Обучение кролю на груди и на спине
ДЕСЯТЬ УРОКОВ ДЛЯ НЕУМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ УРОК 1 Упражнения на суше Выполнить комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений (рис. 2.17). 1. Ходьба, бег, наклоны (вперед, назад, в стороны), приседания, отжи 3 мин. 2. И. п. — сидя, упереться сзади руками, ноги прямые, носки оттянуты, 3. И. п. — стоя спиной к стене, поднять руки вверх, соединить кисти, голо 4. И. п. — стоя, согнуть руки в локтях, кисти поднести к плечам. Делать 5. «Мельница». И. п. — стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена 6. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, наклониться вперед, смотреть пря 7. То же, но с резиновыми амортизаторами (бинтами), которые прикреп 4 х 20 раз. Методические указания. Комплекс упражнений нужно выполнять за 1 — 1,5 мес до начала занятий плаванием вместо утренней гимнастики. Такая предварительная подготовка дает возможность значительно быстрее и лучше не только научиться плавать, но и овладеть техникой спортивного плавания. Комплекс начинается с выполнения разогревающих и дыхательных упражнений: ходьба и бег с движениями рук, прыжки. Затем даются упражнения для более крупных мышечных групп туловища, плечевого пояса, рук и ног. К ним относятся наклоны, приседания, отжимания и др. Затем, когда мышцы разогрелись, можно выполнять круговые движения руками с большой амплитудой и другие маховые и рывковые движения, а также упражнения для развития подвижности суставов. Заканчивается комплекс упражнениями, по форме и характеру движений напоминающими технику одного из способов спортивного плавания. Выполнение этих упражнений постепенно подводит новичков к изучению техники плавания в воде. Особое внимание при разучивании комплекса упражнений нужно уделять круговым движениям руками (например, «Мельница»); упражнениям на скольжение, выполняемым у стенки; движениям ногами и руками, как при плавании кролем; движениям руками кролем с резиновыми бинтами и др. Уверенное выполнение этих упражнений ускоряет и облегчает овладение техникой плавания. Упражнения в воде Изучаются упражнения на ознакомление с физическими свойствами воды, а также погружения, ныряния, всплывания, открывания глаз в воде (см. рис. 2.10,2.11). 1.Ходьба и бег по дну, помогая себе гребковыми движениями рук, прыж 2.«Полоскание белья». И. п. — стоя на дне, принять устойчивое положе 3.«Футбол». И.п. — стоя на дне, отвести назад одну ногу, «замахнуться» 4.«Умывание». И. п. — стоя на дне, сделать вдох и задержать дыхание. 5.Сделать вдох, задержать дыхание и опустить лицо в воду. 6.То же, но открыть глаза и рассматривать предметы, лежащие на дне. 7.Погружение с головой в воду. И. п. — стоя на дне, подбородок у поверх 8.Погрузиться под воду, открыть глаза и достать со дна специально бро 9.Погрузиться под воду, открыть глаза и пронырнуть в пластмассовый
10.«Поплавок». И. п. — стоя на дне, сделать вдох, присесть под воду, 11.То же, но выпрямить и развести в стороны руки и ноги, приняв гори 12.«Медуза». То же, но опустить вниз и расслабить руки и ноги. 13. И. п. — стоя лицом к берегу, лечь на грудь, упереться руками в дно, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Просчитать в уме до 5—10. Повторить это упражнение. Игры на воде (см. рис. 2.16). 1.«Кто выше выпрыгнет из воды». Присесть, оттолкнуться ногами от дна 2.«Поймай воду». Стоя на дне, опустить руки в воду, соединить кисти рук 3.«Волны на море». Стоя на дне, опустить руки в воду, сцепить пальцы. 4.«Кто дольше продержит лицо в воде». 5.«Кто быстрее пробежит расстояние». Необходимо пробежать в воде, 6.«Кто быстрее спрячется». По сигналу преподавателя сделать вдох и 7.«Водолазы». Погрузиться под воду и достать заранее брошенный на 8.«Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и постараться сесть 9.«Чей "поплавок" лучше». Самый лучший «поплавок» дольше других
10.«Авария». Лежа в воде на спине, удерживать тело у поверхности 11.«Спрячься». Играющие образуют круг, в центре которого стоит веду 12.«Лягушата». Играющие образуют круг и ждут сигнала ведущего игру. 13.«Пятнашки с "поплавком"». Водящий, или «пятнашка», старается до Методические указания Задача этого этапа обучения — освоиться и научиться без страха входить в воду, плескаться, прыгать, не бояться брызг, которые могут попасть в лицо, глаза, уши. Вначале вода, попадая в нос, глаза, рот, доставляет немало неприятных ощущений. Постепенно приходит умение не тереть глаза руками, задерживать дыхание на вдохе, без страха погружаться с головой под воду, всплывать и лежать на воде, открывать глаза в воде. Напомним, что все упражнения на освоение с водой обязательно выполняются на задержке дыхания на вдохе, что увеличивает плавучесть тела новичка и помогает ему скорее почувствовать состояние невесомости. При выполнении упражнений «Полоскание белья», «Футбол» и т.п., а также при выполнении гребковых движений руками, ногами необходимо учиться опираться на воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью и предплечьем, стопой и голенью. Во время гребков руками и ногами ладонь и стопа должны быть напряженными, а не расслабленными. Только при этом условии можно научиться основному качеству пловца — «чувству воды» — умению опираться на воду как на плотный предмет и отталкиваться от нее. Упражнения на погружение, ныряние, доставание предметов со дна направлены на то, чтобы ощутить выталкивающую силу воды. Например, задание «сядь на дно» практически невозможно выполнить. Но попытки сесть на дно дают представление о выталкивающей силе воды. Умение открывать глаза в воде дает возможность лучше ориентироваться по отношению к берегу, глубокому или мелкому месту и т.д., что усиливает чувство безопасности новичка в непривычных условиях водной среды. Упражнения «Поплавок», «Медуза» и др. дают возможность впервые ощутить состояние плавания. Практически плавание начинается с момента, когда новичок оторвал ноги от дна и почувствовал, что он может держаться на поверхности воды, не делая при этом никаких движений. На освоение этих упражнений достаточно 2—3 занятий. Каждое упражнение выполняется по 4—5 раз. Если упражнение не получается сразу, надо временно перейти к выполнению других упражнений, а затем снова вернуться к нему. Хорошо, если упражнения в воде выполняют сразу несколько ребят. В этом случае можно каждое занятие в воде заканчивать играми (2 — 3). Подчеркнем, что в игру можно включать только те упражнения, которые умеют выполнять все участники игры. УРОК 2 Упражнения на суше Выполнить комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений (см. урок 1). Упражнения в воде Изучаются упражнения в скольжениях, выдохах в воду, а также прыжки в воду. Знакомятся с поворотом головы на вдох, который выполняется при плавании кролем. 1. И.п. — стоя на дне, ноги на ширине плеч, наклониться вперед, руки упираются в колени, повернуть голову в сторону. В этом положении открыть рот, сделать вдох, затем повернуть лицо в воду—выдох. Выдох должен быть непрерывным, продолжительным и выполняться через рот. 2. Скольжение на груди. И. п. — стоя на дне лицом к берегу на расстоянии 3. Скольжение на спине. И. п. — стоя на дне спиной к берегу, руки прижать 4. Скольжение на спине с руками, вытянутыми вперед. И. п. — стоя на 5. Выдох в воду. И. п. — стоя на дне, наклониться, подбородок у поверхно
- дуть на воду, как на горячий чай; - то же, но опустив рот в воду; - то же, но забрызгать себе лицо водой, делая выдох.
6.Выдохи в воду 5—10 раз. Выдох должен быть непрерывным и продол 7.Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. И. п. — стоя на дне, ноги на 8.Соскок в воду вниз ногами. И. п. — встать на край бортика или плота, 9.То же, но оттолкнуться обеими ногами и прыгнуть в воду.
10.И. п. — сидя на краю бортика или плота, поднять руки вверх и соеди 11.Принять положение плотной группировки (как при выполнении упраж 12.Спад в воду из положения согнувшись. И. п. — стоя на бортике бассей Игры на воде (см. рис. 2.16). 1.«У кого больше пузырей?». Сделать вдох, опустить лицо в воду или ительный, непрерывный выдох в воду. 2. «Винт». Выполнить скольжение на груди, затем повернуться на спину и 3.«Ванька-встанька». Играющие стоят в парах лицом друг к другу и дер 4.«Кто сделает 5,10 или другое количество поочередных выдохов в воду?». 5.«Качели». Игроки встают парами, касаясь спинами друг друга, и берут 6.Эстафета с выдохом в воду. Игроки встают в одну шеренгу и по коман 7.«Кто дальше проскользит?». Выполнить скольжение на груди и на 8.«Поезд и тоннель». Двое игроков встают лицом друг к другу, берутся за 9.Сесть на край бортика или плота и свесить ноги в воду. Из этого поло
10.«Кто дальше прыгнет?». Прыгнуть, оттолкнувшись от бортика бассей 11.«Прыгни в круг». Прыгнуть в воду ногами вниз, стараясь попасть в 12.«Старт». Кто дальше проскользит после выполнения спада из поло Методические указания Основной задачей второго урока, так же как и первого, является освоение с водой. Поскольку дальнейшее обучение строится с учетом полученной подготовки на предыдущих этапах, то каждое занятие нужно начинать с выполнения серии разученных упражнений, которые должны проводиться в быстром темпе, чтобы сразу согреться в воде. Это придает уверенности в своих силах, показывает, как от занятия к занятию пополняется багаж знаний, умений и навыков. Упражнения, выполняемые на месте, нужно чередовать с упражнениями, выполняемыми в движении; упражнения с задержкой дыхания на вдохе с выдохами в воду. Во время скольжения тело, руки и ноги нужно держать напряженными и тянуться вперед, по направлению движения. Вначале скольжение на груди получается быстрее и лучше, чем на спине. Зато быстрее осваивается плавание кролем на спине, так как при плавании на спине не нужно делать выдох в воду. При выполнении скольжения на спине руки сначала лучше держать вдоль тела. Затем, когда будет освоено правильное горизонтальное положение тела, скольжение на спине нужно выполнять с руками, вытянутыми за головой, так же как при скольжении на груди. Как только новички освоят скольжение, его нужно повторять по 10—15 раз на каждом занятии, используя для этого игры: «Торпеды», «Кто дальше проскользит?» и др. При разучивании дыхания в воде особое внимание нужно уделять упражнениям с многократными выдохами в воду, которые выполняются стоя на месте или при ходьбе. Выдох в воду должен быть непрерывным, интенсивным, продолжительным (длиннее вдоха в 3 раза). Основным показателем правильного выдоха в воду является количество пузырей на поверхности воды. После того как освоен навык многократного ритмичного дыхания с выдохом в воду, нужно переходить к выполнению этого упражнения с поворотом головы на вдох, как это делается при плавании кролем на груди. Упражнение на вдох—выдох выполняется сериями 3 — 4x20 раз на каждом занятии. Во время проведения прыжков в воду глубина воды должна быть не более 120 см и доходить до уровня пояса или груди занимающихся. После прыжка в воду ногами вниз необходимо согнуть ноги в коленях, а руки развести в стороны, чтобы не удариться о дно. На каждом занятии делается по 8—10 прыжков в воду. В конце занятия следует обязательно проводить уже знакомые игры и развлечения на воде, а также разучивать новые. УРОК З Упражнения на суше Выполнить комплекс общеобразовательных и специальных физических упражнений (см. урок 1). Упражнения в воде 1.И. п. — лежа на груди, упереться руками в дно, поднять к поверхности 2.То же, но в и. п. — лежа на спине. Выше поднять живот, не сидеть, а 3.Плавание при помощи ног кролем на груди с доской в руках. 4.Плавание при помощи ног кролем на спине с доской. 5.Скольжение на спине, руки вдоль тела с движениями ногами кролем. 6.Скольжение на груди, руки вытянуты вперед с движениями ногами кро 7.И.п. — стоя в воде по грудь, согнутыми в локтях руками делать пооче 8.Движения руками кролем. И. п. — стоя на дне, ноги на ширине плеч, 9.То же, но выполнять во время ходьбы по дну.
10.Скольжение на спине с движениями руками кролем. 11.Скольжение на груди с движениями руками кролем. 12.Плавание кролем на спине с произвольным дыханием. 13.Плавание кролем на груди с произвольным дыханием. Игры на воде. 1.«Торпеды». Скольжения на груди с движениями ногами кролем. То же, 2.«Кто быстрее?». Плавание кролем на груди на заданное расстояние, с 3«Кто победит?». Плавание кролем на груди и на спине на определен 4.«Чей рекорд?». Плавание в полной координации на заданное расстоя 5.«Фонтан». Игроки образуют круг и берутся за руки. По команде все 6.«Рыбы и сеть». Все играющие, кроме двух водящих, разбегаются. Водя 7.«Караси и карпы». Разделить играющих на две равные шеренги и по 8.«Охотники и утки». Играющие делятся на две команды: «охотники» и 9. «Мяч по кругу». Играющие стоят на дне и перебрасывают мяч друг 10.«Волейбол в воде». В зависимости от подготовленности занимающихся 11.«Салки с мячом». Играющие произвольно перемещаются в воде. Во Методические указания На этом этапе обучения основное внимание уделяется изучению движений ногами и руками. Типичной ошибкой при выполнении новичками этих движений при плавании кролем является излишнее сгибание конечностей в коленном и локтевом суставах. Поэтому при выполнении данных упражнений как на суше, так и в воде ноги и руки должны быть напряженными и прямыми, как палки. Разумеется, ноги и руки в воде при выполнении гребка невозможно держать совершенно прямыми, так как они, встречая сопротивление воды, сгибаются. Но если упражнение получается на суше, то в воде руки и ноги будут сгибаться настолько, насколько это нужно для выполнения эффективного гребка. Зачем же нужно выполнять движение на суше прямыми руками и ногами, когда они все равно согнутся в воде? Дело в том, что при плавании кролем гребок выполняется прямой рукой под себя, наискосок к противоположной ноге. В результате этого действия вырабатывается гребок согнутой в локте рукой. Все скольжения с движениями ногами и руками кролем выполняются по 5 — 6 раз на каждом занятии. Попытки плавать при помощи ног и в полной координации повторять по 8 —10 раз на каждом занятии. Для освоения движений ногами и руками при плавании кролем требуется 2 — 3 занятия. Каждое занятие можно начинать с прыжков в воду, например: входить в воду прыжком, а затем повторять прыжки 5 — 6 раз. На этом этапе помимо основных упражнений — движений ногами и руками — продолжаются повторение и совершенствование уже знакомых элементов техники. Главное внимание уделяется упражнениям в скольжении, с многократными выдохами в воду, с выдохом в воду и с поворотом головы на вдох. Количество повторений такое же, как на предыдущем этапе обучения. В конце каждого занятия надо обязательно прыгать в воду, проводить игры и развлечения на воде. Игры подбираются в зависимости от количества играющих, их плавательной подготовленности и условий для проведения занятий. УРОК 4 Упражнения на суше Выполнить комплекс общеобразовательных и специальных физических упражнений. Разучить новые упражнения. 1.Согласование дыхания с движениями одной рукой кролем. И. п. — стоя, 2.Согласование дыхания с движениями обеих рук кролем. И. п. — стоя, Упражнения в воде 1. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем. И. п. — стоя на дне, ноги на ширине плеч, наклониться вперед, плечи касаются поверхности воды, одной рукой упереться в колено, или вытянуть вперед, или взяться за бортик, другая сзади у бедра. Голову положить щекой на воду и посмотреть на руку, находящуюся у бедра, сделать вдох, повернуть лицо в воду — выдох с одновременным движением одной рукой. 2 мин. 2.Согласование движений руками кролем с дыханием. И. п. — стоя на 3.То же, но с ходьбой по дну. 4.Плавание при помощи ног кролем с доской и выдохами в воду. 5.Плавание при помощи ног кролем на спине, дыхание произвольное. 6.Плавание кролем на спине. Вдох выполняется в конце гребка правой 7.Плавание кролем на груди. Вдох выполняется через 2—3 цикла дви 8.Плавание кролем на груди с выполнением вдоха в каждом цикле дви Игра на воде предлагается по выбору занимающихся в зависимости от количества участников игры, их возраста, подготовленности, условий для проведения игры и наличия инвентаря (мяч, обруч, бечевка, яркие предметы и т. п.). Методические указания Теперь, когда освоены скольжения, выдохи в воду и движения ногами и руками кролем, нужно каждое занятие как можно меньше стоять и ходить и как можно больше плавать. Совсем не обязательно плавать только кролем на груди или на спине. Можно комбинировать эти способы, например, плавать на спине при помощи ног с небольшими поддерживающими гребками кистей рук около бедер. На этом и последующих занятиях все упражнения, выполняемые в положении лежа на груди, чередуются с упражнениями, выполняемыми лежа на спине. Для изучения дыхания при плавании кролем основным упражнением является движение одной и обеими руками кролем с поворотом головы на вдох. При выполнении этих упражнений следует обращать внимание на правильное исходное положение. Чтобы лучше запомнить его, нужно в конце гребка рукой дотронуться до бедра и остановить руку. В этот момент повернуть голову и сделать вдох, который должен согласовываться с движением рукой, обязательно совпадать с концом гребка и выполняться в тот момент, когда рука находится у бедра. Выполнение упражнений на согласование движений руками и поворота головы на вдох нужно довести до автоматизма сначала на суще, потом в воде, так как именно дыхание является препятствием для быстрого освоения кроля. В этом и последующих занятиях рекомендуется сочетать плавание кролем на задержке дыхания с плаванием в полной координации. Плавание на задержке дыхания помогает быстрее осваивать согласование движений, почувствовать непрерывную работу круговых движений плечами и руками при плавании кролем на груди и на спине. Чтобы было легче осваивать дыхание с поворотом головы в кроле, вначале можно пробовать плавать с дыханием через 2 — 3 гребка, постепенно подводя вдох под каждый гребок рукой. На освоение техники дыхания при плавании кролем на груди требуется в среднем 4—5 занятий. Значительно быстрее осваивается плавание кролем на спине. Поэтому на каждом занятии нужно чередовать плавание кролем на спине с плаванием кролем на груди, так же как плавание в полной координации чередуется с плаванием при помощи ног на груди и на спине. Каждая попытка плавания повторяется по 3 — 4 раза. Упражнения на согласование движений руками кролем с дыханием в течение занятия выполняются 4—5 раз по 20 повторений каждое и чередуются с плаванием кролем на груди. Как обычно, занятия заканчиваются играми на воде и прыжками в воду. УРОК 5 Упражнения на суше 1.Повторить упражнения предыдущего урока. 2.Показать обучающимся технику плавания кролем на груди и на спине
Упражнения в воде 1.И.п. — сидя на бортике или плоту, выполнить спад в воду. 2.Серия скольжений на груди и спине с движениями ногами кролем. 3.И. п. — стоя на дне, движения одной и обеими руками кролем в согла 4.Плавание серии отрезков кролем на груди на задержке дыхания, чере 5.Плавание серии отрезков кролем на спине с полной координацией в 6.Плавание при помощи ног кролем на груди с доской. 5 мин. 7.Плавание кролем на груди, чередуя плавание с полной координацией 8.Проплыть наибольшее расстояние кролем на спине. 9.Плавание отрезков кролем на груди, чередуя с плаванием кролем на
10.«Кто дольше продержится на воде?». И. п. — лежа на спине, повора 11.Старт из воды. И. п. — стоя на дне лицом к бортику или поворотному 12.И. п. — сидя на бортике согнувшись, выполнить спад в воду, соскоки и Методические указания Плавание кролем на спине осваивается быстрее, чем плавание кролем на груди, так как не надо делать выдох в воду. Для совершенствования техники плавания этим способом нужно добиться, чтобы: - положение тела было горизонтальным, подбородок прибли - при движениях ногами снизу вверх они резко разгибались в - руки опускались в воду на ширину плеч, гребки руками за - движения руками выполнялись с большой амплитудой: когда вдох выполнялся в конце гребка рукой при выносе ее из УРОК 6 Упражнения на суше Повторить упражнения предыдущего урока. Упражнения в воде 1.Спад в воду или прыжки вниз ногами. 2.Плавание серии отрезков при помощи ног кролем на груди и на спине с 3.Плавание при помощи ног кролем с доской. 5 мин. 4.И. п. — стоя на дне, выполнять движения одной и обеими руками кро 5.Плавание серии отрезков кролем на груди при помощи рук в согласо 6.Плавание серии отрезков кролем на груди на задержке дыхания и с 7.Выполнить несколько стартов из воды и проплыть кролем на спине 8.Плавание кролем на груди при помощи рук в согласовании с дыханием 9.Проплыть наибольшее расстояние кролем на груди. 10. Проплыть наибольшее расстояние, пользуясь любым способом, не 11. Эстафеты, игры, развлечения. Провести игру «Авария». Методические указания На этом и последующих уроках перед плаванием отрезков дистанции кролем на груди необходимо выполнять упражнения на согласование движений руками кролем с дыханием. Совершенствование техники плавания продолжается в плавании с полной координацией, а также в плавании при помощи рук и ног; сначала в облегченных условиях, на коротких отрезках дистанции, с поддержкой (резиновый круг между ног), на задержке дыхания и с дыханием через несколько гребков; затем на дистанциях разной длины. При плавании кролем на груди необходимо добиваться, чтобы: - тело пловца было напряженным и сохраняло горизонтальное - движения ногами производились от бедра без чрезмерного - движения руками и ногами подчинялись ритму дыхания; - вдох согласовывался с движением руками и выполнялся в конце гребок производился согнутой в локте рукой и проходил под УРОК 7 Упражнения на суше 1.Повторить упражнения предыдущего урока. 2.Показать технику плавания кролем на груди и на спине хорошего пловца.
1.Войти в воду любым прыжком (по усмотрению преподавателя) (см. 2.Стартовать из воды и проплыть кролем на спине наибольшее рас 3.И. п. — стоя на дне, выполнять согласование движений руками кролем 4.Плавание при помощи рук кролем на груди в согласовании с дыханием 5.Плавание при помощи ног кролем с доской. 5 мин. 6.Плавание кролем с полной координацией — 6x15—20 м. 7.Плавание отрезков дистанции кролем на груди в быстром темпе — 8.Плавание при помощи ног кролем на спине. 5 мин. 9.Плавание кролем на спине с полной координацией — 4x25 м.
10.Плавание отрезков кролем на спине в быстром темпе — 2—4 х 12 м. 11.Плавание серии отрезков кролем на груди с полной координацией, 12.Проплыть кролем на груди наибольшее расстояние. 13.Игры с эстафетным плаванием, нырянием, игры с мячом (в зависимо Методические указания На каждом занятии необходимо увеличивать количество проплываемых отрезков дистанции в виде серий, а также длину дистанций при проплывании наибольших рас
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1535)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |