ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУКОЧЕВОЙ И ОСЕДЛОЙ КУЛЬТУР
Некоторые постоянные зимовки, расположенные ближе к караванным путям или вдоль них, со временем разрастались в города. Таким образом, в начале средних веков на территории Казахтана стали возникать города. Развивались тесные экономические и культурные связи между жителями городов и полукочевниками. Китайские летописи свидетельствуют о существовании и начале VII века в Южном Казахстане города Испиджаб. Этот город в VI веке, по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык. Города обычно состояли из трех частей, что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями. В центре жили представители знати, богатые купцы. Их дома строились на возвышенной местности и огораживались стенами. Во второй части, в предместье, окружавшем центр города, жили мелкие торговцы и ремесленники. Третья часть города как бы окружала вторую. Здесь жили земледельцы, бедняки. О том, что тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с V века, красноречиво говорят слова жужанского кагана, обращенные к тюркскому кагану: «Ты мой плавильный невольник, как же осмелился сделать такое предложение?» в ответ на его обращение выдать свою дочь за него. Письменные источники свидетельствуют, что в городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйских, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы. Торговля и денежное обращение. Увеличение числа городов оказало большое влияние на развитие торговли. Торговля В развитии международной торговли важную роль играл Великий Шелковый путь. Северная ветвь пути пролегала через юг Казахстана и Жетысу. По этому пути через города Суяб, Тараз и Испиджаб проходили торговые караваны. Одно из ответвлений Великого Шелкового пути шло из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан. Казахстан служил важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом в развитии торговли. Такое выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах знаменитый тюркский каган Иштеми, который не раз направлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией. Со Среднего и Ближнего Востока тюрки получали ковры, драгоценные камни, жемчуга и кораллы, стекло и различные ткани. Археологические исследования показывают, что в торговом обороте использовались и деньги. Например, тюргеши в Таразе выпускали монеты, а в присырдарьинских городах найдены деньги тюркского племенного союза Кангу Тарбан. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей впоследствии были найдены в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах. Это является свидетельтвом значительного развития международной торговли в период правления тюргешей, вызвавшего оживление и во внутренней торговле. § 8. АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО (VI-IX вв.) Архитектура. В Жамбылской области сохранился фундамент сооружения Акыртас, строившегося в VII-VIII веках и не законченного до конца. Памятник был возведен из прямоугольных каменных блоков. Его середина была задумана как ясли (выемка для корма скота), сложена из мелких камней и глины. Поэтому местные жители назвали памятник Акыртас (Каменная кормушка). Как считает академик К. М. Байпаков, исследовавший этот памятник, он был сооружен в эпоху Карлукского каганата, примерно в 766-893 годы, и так и не был завершен. Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные сооружения над колодцами, построенные для путников и скотоводов. Такое сооружение по-персидски называется «сардоба», что означает надстройку над колодцем. Религиозное зодчество. Памятники в стиле дын - это разновидность зодчества доисламского периода. Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Преимущественно они возводились в VIII веке в период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие архитектурные памятники в основном сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей. На месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки буддийских храмов. Предположительно, они были построены в конце VII и начале VIII веков. Руины храмов и других религиозных верований были обнаружены в Таразе. Наличие таких архитектурных сооружений, отноящихся к различным религиозным направлениям, объясняется пролеганием через территорию Казахстана Великого Шелкового пути. Исламские мечети стали строиться со второй половины IX века. Скульптура. В древнетюркских письменах каменные скульптуры называли «балбал», а в орхонской письменности - «балбык». Позднее их стали называть «кемпиртас» («каменная старуха») или «таскелиншек» («каменная молодуха»). Такие каменные скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу. «Балбалы» устанавливались на месте захоронений знатных людей и военачальников.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1057)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |