Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУКОЧЕВОЙ И ОСЕДЛОЙ КУЛЬТУР



2016-01-05 1057 Обсуждений (0)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУКОЧЕВОЙ И ОСЕДЛОЙ КУЛЬТУР 0.00 из 5.00 0 оценок




Некоторые постоянные зимовки, расположенные ближе к караванным путям или вдоль них, со временем разрастались в города. Таким образом, в начале средних веков на территории Казахтана стали возникать города. Развивались тесные экономические и культурные связи между жителями городов и полукочевниками.

Китайские летописи свидетельствуют о существовании и начале VII века в Южном Казахстане города Испиджаб. Этот город в VI веке, по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык.

Города обычно состояли из трех частей, что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями. В центре жили представители знати, богатые купцы. Их дома строились на возвышенной местности и огораживались стенами. Во второй части, в предместье, окружавшем центр города, жили мелкие торговцы и ремесленники. Третья часть города как бы окружала вторую. Здесь жили земледельцы, бедняки.

О том, что тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с V века, красноречиво говорят слова жужанского кагана, обращенные к тюркскому кагану: «Ты мой плавильный невольник, как же осмелился сделать такое предложение?» в ответ на его обращение выдать свою дочь за него.

Письменные источники свидетельствуют, что в городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйских, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы. Торговля и денежное обращение. Увеличение числа городов оказало большое влияние на развитие торговли.

Торговля

В развитии международной торговли важную роль играл Великий Шелковый путь. Северная ветвь пути пролегала через юг Казахстана и Жетысу. По этому пути через города Суяб, Тараз и Испиджаб проходили торговые караваны.

Одно из ответвлений Великого Шелкового пути шло из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан.

Казахстан служил важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом в развитии торговли. Такое выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах знаменитый тюркский каган Иштеми, который не раз направлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией.

Со Среднего и Ближнего Востока тюрки получали ковры, драгоценные камни, жемчуга и кораллы, стекло и различные ткани.

Археологические исследования показывают, что в торговом обороте использовались и деньги. Например, тюргеши в Таразе выпускали монеты, а в присырдарьинских городах найдены деньги тюркского племенного союза Кангу Тарбан. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей впоследствии были найдены в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах. Это является свидетельтвом значительного развития международной торговли в период правления тюргешей, вызвавшего оживление и во внутренней торговле.

§ 8. АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО (VI-IX вв.)

Архитектура.

В Жамбылской области сохранился фундамент сооружения Акыртас, строившегося в VII-VIII веках и не законченного до конца. Памятник был возведен из прямоугольных каменных блоков. Его середина была задумана как ясли (выемка для корма скота), сложена из мелких камней и глины. Поэтому местные жители назвали памятник Акыртас (Каменная кормушка).

Как считает академик К. М. Байпаков, исследовавший этот памятник, он был сооружен в эпоху Карлукского каганата, примерно в 766-893 годы, и так и не был завершен.

Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные сооружения над колодцами, построенные для путников и скотоводов. Такое сооружение по-персидски называется «сардоба», что означает надстройку над колодцем.

Религиозное зодчество. Памятники в стиле дын - это разновидность зодчества доисламского периода. Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Преимущественно они возводились в VIII веке в период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие архитектурные памятники в основном сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей.

На месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки буддийских храмов. Предположительно, они были построены в конце VII и начале VIII веков.

Руины храмов и других религиозных верований были обнаружены в Таразе. Наличие таких архитектурных сооружений, отноящихся к различным религиозным направлениям, объясняется пролеганием через территорию Казахстана Великого Шелкового пути.

Исламские мечети стали строиться со второй половины IX века.

Скульптура. В древнетюркских письменах каменные скульптуры называли «балбал», а в орхонской письменности - «балбык». Позднее их стали называть «кемпиртас» («каменная старуха») или «таскелиншек» («каменная молодуха»). Такие каменные скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу. «Балбалы» устанавливались на месте захоронений знатных людей и военачальников.



2016-01-05 1057 Обсуждений (0)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУКОЧЕВОЙ И ОСЕДЛОЙ КУЛЬТУР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУКОЧЕВОЙ И ОСЕДЛОЙ КУЛЬТУР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1057)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)