологию.

 

Развитие представлений о патопсихологии в дореволюционный период

История патопсихологии связана с развитием психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии.

В конце XIX в. психология стала постепенно утрачивать характер умозрительной науки, в ее исследованиях начали использоваться методы естествознания. Экспериментальные методы В. Вундта и его учеников проникли в психиатрические клиники - в клинику Э. Крепелина (1879), в крупнейшую психиатрическую клинику Франции в Сальпетриере (1890), где должность заведующего лабораторией более 50 лет занимал П. Жане; экспериментально-психологические лаборатории были открыты и в психиатрических клиниках России - в лаборатории В. М. Бехтерева в Казани (1886), затем в лаборатории В. Ф. Чижа в Юрьеве, И. А. Сикорского в Киеве и др.

Патопсихология как самостоятельная отрасль психологической науки начала формироваться в начале XX в. Так, в 1904 г. В. М. Бехтерев пишет о том, что новейшие успехи психиатрии во многом были обязаны клиническому изучению психических расстройств больного и легли в основу особого раздела знаний - патологической психологии; она уже помогла решить многие психологические проблемы, а в будущем, скорее всего, окажет еще большую помощь.

Именно в работах В. М. Бехтерева содержались наиболее четкие представления о предмете и задачах патопсихологии на начальных этапах ее становления, а именно - изучение ненормальных проявлений психической сферы, так как они освещают задачи, стоящие перед психологией нормальных людей. В организованном В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте читались курсы общей психопатологии и патологической психологии. В литературе тех лет она обозначается как "патологическая психология" (В. М. Бехтерев, 1907).

В одной из первых обобщающих работ по патопсихологии "Психопатология в применении к психологии" швейцарский психиатр Г. Штерринг писал, что изменение в результате болезни того или иного составного элемента душевной жизни дает возможность узнать, в каких процессах он принимает участие и какое значение имеет для явлений, в состав которых входит. Патологический материал способствует постановке новых проблем в общей психологии, чем содействует ее развитию; кроме того, патологические явления могут служить критерием при оценке психологических теорий.

Таким образом, у самых истоков повой отрасли психологической науки, когда еще не был в достаточной мере накоплен конкретный материал, ученые уже осознавали ее значение как прикладной к психиатрии науки. В предисловии к русскому изданию работы Г. Штерринга (1903) В. М. Бехтерев высказал мысль о том, что патологические проявления душевной деятельности - это отклонения и видоизменения нормальных проявлений душевной деятельности, подчиняющиеся одним и тем же законам.

В 20-х гг. XX в. появляются работы по медицинской психологии известных зарубежных психиатров: "Медицинская психология" Э. Кречмера, трактующая проблемы распада и развития с позиций конституционализма, и "Медицинская психология" П. Жане, в которой автор останавливается на проблемах психотерапии.

Развитие отечественной патопсихологии отличалось наличием прочных естественнонаучных традиций. И. М. Сеченов придавал большое значение сближению психологии и психиатрии. В письме к М. А. Боковой в 1876 г. он сообщил, что приступает к созданию медицинской психологии - своей "лебединой песни" - и констатировал тот факт, что психология становится основой психиатрии. Ученый - в частности, его работа "Рефлексы головного мозга" (1863) - оказал значительное влияние на формирование ее принципов и методов. Однако основоположником патопсихологического направления в России стал не И. М. Сеченов, а В. М. Бехтерев, который организовал широкие экспериментально-психологические исследования нарушений психической деятельности.

Представитель рефлекторной концепции В. М. Бехтерев изгнал интроспекцию из сферы науки, объявив единственно научным метод объективный, что было его заслугой в период засилья субъективно-идеалистической психологии. Но, как известно, логика борьбы с интроспективной психологией привела В. М. Бехтерева к отказу не только от употребления психологической терминологии, но и от попыток проникновения в субъективный мир, к созданию рефлексологии, и это не могло не отразиться на патопсихологических исследованиях его учеников и сотрудников: рефлексологический принцип лишал исследования собственно психологического анализа объективных проявлений психики. Поэтому интерес представляют скорее протокольные записи работ школы В. М. Бехтерева, а не сам их анализ: объективное исследование требовало по возможности охватывать всю совокупность факторов, связанных с внешним проявлением невропсихики, а также сопутствующие им условия.

