Становление географической науки. Характерные черты географической науки, её отличительные особенности
Понятие методологии географической науки. Предмет и задачи науки. Специфика объекта исследований географических наук. Методология науки рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах научной деятельности. Метод - прием достижения цели, образ действий или способ достижения всестороннего отражения предмета исследования, раскрытие его сущности, познание его законов. Методы означают совокупность применяемых в науке приемов и способов для получения новых знаний. К важнейшим задачам географии относятся: 1. выявление точного местоположения объектов различной природы, 2. выявление законов размещения, 3. изучение взаимодействия человека с природной средой, 4. районирование, предполагающее выделение участков земной поверхности, которые по своим природным или экономическим особенностям отличаются от окружающей территории. География в системе знаний. Роль географических исследований в познании объективного мира. Для оправдания существования географии как самостоятельной дисциплины и определения ее места в системе наук Кант предложил такую классификацию : 1) сущностные, предметные науки - математика, физика; 2) временные, хронологические - история; 3)пространственные, хорологические - география. Изучение размещения как результата пространственной организации "всего сущего на Земле" объединяет все географические науки, исследующие как законы природы так и законы размещения хозяйства и общества. Каждая из них связана непосредственно с другими, сущностными науками. Но геоморфологию от геологии, биогеографию от биологии, экономическую географию от экономики отличает предмет изучения этих наук. Географические науки занимаются размещением и его законами, а сущностные науки - биология, геология, экономика - законами функционирования самих объектов - живых клеток и организмов, строением минералов, производительными силами и производственными отношениями. Законами же географии являются, прежде всего, законы размещения. Объективная закономерность сочетания процессов дифференциации и интеграции современной географической науки. Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей. В настоящее время система географических наук состоит из трех блоков или подсистем: естественнонаучного, социально – экономического и природно-общественного. Кроме того, выделяются «сквозные» науки. I. Естественнонаучный блок. Он представлен теоретическими и прикладными физико-географическими науками. Структурная организация современной географии. Особенности развития и тенденции современной географии, её задачи. В настоящее время в системе географических наук выделяют четыре блока или подсистемы. 1. Естественнонаучный, в который входят следующие теоретические и физико-географические науки: общая физическая география (землеведение), ландшафтоведение, палеогеография и компонентные физико-географические науки, каждая из которых изучает один из компонентов географической оболочки (рельеф— геоморфология, климат— климатология и метеорология, поверхностные воды— гидрология, почвы— почвоведение, растительность— биогеография, воды мирового океана— океанология). 2. Социально-экономический представлен в первую очередь общей социально-экономической географией. Наряду с ней в блок входят отраслевые науки (география промышленности, география сельского хозяйства, география туризма и т.д.), а также география населения с отдельными направлениями, политическая география, экономико- географическое страноведение. 3. Природно-общественный выделился в самостоятельный сравнительно недавно и отражает интеграционные процессы, происходящие в областях, пограничных между двумя блоками. Возникают науки, предметом исследования которых являются различные типы взаимодействия между природой и обществом. К числу таких наук относятся геоэкология, медицинская география, рекреационная география, ресурсоведение. 4. Сквозной, который включает дисциплины, концепции, методы и приемы которых пронизывают всю систему географических наук, поэтому они не могут быть включены ни в один из уже рассмотренных блоков. Это картография, история географии, топонимика. Становление географической науки. Характерные черты географической науки, её отличительные особенности. Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т. е. он был региональным. Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. География как наука первоначально возникла как описание природы и населения различных местностей. Об этом напоминает само название науки география – «землеописание». Самые первые описания земель составлялись не столько специалистами, сколько торговцами, воинами и даже людьми, случайно оказавшимися на чужбине. Часто описания те были неточными и сделанными безо всякой цели; порой были фантастическими, т. к. составлялись на основе слухов и легенд. Главными вопросами при описании были: что изучается (долина, остров, горы...)? Каков предмет описания (его форма, размер, цвет...)? Где он находится? Последний вопрос стал для географии одним из главных.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2607)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |