Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Богословие и богословское образование в древности, средневековье, и современности



2016-01-02 982 Обсуждений (0)
Тема: Богословие и богословское образование в древности, средневековье, и современности 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Структура, и направления развития, и основные литературные жанры древнего богословия.

2.Богословские школы древней Церкви: методологические особенности.

3.Средневековая теология и феномен университета. Место теологии в европейском университетском образовании.

4.Богословское образование и богословская наука в дореволюционной России и в эмиграции.

5.Современные дискуссии о роли и месте теологии в системе научного знания и образования.

Литература:

Воробьев Вл., прот. Статьи и интервью: Проблемы православного образования сегодня. Невероятные приключения теологии в России. Нужна ли «светская» теология Церкви. Что в действительности происходит с теологией. И др. на сайте http://www.patriarchia.ru/db/text/210109.html и других сайтах.

Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. М., 2001.

Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в древней церкви (III–VI вв.) // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3. М., 1998. С.6–55.

Иларион (Алфеев), иером. Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999. (Часть1. Богословское образование в прошлом и настоящем).

Иларион (Троицкий), сщмч.1)О церковности духовной школы и богословской науки 2)Богословие и свобода Церкви (о задачах освободительной войны в области русского богословия)// Иларион (Троицкий), сщмч. Творения, т.2. М., 2004. http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/bogoslovie-i-svoboda-tserkvi/

Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М.: ГЛК, 2014.

Каллист (Уэр), еп. Священное Писание и святые Отцы о богословском образовании // Богословский сборник. Вып. 2. М., Изд-во ПСТБИ,1997. С. 142–152 http://archivorthodoxy.com/page-753.html.

Лемерль П. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до X века. СПб., 2012 (третья глава, с. 59–104).

Мейендорф И., протопр. Рим. Константинополь. Москва. М.: ПСТГУ, 2005 (гл. Богословие в тринадцатом столетии).

Ньюмен Дж.Г. Идея университета. Пер. с англ. С.Б. Бенедиктова. Минск, БГУ, 2006. http://www.bsu.by/Cache/pdf/308803.pdf

Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006 (глава первая, параграф 5 «Александрийская школа как центр христианской науки». С. 171–193)

Сидоров А.И. Богословские школы древней Церкви // Православная энциклопедия, т.5. http://www.pravenc.ru/

Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный. Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX-XX вв. М.: ПСТГУ, 2007.

Сухова Н.Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870-1918 гг.) М.: ПСТГУ, 2012.

Филарет, митр. Минский и Слуцкий. Оценка состояния и перспектив развития современного православного богословия// Журнал Московской Патриархии, 2000, №4.

Хмелевская С. А. Теология: Современные подходы к осмыслению концептуального статуса// Социально-политические науки. №2, 2013// http://cyberleninka.ru/article/n/teologiya-sovremennye-podhody-k-osmysleniyu-kontseptualnogo-statusa#ixzz3ozQKh25P

 

Занятие 3.

Тема: Католическая теология: история и современные направления.

1.Схоластика и ее методологические принципы. Разновидности схоластического дискурса.

2.Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Основные богословские темы II Ватиканского собора (1962-1965).

3. Неотомизм: основные представители (Д. Мерсье, Ж. Маритен, Э. Жильсон, Б. Лонерган, И.Б. Лотц, К. Войтыла) и методологические принципы.

4. «Новая теология» и ее основные представители: А. де Любак, Ж. Даниелу, У. фон Бальтазар, И. Конгар, М.-Д. Шеню.

5. Аджорнаменто и основные тенденции в католическом богословии: экзистенциализация, антропологизация, феноменологизация, методологизация.

 

Литература:

Вдовина Г.В. Бернард Лонерган: метод в теологии и гуманитарные науки// http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/pj/pj_11/1.pdf

Даниелу Ж. Современные направления религиозной мысли // Наследие святых отцов в ХХ веке. М.: ПСТГУ, 2010.

Жильсон Э. Избранное. Т.1. Томизм. СПб.: Университетская книга, 1999.

Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992 С. 5–48

Жильсон Э.Философ и теология (глава 4 «Утpаченная теология», глава 5 «Обpетенная теология», глава 9 «Христианская философия», глава 11 «Будущее христианской философии»). М.: «Гнозис», 1995.

Конгар И. Святые отцы – избранные орудия Священного Предания // Наследие святых отцов в ХХ веке. М.: ПСТГУ, 2010.

Красников А.Н. Б. Лонерган: программа обновления католической теологии // Религиоведение. 2002, №2.

Красников А. Н. Методология современного неотомизма. М., 1993;

Кюнг Г. Теология на пути к новой парадигме // Кюнг Г. Великие христианские мыслители / Пер. с нем. О.Ю. Бойцовой. СПб.: Алетейя, 2000.

Лонерган Б. Метод в теологии. М., 2010.

Лонерган Б. Теология в ее новом контексте // Религиоведение. 2002, №2.

Маритен Ж. Знание и мудрость. М.: научный мир, 1999.

Николс Э.Контуры католического богословия. М.: ББИ, 2009.

Середкина Е.В. Программа обновления католической теологии в работах Г. Кюнга и Б. Лонергана.// Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России. Материалы Всероссийской научной конференции. — Белгород, 2004. — С. 28-32. http://anthropology.ru/ru/text/seredkina-ev/programma-obnovleniya-katolicheskoy-teologii-v-rabotah-gkyunga-i-blonergana-ot

Хейз М., Джирон Л. Современное католическое богословие. Хрестоматия. М.: ББИ, 2007.

Занятие 4.



2016-01-02 982 Обсуждений (0)
Тема: Богословие и богословское образование в древности, средневековье, и современности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Богословие и богословское образование в древности, средневековье, и современности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (982)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)