Кроме того, большинство патологических исследований было осуществлено в дорефлекторный период творчества В. М. Бехтерева, в лаборатории и клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии в Петербурге.

В работах школы В. М. Бехтерева получен богатый конкретный материал об особенностях ассоциативной деятельности, мышлении, речи, внимании, умственной работоспособности у разных категорий больных сравнительно со здоровыми людьми соответствующего возраста, пола и образования; этот материал представляет интерес как исторический факт "деятельностного" подхода к психическим явлениям.

Уход от собственного психологического анализа фактически противоречил выдвинутому В. М. Бехтеревым принципу личностного подхода, согласно которому в ходе эксперимента учитывается личность больного и его отношение к эксперименту, принимаются во внимание малейшие детали - начиная с мимики и заканчивая репликами и поведением больного. Это противоречие приводило к тому, что вопреки принципам рефлексологии в конкретные исследования представителей школы В. М. Бехтерева проникал психологический анализ. Примером может служить вышедшая в 1907 г. работа М. И. Аствацатурова "О проявлении негативизма в речи". Речь больного в этом исследовании анализируется в системе целостного поведения, особенности речи в экспериментальной беседе сопоставляются с речью больного в иных обстоятельствах, подчеркивается, что сходные речевые реакции могут иметь различную природу.

Принятый в школе В. М. Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности стал традицией отечественной психологии.

В. М. Бехтеревым, С. Д. Владычко, В. Я. Анифимовым и другими представителями школы было разработано множество методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных, некоторые из них (методика сравнения понятий, определения понятий) вошли в число наиболее употребляемых в советской патопсихологии.

Сохранили свое значение для современной науки сформулированные В. М. Бехтеревым и С. Д. Владычко требования к методикам:

o простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниями, навыками);

o портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки);

o предварительное испытание методики на большом количестве здоровых людей соответствующего возраста, пола, образования.

Видную роль в определении направления отечественной экспериментальной психологии сыграл ученик В. М. Бехтерева - А. Ф. Лазурский, заведующий психологической лабораторией в основанном В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте, организатор собственной психологической школы. В предисловии к книге А. Ф. Лазурского "Психология общая и экспериментальная" Л. С. Выготский писал, что А. Ф. Лазурский относится к тем исследователям, которые были на пути превращения эмпирической психологии в научную.

Ученый внес большой вклад в развитие методологии патопсихологии. В клинику был внедрен разработанный им для нужд педагогической психологии естественный эксперимент. Он применялся при организации досуга больных, их занятий и трудовой деятельности.

Значительным этапом в развитии патопсихологии стала работа Г. И. Россолимо "Психологические профили. Метод количественного исследования психологических процессов в нормальном и патологическом состояниях" (1910), получившая широкую известность в России и за рубежом. Это была одна из первых попыток тестовых исследований: предлагалась система обследования психических процессов и оценки их по 10-балльной шкале. Это был еще один шаг на пути превращения патопсихологии в точную науку, хотя в дальнейшем предложенный подход оказался недостаточно состоятельным для решения задач патопсихологического исследования.

Вторым центром, в котором развивалась клиническая психология, была психиатрическая клиника С. С. Корсакова в Москве. В этой клинике в 1886 г. была организована вторая в России психологическая лаборатория, которой заведовал

А. А. Токарский. Как и все представители прогрессивных направлений в психиатрии, С. С. Корсаков придерживался того мнения, что знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека.

В работах школы С. С. Корсакова содержатся положения, вносящие ценный вклад в теорию психологической науки. Так, статья А. А. Токарского "О глупости" содержит интересный анализ структуры слабоумия, подводит к мысли о том, что нарушения интеллектуальной деятельности больных не сводятся к распаду отдельных способностей, что речь идет о сложных формах нарушений всей целенаправленной мыслительной деятельности.

В 1911 г. вышла книга А. Н. Бернштейна, посвященная описанию методик экспериментально-психологического исследования; в том же году Ф. Е. Рыбаков издал свой "Атлас для экспериментально-психологического исследования личности". Таким образом, к 20-м гг. XX в. начала формироваться новая область знаний - экспериментальная патопсихология.

 



2016-01-02 1605 Обсуждений (0)
Развитие представлений о патопсихологии в дореволюционный период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие представлений о патопсихологии в дореволюционный период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1605)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)