ЛЕКЦИЯ 28. Рынок и рыночный механизм. Конкуренция. Спрос и предложение
Когда экономисты произносят термин «рынок», они имеют в ввиду, как правило, не буквально тот рынок за углом, на котором продают картофель, обувь и.т.п. Речь идет о рынке в принципе. В этом смысле рынок – товарообмен, организованный посредством денег. Рынок является связующим звеном между производителем и покупателем. Нередко между производителем и покупателем появляется посредник – лицо, устанавливающее контакты между производителем и покупателем. Таким образом, действующими лицами рыночных отношений являются производитель, покупатель, посредник. Признаки рынка: 1. Нерегулируемое предложение (производитель сам решает, что, как, для кого производить) 2. Нерегулируемый спрос (потребитель сам решает, что, где, как и сколько покупать). 3. Нерегулируемая цена (цена определяется на рынке и зависит от спроса и предложения).
Существуют различные виды рынков: 1. Рынок потребительских товаров и услуг 2. Средств производства 3. Рабочей силы 4. Инвестиций, т.е долгосрочных вложений 5. Ценных бумаг 6. Информации 7. Научно-технических разработок, инноваций.
Функции рынка: информационная, посредническая, регулирующая, ценообразующая. Механизм функционирования рынка. Функционирование рынка основано на взаимосвязи спроса и предложения на товары и формирующейся на этой основе цены. Основными экономическими категориями, регулирующими поведение участников рынка, являются: спрос, предложение, цена, конкуренция. P(цена) ЗАКОН СПРОСА- утверждает, что существует взаимосвязь между ценой и величиной спроса. Чем ниже цена, тем выше спрос и, наоборот.
Q (количество) P (цена) ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – утверждает что существует взаимосвязь между ценой и и величиной предложения. Чем выше цена, тем больше величина предложения и, наоборот. Q (количество) Если величина спроса выше величины предложения, то в экономической системе образуется дефицит. И, наоборот, если величина предложения выше величины спроса, то образуется избыток товаров. Если же спрос и предложение совпадают, то покупатели могут купить предложенный к продаже товар. Эта ситуация наблюдается при цене, которая носит название равновесной цены.
Рынок выполняет свои функции в зависимости от характера конкуренции его участников Конкуренция– экономическое соперничество за долю рынка и прибыли. Черты конкуренции
Монополия- исключительное право производства, торговли и других видов деятельности; наличие на рынке только одного продавца. Олигополия– существование на рынке нескольких крупных фирм. Монопсония-вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель. Формы искусственных монополий-картель, синдикат, трест, концерн.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1061)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |