Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЯ «КНИГИ МЁРТВЫХ»



2016-01-02 658 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ «КНИГИ МЁРТВЫХ» 0.00 из 5.00 0 оценок




12.

13. Тексты №144-146 из 'Книги Мертвых' Ани. Ок. 1275 г. до н.э.

14. «Книга мёртвых» связана с более ранними сборниками заупокойных текстов — «Текстами саркофагов» (Среднее царство) и «Текстами пирамид» (Древнее царство).

15. В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя, что должно было обеспечить ему загробную жизнь. Позднее подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний (частью — старых, частью — сочиненных заново по их образцу) записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках, а иногда на коже. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых», несмотря на то, что они сильно различаются по содержанию и расположению текстов.

16. Этот религиозно-магический сборник производит впечатление хаотического нагромождения молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в «Книгу мёртвых» проникают элементы морали. На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и 125. По своей сути «Книга мёртвых» является религиозным сборником, поэтому имеющиеся в ней элементы нравственности переплетаются с древней магией. Так, в 30-й главе «Книги мёртвых» покойный заклинает своё сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пёстрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что «Книга мёртвых» составлялась и редактировалась на протяжении ряда веков. Древние тексты традиционно сохранялись до позднего времени, причём их содержание часто становилось непонятным и даже требовало объяснений, которые, например, были добавлены к 17-й главе «Книги мёртвых».

СУД ОСИРИСА

18. Особый интерес для исследователей представляет 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса над умершим. К главе имеется иллюстрация: Осирис (царь и судья загробного мира) сидит на троне со знаками царской власти (с короной, с жезлом и плетью). Наверху изображены 42 бога (очевидно, боги номов). В центре зала стоят весы, на которых боги Тот и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).

19. На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи:

20. Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист.

21.

22. Часть 'Книги Мертвых' Пинеджема II с использованием иератического письма за исключением иероглифов возле рисунка. Ок. 990-969 гг. до н.э.

23. В этой же главе приводится речь, которая произносится при выходе из «чертога обоюдной правды». Она интересна тем, что в ней покойный говорит:

24. …нет ко мне обвинения со стороны современного царя… Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное…

25. Он, как на настоящем судебном процессе, доказывает что обвинение против него необоснованно, что нет свидетелей против него. Что особенно интересно, с этой речью он обращается к 42 богам, которых можно назвать присяжными, которых он «умилостивил тем, что им приятно».

26. Элементы морали, необходимые для стабильной социальной и экономической жизни, в Древнем Египте первоначально закрепились религией, а только затем законом. По своему описанию суд Осириса очень похож на суд фараона — верховного судьи (аналогично Осирису — владыке обоюдной правды), который являлся председателем верховной судебной коллегии из 30 судей (аналогия с богами на суде Осириса).

27. Плита фараона Нармера. Ок. 3100–2800 гг. до н. э.

лита фараона Нармера из черно-зеле­ного шифера, высотой в 64 см (около 3000 г. до н. э.), в этой группе произведений является па­мятником общегосударственного значения, созданным в ознаменование объединения этим царем долины Нила (южного - Верх­него и северного - Нижнего Египта) в еди­ное государство.
С целью достижения наибольшей ясно­сти одна и та же тема повторяется на пли­те Нармера в разных вариантах четыре раза. В центре на одной из сторон плиты Нармер булавой раздробляет голову вра­жескому вождю. Выше - царский сокол держит за веревку голову врага, торчащую из шести листов лотоса - символического обозначения Нижнего Египта. Это расте­ние, может быть, надо воспринимать как пиктограмму шести тысяч поверженных врагов. На другой стороне, вверху, Нармер в короне Нижнего Египта как побе­дитель направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные военноплен­ные. Внизу царь изображен еще раз, но уже аллегорически в виде «тельца силь­ного» (обычное наименование фараона в более поздние времена), разбивающего рогами зубчатую глинобитную ограду поселения и топчущего копытами повер­женного врага; остальные в ужасе убегают.
Основное значение этого памятника за­ключается в том, что он является не толь­ко своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов, но так­же наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте, пер­вым египетским каноническим произведе­нием. Рельефные композиции на обеих ее сторонах свидетельствуют об оформлении характерных особенностей изобразитель­ного канона в рельефе.
Центр лицевой стороны плиты занимает, как и на более ранних плитках, уг­лубление для ритуального растирания краски. Но здесь композиционное оформ­ление углубления получило блестящее ре­шение: два гепарда перевились фантастически вытянутыми шеями, их сдерживают поводыри. Фигуры эти также олице­творяют основную идею плиты - явля­ются символическим изображением нераз­рывного объединения Верхнего и Нижнего Египта.
Повествовательность, упорядоченность, построчность композиций, подчиненность рисунка сложившемуся к этому времени в Египте иероглифическому, то есть рису­ночному письму - новые черты, впервые получившие яркое выражение в плите Нар­мера. Ново и характерно для этого ранне­классового общества также особое подчер­кивание в изобразительном искусстве об­щественного неравенства. Фараон показан уже вчетверо больше ростом остальных племенных вождей, стоявших во главе по­корных ему областей. Визирь и сандале­носец царя, знатнейшие из его вельмож,- вдвое и втрое меньше его.
Наиболее же важная черта в плите Нар­мера - окончательно выработанная мане­ра изображения объемного тела на плос­кости. Художник, являющийся одновре­менно и писцом, принужден отказаться от воспроизведения лица в фас: в последова­тельно развертывающейся рельефной поло­се, служившей изобразительным повество­ванием, на основе религиозного задания, все должно было быть идеально ясным, по­нятным. Поэтому человеческое лицо отны­не передают, как правило, в профиль, но с глазом, прорисованным в фас. Рельефные головы богини-коровы Хатор в верхней ча­сти плиты, показанные в фас, являются пережитком более древней манеры. При полном профильном изображении тел вид­но было бы только одно плечо, что нару­шило бы ясность представления о челове­ческой фигуре. Последнее допускалось только у второстепенных персонажей. Пле­чи человеческих фигур очерчивают в фас, тогда как нижнюю часть тела воспроизво­дят в легком повороте - в три четверти, благодаря чему она образует гармоничный переход к профильному изображению ног. Человеческая фигура как бы сплющивает­ся; художник не передает третье измере­ние, а вместо одной точки зрения прибе­гает к множественности точек зрения на изображаемое, то есть применяет слож­ную, комбинированную перспективу.
Эти особенности египетского канона су­ществовали затем во все время долгого исторического развития египетского ис­кусства, но первое полное и яркое выра­жение они получили около 3000 г. до н. э. в памятниках первых фараонов.

 

Пирамиды в Гизе. Ок. 2600–2480 гг. до н. э.

Комплекс пирамид в Гизе находится на плато Гиза в пригороде Каира, в Египте. Этот комплекс древних памятников находится на расстоянии около восьми километров по направлению в центр пустыни от старого города Гиза на Ниле. Этот древнеегипетский некрополь состоит из Пирамиды Хуфу (известной как Великая пирамида и пирамида Хеопса), Пирамиды Хафры и Пирамиды Менкаура, а также ряда менее крупных сопровождающих зданий, известных как пирамиды «королев», тротуары и пирамиды долины. Большой Сфинкс расположен на восточной стороне комплекса лицом на восток.
Пирамида Хеопса (или Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Первоначально высота пирамиды составляла 146,6 метра, (примерно пятидесятиэтажный небоскрёб), однако из-за утраты в результате землетрясения венчающего гранитного блока — пирамидиона — её высота к настоящему времени уменьшилась на 9,4 метра и составляет 137,2 метра. Длина стороны пирамиды — 230 метров. Она сложена из примерно 2,3 миллионов каменных кубов, уложенных в 203 яруса (изначально 210). Средний вес камня — 2,5 тонны, но есть и более крупные, чей вес доходил до 15 тонн. Время постройки неизвестно. По одной из легенд, пирамида была построена в XXVI веке до н. э. фараоном Хуфу (2590—2568 до н. э.), по-гречески его имя звучало как «Хеопс». Архитектором пирамиды считается Хемиун, визирь и родственник Хеопса.

Согласно Геродоту, 100 000 рабочих, которые сменяли друг друга каждые три месяца, строили пирамиду примерно 20-25 лет. Но эта цифра вызывает у современных учёных сомнение. По их расчетам только 8 000 человек могли бы спокойно строить пирамиду, не мешая друг другу.
Со времён античности в пирамиду Хеопса никто не заходил, хотя нисходящий туннель посещался ещё в римские времена, о чём свидетельствуют надписи в подземной камере; описание этой камеры было сделано Страбоном. Первым, кто проник в пирамиду после римлян, был халиф Абу Джафар аль-Ма’мун в 832 г., прорубив ход длиной более 17 м (именно через него в наше время туристы попадают внутрь пирамиды). Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли. Внутри пирамиды Хеопса находятся две погребальные камеры, расположенные одна над другой.


Пирамида Хефрена (или Хафры) — вторая по величине древнеегипетская пирамида. Построенное в середине XXVI в. до н.э. сооружение высотой 136,5 м (изначально - 143,5 м) получило название Урт-Хафра («Хафра велик» или «Почитаемый Хафра»). Хотя пирамида Хафры и уступает размерами пирамиде его отца Хуфу, её положение на более высоком холме и её более крутой склон делают её достойной соперницей Великой Пирамиды. Две довольно большие камеры и два перекрещивающихся прохода, которые ведут в горизонтальный коридор, представляют собой довольно скромное по отношению к пирамиде Хуфу пространство. Пирамида Хафра была всего лишь элементом заупокойного комплекса.
Пирамида Микерина (или Менкаура) — самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Вопреки прозвищу «Херу» (высокая), она едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Внутренность пирамиды обнаруживает отсутствие единства плана: вероятно, первоначальные скромные размеры, рассчитанные не на наследника престола, увеличены с его воцарением. Пирамида Менкаура несколько выбивается из общей картины построек в Гизе.


Несмотря на небольшие размеры, считающиеся признаком упадка, пирамида Менкаура была прекраснейшей из всех пирамид. Потенциал строителей пирамиды Менкаура был огромен, как об этом свидетельствует один из монолитов, использованных в заупокойном храме Менкаура. Его вес оценен в более чем 200 тонн. Водворение на место блока такого размера, самого тяжелого на плато Гиза, было подлинным техническим подвигом. Колоссальная статуя сидящего царя из центральной капеллы храма — одна из самых огромных в эпоху Древнего царства — превосходное доказательство мастерства ваятелей фараона.
Большой Сфинкс — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого — как издавна принято считать — придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.). Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.


Статуя Сфинкса повёрнута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. Древнеегипетское название Большого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» — греческое и означает буквально «душительница». Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно. Средневековые арабы именовали Большого Сфинкса «отцом ужаса».
Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадочными. Принятое в современной литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафру), подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды.
Ещё более запутывает вопрос о заказчике статуи то обстоятельство, что лицо статуи имеет негроидные черты, что расходится с другими сохранившимися изображениями Хафру и его родственников. Ученые, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хафру, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека. Начиная с 1950-х гг. в популярной литературе датировка Сфинкса периодом Древнего царства стала ставиться под сомнение. Утверждалось, что нижняя часть сфинкса представляет собой классический пример эрозии, вызванной длительным нахождением камня в воде. Последний раз соответствующий уровень осадков наблюдался в Египте на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., что, по мнению сторонников этой теории, указывает на создание статуи в Додинастический период или даже ранее. Сравнительно небольшие размеры головы побудили бостонского историка Роберта Шоха предположить, что у статуи изначально была морда льва, из которой один из фараонов велел высечь загадочно улыбающееся человеческое лицо по своему собственному образу и подобию. Эта гипотеза не нашла признания в научной среде.
У статуи отсутствует нос шириной в один метр. Чаще всего можно услышать, что эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время наполеоновской битвы с турками у Пирамид (1798 г.); в других версиях легенды место Наполеона занимают англичане или мамелюки. На ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника Нордена, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г.
Хотя отсутствие носа можно объяснить «естественным износом» скульптуры (многовековое действие ветра и влаги), более правдоподобным представляется объяснение, что в 1378 г. один суфийский фанатик, застав феллахов приносящими дары Сфинксу в надежде пополнить свой урожай, исполнился гнева и отбил у «идола» нос, за что был растерзан толпой. Действительно, тогда для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила, от которого, как они полагали, зависел уровень разлива великой реки и, соответственно, плодородие их полей.
За годы своего существования Сфинкс оказался по самые плечи погребён в песке. Попытки откопать его предпринимались уже в древности Тутмосом IV и Рамзесом II. В 1817 году итальянцам удалось очистить от песка всю грудь Сфинкса, а полностью он был освобождён от тысячелетних песчаных наносов в 1925 году.

 



2016-01-02 658 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ «КНИГИ МЁРТВЫХ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЯ «КНИГИ МЁРТВЫХ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)