Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы научного познания: классический, новый, современный



2016-01-02 1019 Обсуждений (0)
Этапы научного познания: классический, новый, современный 0.00 из 5.00 0 оценок




Смотри 7-9 вопосы.

Вклад Гумбольдта и К. Риттера в развитие географических идей.

Прежде всего, отметим то общее, что имелось в концепциях Гумбольдта и Риттера. Общее это заключалось в признании единства географии. Оба признавали, что деление географии на общую и частную (или на землеведение и страноведение) есть деление на части одной общей науки. Оба признавали также, что география должна давать целостные картины окружающей человека среды, включая и самого человека с результатами его труда и некоторыми особенностями общественной жизни. Оба, следовательно, признавали, что география имеет один общий объект изучения, несмотря на дифференциацию географических исследований. Наконец, оба испытали некоторое влияние философии Канта — применяли элементы диалектики, считая необходимым и возможным изучать географические явления в процессе их развития.

Обладая широким географическим подходом к явлениям природы, Гумбольдт доказывал высказанную им мысль, что география это не сумма сведений, а самостоятельная (или, как он писал, самобытная) наука. Выявляя и формулируя закономерности развития природной среды как синтетического сочетания составляющих ее элементов, Гумбольдт трактовал географию как естественную науку. Теоретическому обоснованию физической географии был посвящен его крупнейший труд «Космос». Первые капитальные произведения по истории научного географического знания и географических исследований Земли написали классики географии. Так, среди зарубежных географов блестящую картину истории исследований земной поверхности с древнейших времен до эпохи Великих географических открытий впервые дал выдающийся немецкий географ Александр Гумбольдт во втором томе своего главного, классического труда "Космос", изданном в 1847 г.

Его современник и соотечественник, великий географ XIX века Карл Риттер в Берлинском университете впервые в мире читал курс лекций по истории развития землеведения в древнем мире и в средние века. Эти лекции, уже после смерти Риттера, были частично опубликованы его учениками

Новый период

Земная поверхность начинает осознаваться географами как особая целостная пространственно-временная система, состоящая из eстественно-исторических зон. Разрабатываются представления о географической оболочке, как иерархии ландшафтных систем, объекте физической гeoгpaфии, призванной не только описывать природу земной поверхности, но и объяснять ее закономерности. Формируются геокомпонентная и aнтpoпоэкологическая парадигмы.

 

В это же время в университетах основываются кафедры гeoгpaфии, географические факультеты, а также создаются специализированные научно-исследовательские институты, расширяется сеть научных географических обществ.

9. Современный период (со второй половины ХХ века): новые методы наблюдения и анализа; взаимодействие традиционных и новых подходов в современной географии; современные проблемы географической науки.

На этом, новейшем, этапе cвoeгo развития мировая географическая наука проявила себя как важная составляющая вceгo процесса научно-технического и культурного развития человечества. Основные тенденции ее развития определялись необходимостью решения вставших перед человеческим обществом сложных задач, особенно в системе "природа-общество"

Kpyг интересов географии претерпевает изменения в соответствии с изменениями сферы господствующих интересов общества: поиски возобновимых (и, реже, невозобновимых) ресурсов ­ оценка природных pecypсов слабообжитых пространств - территориальная организация производства (Лэнд-юз, индустриализация, ТПК) ­ "организация социальной жизни общества" ­ совершенствование сотворчества общества и природы

Идеи в географии конца XIX и начало ХХ века были обобщены и развиты В. И. Вернадским, который закрепил за биосферой понятие «комплексной оболочки» как области существования жизни, живых организмов на Земле в виде единого образования.

Вопрос единства или целостности системы географических наук – один из наиболее сложных и дискуссионных.

10. Развитие географических идей в эпоху Великих географических открытий

Эпоха великих географических открытий позволила доказать шарообразную форму Земли не только теоретически, но и практически, а также значительно расширила знания о Земле. В 1492 г. Христофор Колумб отплыл морским путем в Индию, а открыл Америку — часть света, доселе неизвестную. Во время первых экспедиций он причаливал лишь к островам, и только в четвертой смог достичь материка. Открытие Америки стало огромным шагом в развитии науки о Земле. Хотя тогда, в конце XV века, считали, что Колумб посетил Азию. Это ошибочное представление исправил Америго Веспуччи — побывав у берегов материка, который сейчас называется Южной Америкой, он сделал вывод, что это вовсе не Индия, а самостоятельный, ранее неизвестный материк. Благодаря этому Америка и носит его имя, а Колумбу «досталась» только Колумбия. В 1497 г. Васко да Гама на кораблях обогнул Африку, уточнив ее очертания. Фернанд Магеллан был руководителем экспедиции, которой в 1519 г. впервые удалось обогнуть земной шар: они плыли в одну сторону и вернулись в тот же порт, откуда начали свое путешествие. Помимо доказательства того, что Земля — шар, путешествие Магеллана имело и другое огромное значение. Пройдя через пролив из Атлантического океана в Тихий и переплыв это огромное водное пространство, Магеллан доказал, что большую часть земной поверхности занимает не суша, как считалось ранее, а вода. Умы географов и путешественников занимало открытие неизвестной южной земли, которая, как предполагалось, должна существовать к югу от всех известных материков. В 1642-1644 гг. Абель Тасман во время двух своих экспедиций обнаружил сначала Новую Зеландию, а затем исследовал Австралию, открытую немного ранее, в 1604 г., голландцем по прозвищу Янц.



2016-01-02 1019 Обсуждений (0)
Этапы научного познания: классический, новый, современный 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы научного познания: классический, новый, современный

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1019)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)