Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование движения капитала



2016-01-05 2149 Обсуждений (0)
Государственное регулирование движения капитала 0.00 из 5.00 0 оценок




Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т. п.

Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс экспорта и импорта капиталов. При этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.

Однако если мировая торговля имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в межгосударственном движении капиталов в их разных формах (прямые, портфельные, ссудные инвестиции) могут иметь место значительные колебания, зависящие от мирохозяйственной конъюнктуры. Вместе с тем в большинстве стран мира в современных условиях выявляется тенденция, связанная с опережением динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.

 

С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия:

1. иностранные инвестиции в национальной экономике;

2. инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).

Первое направление связано с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике. Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

Несмотря на общую тенденцию к либерализации режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:

работающие на привлечение иностранных инвестиций;

работающие на ограничение иностранных инвестиций.

К первой группе относятся следующие меры:

· налоговые и таможенные льготы;

· гарантии против национализации иностранной собственности;

· возможность репатриации прибыли;

· предоставление концессий.

Ко второй:

· ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;

· определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;

· применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;

· установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы. В зависимости от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями ограничительных мер, позволяющих регулировать некоторые стороны деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В последнем случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:

1. Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").

2. Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).

3. Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

В целом систему мер государственного регулирования можно представить следующим образом:

 

Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов - содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

 

Основополагающий документ современной российской нормативно-правовой базы в рассматривае­мой сфере — Закон об иностранных инвестициях. Об­щая тенденция изменения российского законодательства в отношении иностранного капитала — либерализация и снятие ограничений. В современных условиях предпринимательская деятельность иностранного инвестора может осуществляться сообща с российским партнером (без ограничения доли) или индивидуально (на основе 100%-й собствен­ности). Иностранцы имеют право покупать ценные бумаги российских эмитентов, получать концессии на разработку отдельных месторожде­ний топлива и сырья, лесных массивов, брать в аренду хозяйственные объекты и другую недвижимость. Они могут вывозить полученную при­быль или инвестировать ее в российскую экономику. В целом российс­кое законодательство соответствует мировой практике и обеспечивает иностранным инвесторам режим деятельности, аналогичный условиям деятельности российских предпринимателей, с предоставлением не­которых льгот и небольшими ограничениями.

В целом нынешняя система льгот иностранному капиталу в России базируется на следующих основных принципах: льготы предоставляют­ся прямым инвестициям; приоритет имеют крупные инвестиционные проекты и приоритетные для народного хозяйства проекты.

Российское государство предоставляет определенные гарантии за­щиты иностранных инвестиций. Они не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в особых, предус­мотренных законодательством случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах.

Гарантии иностранным инвесторам обеспечивают­ся и системой страхования.

Мировая практика предусматривает наличие тех или иных ограни­чений при размещении иностранных инвестиций. Обычно эти ограниче­ния касаются ключевых отраслей, собственности на землю отраслей с государственной или смешанной частногосударственной монополией, с передовой технологией, где только формируется национальный ка­питал. Считается, что ограничительную практику следует применять во всех случаях, когда иностранные инвестиции направлены на монопо­лизацию отдельных отраслей, препятствуют укреплению конкурен­тоспособности отечественного производства на внешних и внутренних рынках, стимулируют безработицу, поощряют экономическую преступ­ность и нелегальный вывоз стратегических материалов, технологий и капиталов за рубеж.

В этом аспекте российское законодательство долгое время было несовершенным. Полный и четкий перечень запретных зон или зон с ог­раничениями для иностранных вложений отсутствовал. В настоящее время особые условия существуют для деятельности иностранных инвесторов на финансовом рынке. Для операций на страховом и фондовом рынках предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицен­зию Минфина РФ, для создания банка с иностранными инвестиция­ми требуется лицензия Центрального банка России. Решения принима­ются после тщательного изучения обязательных документов. К претен­дентам предъявляются жесткие требования. Основные среди них — безупречная репутация и прочное финансовое положение. Существуют требования к размеру уставного капитала. Главное направление изме­нений законодательства в отношении деятельности иностранцев на российском финансовом рынке также соответствует общей тенденции к либерализации (отказ от запрещения операций с резидентами, допу­щение к участию на рынке ГКО, в том числе и на вторичном). Вместе с тем сохраняется лимит иностранного участия в банковском капитале страны — 12%.

Изучение российской практики регулирования иностранных инвес­тиций показывает, что в целом оно еще далеко от совершенства. Оно недостаточно проработано как в концептуальном, так и в правовом отношении. Эта область государственной деятельности нуждается в се­рьезной корректировке. Российское государство должно всерьез озабо­титься радикальным изменением инвестиционного климата в стране.

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.

Конвертируемость национальной валюты и политика обменного курса -это важные составляющие регулирования внешней торговли. Так, значительное понижение обменного курса стимулирует расширение экспортного сектора, ограничивает импорт и может позволить избежать трудностей с платежным балансом.

Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством.

Валютный контроль - система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд.

 

 




2016-01-05 2149 Обсуждений (0)
Государственное регулирование движения капитала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование движения капитала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)