На самостоятельное изучение: «Нормы оценки знаний и умений учащихся по русскому языку»
Контроль за сформированностью речевых умений учащихся включает контроль за сформированностью некоммуникативных (проверяется овладение лексическими, произносительными и формообразовательными умениями, а также построение словосочетаний и предложений) и коммуникативных умений (умений по созданию текста). Некоммуникативные умения проверяются через задания типа «прочитай слово», «образуй форму», «составь предложение», а также через тестовые задания с выбором правильного ответа или нахождения ошибки в дидактическом материале. Основными способами проверки речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения. С помощью изложений и сочинений проверяются 1)умение раскрыть тему и основную мысль, 2)умение соблюдать нормы литературного языка, 3)умения правописного характера. Именно поэтому любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление работы, вторая за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются: 1)соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания, 2)полнота раскрытия темы, 3)правильность фактического материала, 4)последовательность и логичность изложения, 5)правильное композиционное оформление работы. При проверке работы выносится количество фактических и логических ошибок и недочётов. «5» ставится при отсутствии ошибок, «4» - при наличии 1-2 недочётов в содержании. Критериями оценки языкового оформления изложения и сочинения являются: богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи, 2) стилевое единство и выразительность речи, 3)правильность и уместность употребления языковых средств. «5» допускает 1-2 речевых недочёта, «4» - не более 3-4 речевых недочётов, «3» - 5 речевых недочетов, «2» - до 7 речевых недочётов. 3. ♦ Обучение и контроль — два звена одного процесса. Они регламентируются одними и теми же государственными документами, в частности Федеральным государственным образовательным стандартом. Содержание контроля определяется целями обучения, сформулированными в стандарте на языке компетенций. Компетентностный подход, реализованный в системе контроля, предполагает, что объектом проверки являются не отдельные знания, умения и навыки, а три компетенции — лингвистическая, языковая и коммуникативная. Таким образом, содержание итогового контроля по родному языку должны составить задания, проверяющие все типы компетенций: 1) лингвистическую компетенцию: — знания о системе языка (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису); — умение применять эти знания в работе с языковым материалом (опознавать, классифицировать, анализировать языковые явления); 2) языковую компетенцию: — практическое владение лексическими и грамматическими средствами языка на уровне нормы — орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической; — владение нормами письменной речи — орфографическими и пунктуационными; 3) коммуникативную компетенцию: — владение специальными речеведческими знаниями (о стилях и типах речи, о тексте и его строении, об уместном использовании в нем средств языковой и речевой выразительности) и умениями применять их к анализу ; и конструированию текста; — владение умениями и навыками в разных видах речевой деятельности (чтении, слушании, говорении, письме). Итак, содержательная структура итогового контроля по родному языку состоит из трех частей, каждая из которых проверяет сформированность у учащихся той или иной компетентности. В этом случае итоговая работа полностью контролирует процесс обучения.
Обращаем внимание на различия в значении и словоупотреблении новых для методики родного языка терминов компетенция и компетентность. Компетенция — понятие, характеризующее объект обучения, методику преподавания, — цель обучения и набор компонентов содержания, усвоение которых должно обеспечить формирование указанной компетенции. Компетентность же — понятие, характеризующее субъект обучения, ученика, который усвоил необходимый набор компонентов содержания, овладел той или иной компетенцией, т. е. достиг лингвистической, языковой или коммуникативной компетентности.
♦ Компетентностный подход в проверке существенно меняет технологию контроля, выбор измерителей, формат контрольной работы, методы ее проверки и оценки. При проведении такой работы используются в качестве измерителей различного рода тестовые задания: с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом (сочинение). Тестирование обеспечивает: — валидность (достоверность) проверки, полноту охвата контролируемого объекта — компетенции раздела или целого курса; — демократичность процедуры: все ученики находятся в равных условиях, выполняя одни и те же (аналогичные) задания; — чистоту результата: рядом сидящие учащиеся выполняют разные варианты одного и того же теста; — объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку, особенно в том случае, если для обработки результатов используются компьютеры; — возможность аттестовать учащегося на основе интегральной оценки — суммы набранных им баллов за выполнение работы, охватывающей полный курс русского языка. Эти достоинства тестирования в сумме перекрывают такие его слабые стороны, как невозможность обеспечить глубину проверки и избежать определенной доли ответов-угадываний.
Приведем примеры тестовых заданий в формате ЕГЭ на проверку сформированности у выпускников средней школы всех трех компетенций — языковой, лингвистической и коммуникативной. В работе использованы три типа тестовых заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом. Примеры заданий с выбором ответа, проверяющих состояние языковой компетентности выпускников или владение ими нормами русского литературного языка: — орфоэпической: В каком слове ударение на третьем слоге? 1)намерение 2)переключит 3)исключенный 4)кашлянуть
— морфологической: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1)несколько помидор 2)очень озяб 3)до две тысячи двадцать второго года 4)старые профессора
- орфографической: В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква: 1)и..бежать, ни..падающий, ра..весёлый 2)пр..забавный, пр..следовать, пр..рекание 3)об..грать, раз..скать, за..скивающий 4)в..южный, под..езжать, с..ёмка Ряд тестовых заданий ориентирован на проверку лингвистической компетентности выпускника. Эти задания контролируют: - знание фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте единицы языка, классифицировать и узнавать их; - знание орфографических и пунктуационных правил через умения опознавать вид орфограммы в слове и пунктограммы в предложении и объяснять написание. Например: Укажите неверное объяснение написания гласной О или Ё после шипящих. 1)лучОм – в окончании существительного, под ударением 2)дешЁвый – в суффиксе прилагательного под ударением 3)тушЁнка – в суффиексе причастия, сохраняющемся в производном от причастия прилагательном и существительном 4)вооружЁнный – в суффиксе причастия В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (674)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |