Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


На самостоятельное изучение: «Нормы оценки знаний и умений учащихся по русскому языку»



2016-01-02 653 Обсуждений (0)
На самостоятельное изучение: «Нормы оценки знаний и умений учащихся по русскому языку» 0.00 из 5.00 0 оценок




Контроль за сформированностью речевых умений учащихся включает контроль за сформированностью некоммуникативных (проверяется овладение лексическими, произносительными и формообразовательными умениями, а также построение словосочетаний и предложений) и коммуникативных умений (умений по созданию текста).

Некоммуникативные умения проверяются через задания типа «прочитай слово», «образуй форму», «составь предложение», а также через тестовые задания с выбором правильного ответа или нахождения ошибки в дидактическом материале.

Основными способами проверки речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения. С помощью изложений и сочинений проверяются 1)умение раскрыть тему и основную мысль, 2)умение соблюдать нормы литературного языка, 3)умения правописного характера. Именно поэтому любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление работы, вторая за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются: 1)соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания, 2)полнота раскрытия темы, 3)правильность фактического материала, 4)последовательность и логичность изложения, 5)правильное композиционное оформление работы. При проверке работы выносится количество фактических и логических ошибок и недочётов. «5» ставится при отсутствии ошибок, «4» - при наличии 1-2 недочётов в содержании.

Критериями оценки языкового оформления изложения и сочинения являются: богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи, 2) стилевое единство и выразительность речи, 3)правильность и уместность употребления языковых средств. «5» допускает 1-2 речевых недочёта, «4» - не более 3-4 речевых недочётов, «3» - 5 речевых недочетов, «2» - до 7 речевых недочётов.

3. ♦ Обучение и контроль — два звена одного процесса. Они регламентируются одними и теми же государственными документами, в частности Федеральным государственным образователь­ным стандартом. Содержание контроля определяется це­лями обучения, сформулированными в стандарте на язы­ке компетенций. Компетентностный подход, реализован­ный в системе контроля, предполагает, что объектом проверки являются не отдельные знания, умения и навы­ки, а три компетенции — лингвистическая, языковая и коммуникативная.

Таким образом, содержание итогового контроля по родному языку должны составить задания, проверяющие все типы компетенций:

1) лингвистическую компетенцию:

— знания о системе языка (знания по фонетике, лекси­ке, словообразованию, морфологии, синтаксису);

— умение применять эти знания в работе с языковым материалом (опознавать, классифицировать, анализиро­вать языковые явления);

2) языковую компетенцию:

— практическое владение лексическими и граммати­ческими средствами языка на уровне нормы — орфоэпи­ческой, лексической, словообразовательной, морфологи­ческой, синтаксической;

— владение нормами письменной речи — орфографи­ческими и пунктуационными;

3) коммуникативную компетенцию:

— владение специальными речеведческими знаниями (о стилях и типах речи, о тексте и его строении, об умест­ном использовании в нем средств языковой и речевой выразительности) и умениями применять их к анализу ; и конструированию текста;

— владение умениями и навыками в разных видах речевой деятельности (чтении, слушании, говорении, письме).

Итак, содержательная структура итогового конт­роля по родному языку состоит из трех частей, каждая из которых проверяет сформированность у учащихся той или иной компетентности. В этом случае итоговая работа полно­стью контролирует процесс обучения.

 

Обращаем внимание на различия в значении и словоупотреблении новых для методики родного языка терминов компетенция и компетентность. Компетенция — понятие, характеризующее объект обучения, методику преподавания, — цель обучения и набор компонентов со­держания, усвоение которых должно обеспечить форми­рование указанной компетенции. Компетентность же — понятие, характеризующее субъект обучения, ученика, который усвоил необходимый набор компонентов содержания, овладел той или иной компетенцией, т. е. достиг лингвистической, языковой или коммуникативной ком­петентности.

 

♦ Компетентностный подход в проверке существенно ме­няет технологию контроля, выбор измерителей, формат контрольной работы, методы ее проверки и оценки. При проведении такой работы используются в качестве измерителей различного рода тестовые задания: с выбо­ром ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом (со­чинение).

Тестирование обеспечивает:

— валидность (достоверность) проверки, полноту охвата контролируе­мого объекта — компетенции раздела или целого курса;

— демократичность процедуры: все ученики находятся в равных условиях, выполняя одни и те же (аналогичные) задания;

— чистоту результата: рядом сидящие учащиеся вы­полняют разные варианты одного и того же теста;

— объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку, особенно в том слу­чае, если для обработки результатов используются компью­теры;

— возможность аттестовать учащегося на основе интег­ральной оценки — суммы набранных им баллов за вы­полнение работы, охватывающей полный курс русского языка.

Эти достоинства тестирования в сумме перекрывают такие его слабые стороны, как невозможность обеспечить глубину проверки и избежать определенной доли отве­тов-угадываний.

 

Приведем примеры тестовых заданий в формате ЕГЭ на проверку сформированности у выпускников средней школы всех трех компетенций — языковой, линг­вистической и коммуникативной.

В работе использованы три типа тестовых заданий: за­дания с выбором ответа, задания с кратким ответом, зада­ния с развернутым ответом.

Примеры заданий с выбором ответа, проверяющих со­стояние языковой компетентности выпускников или вла­дение ими нормами русского литературного языка:

— орфоэпической: В каком слове ударение на третьем слоге?

1)намерение

2)переключит

3)исключенный

4)кашлянуть

 

— морфологической: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)несколько помидор

2)очень озяб

3)до две тысячи двадцать второго года

4)старые профессора

 

- орфографической: В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

1)и..бежать, ни..падающий, ра..весёлый

2)пр..забавный, пр..следовать, пр..рекание

3)об..грать, раз..скать, за..скивающий

4)в..южный, под..езжать, с..ёмка

Ряд тестовых заданий ориентирован на проверку лингвистической компетентности выпускника. Эти задания контролируют:

- знание фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте единицы языка, классифицировать и узнавать их;

- знание орфографических и пунктуационных правил через умения опознавать вид орфограммы в слове и пунктограммы в предложении и объяснять написание. Например:

Укажите неверное объяснение написания гласной О или Ё после шипящих.

1)лучОм – в окончании существительного, под ударением

2)дешЁвый – в суффиксе прилагательного под ударением

3)тушЁнка – в суффиексе причастия, сохраняющемся в производном от причастия прилагательном и существительном

4)вооружЁнный – в суффиксе причастия

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?



2016-01-02 653 Обсуждений (0)
На самостоятельное изучение: «Нормы оценки знаний и умений учащихся по русскому языку» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: На самостоятельное изучение: «Нормы оценки знаний и умений учащихся по русскому языку»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)