Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Человек рождает детей, чтобы они рождали компьютеры



2016-01-05 534 Обсуждений (0)
Человек рождает детей, чтобы они рождали компьютеры 0.00 из 5.00 0 оценок




Следует только понять, что киборг – это не механизм с человеческим мозгом, как это сегодня принято изображать в комиксах, мультфильмах и даже в игровых кино. Такой образ киборга излишне фантастичен. Человек и кибернетическое устройство пространственно разобщены. Просто они представляют собой систему – единый организм, единый по связям, функциям и существованию. Как муравьиная семья. Каждый делает на Земле свое дело, но в рамках единой программы. Человек будущего погибнет без компьютеров и роботов, а они погибнут без человека. Он их создает, а они обеспечивают ему биологическую жизнь. Таков, по-видимому, естественный ход событий.

Киборг – это и есть будущее человечество, единый планетарный организм. Техногенный вирус перерождается в киборга.

 

Любовь спасет мир

 

Большое горе – не любить...

Пьер де Ронсар

 

Если ты любишь – ты боишься.

Грэм Грин

 

В фильме Михаила Ромма «А все-таки я верю», который мы уже упоминали в этой книге, есть сцена, в которой разных случайных людей на улицах просили быстро ответить на вопрос, что такое счастье. Большинство ответов были неуклюжими и несуразными. Но реакция одной девушки меня поразила, и я ее помню до сих пор. Почти не задумываясь, она ответила: «Счастье? Его нельзя определить. В него можно только верить». Как точно сказано, не правда ли?

Так вот, если начать по такой же схеме спрашивать, что такое любовь, то подавляющее большинство людей, пожалуй, ничего путного не ответят. Это понятие, как и понятие счастья, наверное, нельзя определить.

Когда-то моя дочь занималась на курсах рисования. Одно из заданий заключалось в том, чтобы изобразить произвольную композицию из нескольких геометрических фигур: кубика, шара, пирамиды. Надо было нарисовать их так, чтобы они то составляли компактную группу, то – разваливались в пространстве, то падали вниз, то – улетали вверх и т.п. Задача оказалась трудной. И когда она обратилась к одной из знакомых художниц за помощью, та ответила совершенно неожиданно: «Я не знаю, как это делается, могу только сказать, получилось у тебя или нет, когда ты работу закончишь».

Так, наверное, и с любовью. Не умея сказать, что это такое и откуда она появляется, почти каждый сможет понять, есть она или нет.

Когда мы говорим, что любовь спасет мир, мы имеем в виду действие добра как атрибута целостности мира. Помните, в теме 7 мы с вами обсуждали смысл Бога по Гегелю? В Боге нет различения добра и зла. Различение идет только от человека. И чем больше и категоричнее такое различение, тем меньше остается добра и возрастает зло. При решении экологических проблем требование добра как запрета на различение, на мой взгляд, является обязательным и принципиальным. В природе нет второстепенных элементов. Всякое различение, когда оно возводится в принцип, пагубно. Попробуем проиллюстрировать эту мысль тремя примерами.

Есть такая фантастическая повесть Р. Уормсера «Пан сатирус в космосе». Ее сюжет строится на парадоксальном случае, когда посаженная в космический корабль человекообразная обезьяна выходит из-под контроля людей на Земле и берет управление кораблем в свои руки. Для человека ее действия непредсказуемы и вызывают страх своими неожидаемыми последствиями. Появляется, на первый взгляд, правильная идея уничтожить корабль вместе с ее пилотом-самозванцем. Но тут-то и возникают трудности, связанные с добром и любовью. Дело не только в том, что обезьяна – живое существо, но и в том, что оно оказалось сложнее, чем предполагали люди. Никто до этого не мог и подумать, что обезьяна способна управлять сложнейшим аппаратом. Человек даже не предполагал, что кто-то или что-то может быть сложнее и выше его самого – человека. И вдруг!.. И вот тут-то и возникла необходимость дать юридическое определение человека. Кажется, оно так и не состоялось. Но мы не будем решать эту необычную, на первый взгляд, задачу. Речь пойдет о любви как добре и равноправии всего сущего.

И вот здесь, чтобы усилить восприятие этого тезиса, вспомним еще один фильм. Он называется «Короткое замыкание». Это американский фильм. Да, пожалуй, его только американцы и могли поставить. Они подобные проблемы, проблемы равенства, братства и любви как основы добра и механизма, создающего и поддерживающего гармонию мира и его целостность, часто выносят на всеобщее обозрение, используя приемы гротеска, резкого противопоставления, жанра фантастики.

В фильме показан очень симпатичный робот на тележке с четырьмя колесиками, с весьма милой и выразительной головкой, на которой сверкают «живые» глаза в форме бинокля. Его хотели использовать во зло. Это были военные, которые относились к нему как к механизму, как, например, к танку или самолету. По их плану рано или поздно робот должен быть уничтожен. У робота появились спасатели: двое молодых людей – он и она. Внешняя фабула фильма построена на опасных приключениях, которые пришлось пережить молодым людям и роботу. Они стали друзьями. У девушки к роботу даже возникли нежные чувства, она полюбила его. В фильме добро и любовь победили зло. Happy end!

Символично оформлен финал: он, она и робот стоят под государственным флагом США. Их победа закреплена звуками национального гимна. Спросим себя: «Победа над чем?» Я бы ответил так – победа над различением. Они добились признания робота как гражданина Соединенных Штатов. Робот впервые стал равноправной частью человечества.

Не так давно на мировых экранах демонстрировался французский фильм – «Пятый элемент». Воздух, вода, земля и огонь испокон веку считались у людей основой мироздания. Но оказалось, что без пятого элемента – любви – они несостоятельны. Их соединяет только этот пятый элемент. Именно любовь уничтожает различение и создает целостность мира.

Мир построен на компромиссах, умении договариваться и сосуществовать. В основе же компромиссов лежит общность интересов на фоне взаимных претензий. Любовь всегда сопровождается страхом и чаще всего не столько за себя, сколько за тех, кого любишь: страх потерять, нанести боль или вред. И речь идет не только о близких людях, но и о животных, растениях, о неживой природе. Любовь и страх, связанный с ней, являются, пожалуй, единственной стратегической базой для планетарного решения экологического конфликта между биосферой и техносферой.

Роль любви как связующего начала Мира люди понимали или чувствовали, по-видимому, всегда. Наверное, поэтому вся культура человечества буквально пронизана этой идеей. Именно поэтому в основе любой религии лежит идея любви к Богу, а значит, и любви к ближнему, и любви к природе. Но только в наши дни начали обсуждать юридическую сторону этой идеи – идеи равноправия всего сущего. Все живое, и все косное, и все созданное человеком имеет право на жизнь и на естественную смерть.

Киборг как планетарный организм, как будущее человечество не может существовать без любви.

 

Контрольные вопросы

Тема 1

1. Объясните, что вы понимаете под термином «экологическая культура»?

2. Реальность проявляется в миражах. Раскройте смысл этого тезиса с позиций термина «граница».

3. Параметризация границ и принцип договоренности при их проведении. Как вы понимаете эту задачу?

4. Почему правильнее говорить, что человек живет в границе, а не на границе?

5. Что такое слой жизни? Опишите его.

6. В чем состоит клапанный принцип функционирования границ?

7. Что означает выражение «мир почти симметричен»?

8. Симметричность материального и духовного Миров. Как вы это понимаете?

9. В чем состоит триединство Мира?

10. Сформулируйте основные законы экологии с позиций фундаментальных законов природы.

 

Тема 2

1. Объясните понятия силы и массы.

2. В чем смысл закона устойчивости? Приведите его варианты.

3. Что понимается под термином «физическое поле»? Объясните его основные характеристики: напряженность и потенциал.

4. Опишите главные техногенные воздействия на физические поля Земли с позиций экологической опасности.

5. Как вы понимаете термин «система»? Приведите примеры природных систем.

6. Каковы параметрические требования при построении систем?

7. Запишите структуру экологической системы по Э. Геккелю.

8. Как выглядит структура экологической системы с участием в ней человека?

9. Как экосистемы участвуют в общем круговороте вещества Земли?

10. Приведите примеры иерархической соподчиненности в экосистемах.

 

Тема 3

1. Каковы ваши представления об изменчивости и устойчивости?

2. Как меняется Мир, если он устойчив?

3. Можно ли изучать изменчивость без фундаментальных констант?

Объясните ваш ответ.

4. Сформулируйте квантовые принципы развития Земли.

5. В чем заключается галацентристское мировоззрение на развитие нашей планеты?

6. Объясните смысл геологического аналога постоянной Планка.

7. Сформулируйте задачу построения и распознавания образов.

8. Что значит утверждение «катастрофы всюдны»?

9. Может ли человек придумать то, чего нет? Объясните вашу позицию.

10. Объясните трансфиниту эволюции.

 

Тема 4

1. Опишите процедуру моделирования.

2. Классификация моделей. Объясните ее на каком-либо собственном примере.

3. Моделирование это механизм круговорота и наращивания информации. Объясните и этот тезис. Приведите примеры.

4. Каковы современные представления об объективности и истинности моделей?

5. Что такое легислативная истина? Ваше представление о доказательности?

6. Какие представления о понятии «время» вам известны?

7. Время, пространство, пространство-время. В чем разница между этими понятиями?

8. Как вы понимаете понятия «инвариантность» и «инварианты»?

9. Приведите примеры инвариантов внутри сообществ живой и неживой материи.

10. Можно ли построить инвариант триединого мира? Объясните ваш ответ.

 

Тема 5

1. Что такое Метагалактика?

2. Объясните, почему к межзвездной среде могут быть применены законы газовой динамики.

3. Из каких теоретических допущений и на основе каких наблюдений была получена постоянная Хаббла?

4. На каких теоретических представлениях и экспериментальных данных построена теория «Большого взрыва»?

5. Назовите основные геометрические модели Земли. Объясните физическое содержание этих моделей.

6. Что такое географические гомологии? Перечислите и опишите их.

7. Дайте общую характеристику геосфер.

8. Каковы современные представления о гидросфере Земли? Какие фундаментальные ее свойства вы знаете?

9. Что такое земная кора? Сравните океанический и материковый типы земной коры.

10. Как выглядит геосферный цикл?

 

Тема 6

1. Ум это не орудие познания, а лишь организатор знания. Знание приходит из другого источника. Объясните эту мысль Шри Ауробиндо.

2. Дайте характеристику обыкновенного разума. (Здесь и далее типы разумов даются по Шри Ауробиндо.)

3. Что такое высший и озаренный разум?

4. Объясните ваше понимание интуитивного и глобального разумов.

5. Дайте характеристику интеграционных процессов в геометрии и логике.

6. Что такое интуиционизм?

7. Объясните асимметрию информационных структур.

8. Приведите примеры информационных циклов и опишите их.

9. Как следует понимать информационную инфляцию?

10. Изложите представление об общем информационном цикле, который рассматривается в разд. 3 этой темы.

 

Тема 7

1. Кратко опишите современные представления о ноосфере. Кто предложил этот термин и кто ввел его в науку?

2. Каково представление о ноосфере В.И. Вернадского?

3. Ваше отношение к тезису «за что бы разум ни взялся, он все портит».

4. Понятие дисимметрии. Его развитие от Л. Пастера, П. Кюри до В.И. Вернадского.

5. Ноосфера П. Шардена. В чем ее суть и отличие от ноосферы В.И. Вернадского?

6. Что вы понимаете под словом «человечество»? Всегда ли оно было и как сформировалось?

7. Можно ли человечество назвать хомосферой? Объясните ваш ответ.

8. Как вы определяете понятия «наука», «культура» и «религия»? Что их объединяет и делает целостным феноменом?

9. Назовите общие свойства биологического и компьютерного вирусов.

10. На каких основаниях человека можно назвать техногенным вирусом?

 

Тема 8

1. В чем состоит суть учения Томаса Мальтуса?

2. Что такое демографический коллапс?

3. На каких посылках построен ноосферно-технологический сценарий выживания человечества (сценарий устойчивого развития)?

4. В чем состоит сценарий депопуляции человечества? Насколько он реален?

5. Какова роль разрушительных препятствий в депопуляции человечества?

6. Техногенный вирус перерождается в киборга. Как вы себе представляете такое развитие человечества?

7. Требование добра как запрета на различение. Как вы понимаете его?

8. Можете ли вы дать юридическое определение человека? Объясните ваш ответ.

9. Может ли быть любовь без страха? Объясните ваш ответ.

10. Что вы знаете о процессе глобализации в современном человеческом сообществе?

ОТ АВТОРА

Идея этой книги появилась в 1993 году, когда я работал деканом экологического факультета только что созданного Санкт-Петербургского филиала Международного независимого эколого-политологического университета. К этому времени экологических факультетов в России было уже много, практически во всех вузах. Поэтому среди организационных вопросов центральным оказался вопрос о выработке концепции подготовки специалистов экологического направления. Я предложил готовить экологов широкого профиля, с тем чтобы они могли решать не частные задачи, а быть организаторами и своего рода режиссерами комплексных экологических исследований, т.е. писать научные сценарии, подбирать исполнителей на основные роли, руководить всеми работами, координировать действия участников исследований и т.п. Постепенно эта идеология оформила и название факультета – экологической культуры.

Почти сразу приемная комиссия предложила мне написать что-то вроде проспекта, в котором раскрывалась бы суть этого направления. Я написал брошюру «Что такое экология?» (1993), которая была издана небольшим тиражом для абитуриентов нашего университета. После этого я задумал серию брошюр под общим названием «Путь к экологической культуре». Затем на этой основе был разработан проспект трехтомного общеобразовательного учебника по экологии, который выиграл грант, проходящий через Российский университет дружбы народов, но он, к сожалению, не был профинансирован. Спустя некоторое время этот проспект был переработан в комплект документов двухтомного учебника для школ с экологическим направлением и даже обсуждался на педсовете одной из них. Но все это, видимо, было не ко времени. И вот теперь удалось написать книгу просвещенческого характера. По-моему, она первая. И я признателен всем, кто имел отношение, хотя бы даже и косвенное, к ее появлению.

Я оказался готов к ее написанию по многим причинам, и одна из них – общение с людьми азартными, незаурядного и независимого ума, людьми, имеющими в науке свой почерк и не стремящимися к чинам и званиям. Я признателен и благодарен С.М. Базарову, А.А. Баренбауму, Ю.Л. Войтеховскому, И.Л. Лапидесу и безвременно ушедшему от нас С.В. Варварину за творческие беседы и неформальные дискуссии.

Я признателен директору Северо-Западного НИИ наследия Ю.С. Великанову за проявленный интерес к книге и содействие в первой публикации важных ее разделов в таком серьезном журнале, как «Нефть России», редактору этого журнала А.Н. Диордиенко за понимание значения темы, а также его сотруднику Алексею Сомову за интересное иллюстрирование журнального варианта опубликованных разделов и удачное их название «Евангелие от Природы». Хочется поблагодарить еще и заместителя декана экологического факультета Российского университета дружбы народов проф. А.П. Хаустова за неоднократные попытки издать эту книгу. И наконец, хочется сказать большое спасибо Генеральному директору ОАО «Издательство „Политехника"» Григорию Федоровичу Мощенко за то, что он увидел важность книги для экологического просвещения и поддержал ее издание.

При разработке структуры книги большое влияние на меня оказала книга Андрея Битова «Оглашенные» (1995). Его творчество оказалось удивительно близким мне по мироощущению и в какой-то мере ускорило процесс создания книги.

Особую благодарность я испытываю к своей любимой жене Верочке, которая при всех сложностях и превратностях нашей сегодняшней жизни обеспечила мне прекрасные условия для работы и была первым терпеливым слушателем и доброжелательным критиком.

 

30 декабря 1998 года

 

Назад| Содержание |На лицевую |Вперёд

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агекян Т.А.Звезды, галактики, метагалактика. – М.: Наука, 1966. – 374 с.

2. Айванхов О.М.Законы космической морали. – М. Всемир. Белое братство, Б.Г., 1996. – 324 с.

3. Акулинин В.Н.Философия всеединства. – Новосибирск: Наука, 1990. – 158 с.

4. Аллисон А., Палмер Д.Геология. Наука о вечно меняющейся Земле. М.: Мир, 1984. – 567 с.

5. Ауробиндо Шри.Интегральная йога. – М.: Никое, 1992. – 396 с.

6. Ауробиндо Шри.Мать. – М.: Благовест, 1993. – 256 с.

7. Безант А.Братство религий. – Рига: Виеда, 1992. – 100 с.

8. Белоусов В.В. Основы геотектоники. – М.: Недра, 1975. – 263 с.

9. Библер В.Культура//50/50. Опыт словаря нового мышления. – М.: Прогресс; Пайо, 1989. – С. 234-241.

10. Библияи наука: Апологет, об./Сост. Харичаа. – М.: Изд-во Союза ЕХБ, 1991. – 224 с.

11. Блох А.М.Структура воды и геологические процессы. – Л.: Недра, 1969. – 216 с.

12. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. – 1970-1978. – Т. 5. – М.: Сов. Энциклопедия, 1971. – С. 1315.

13. Ботт М.Внутреннее строение Земли. – М.: Мир, 1974. – 375 с.

14. Боярский П.В., Великанов Ю.С, Павлов А.Н.Арктика в опасности//Нефть России. – 2000. № 3. – С. 68-71.

15. Бугаев А.Ф. Введение в единую теорию мира. – М.: Белые альвы, 1998. – 318 с.

16. Вильсон А.Дж.Энтропийные методы моделирования сложных систем. – М.: Наука, 1978. – 247 с.

17. Войтеховский Ю.Л. Проблемы Гильберта и аналитическая петрография//Минерал. – 1999. – № 2. – С. 30-32.

18. Гаррелс Р., Маккеизи Ф.Эволюция осадочных пород. – М.: Мир, 1974,– 272 с.

19. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. – 1975-1977. – М.: Мысль. – Т. 1. – 1975. – 532 с; Т. 2. – 1977. – 573 с.

20. Гердер И.Г.Идеи к философии истории человечества. – М.: Наука, 1977. – 704 с.

21. Герман М.А.Спутниковая метеорология. – Л.: Гидрометеоиздат, 1975. – 367 с.

22. Голан А.Миф и символ. – М.: Русслит, 1993. – 375 с.

23. Грегори Р.Разумный глаз. – М.: Мир, 1972. – 216 с.

24. Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 528 с.

25. Данлоп С. Азбука звездного неба. – М.: Мир, 1990. – 238 с.

26. Дарроу К.Физика как наука и искусство//Физики продолжают шутить. – М.: Мир, 1968. – С. 13-23.

27. Джеммер М. Понятие массы в классической и современной физике. – М.: Прогресс, 1967. – 256 с.

28. Додин Д.А., Садиков М.А., Бордуков Ю.К.Некоторые аспекты радиационной обстановки в Арктике и направление экологических исследований. – СПб.: ВНИИокеангеология, 1994. – 138 с.

29. Земля.Введение в общую геологию: Т. 1. – М.: Мир, 1974. – 392 с.

30. Зимынашей планеты/А. Джон, Э. Дербишир, Г. Янг и др. – М.: Мир, 1982. – 333 с.

31. Зубаков В.А. Наше будущее: техносфера или экогеизм//Проблемы ноосферы и экобудущего: Мат. Междисциплинар. дискуссий. – Вып. 1. – М.: РАЕН, 1996. – С. 80-95.

32. Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.

33. Капица П.Л.История одного портрета Резерфорда//Эксперимент, теория, практика: Стат. Выступ. – М.: Наука, 1981. – С. 310-316.

34. Кари Кестёр-Лёше.Нет вирусам и бактериям. – М.: Крон-Пресс, 1997. – 275 с.

35. Каттерфельд Г.Н.Лик Земли. – М.: Гос. изд-во географ, лит., 1962. – 152 с.

36. Киппенхан Р.100 миллиардов солнц. Рождение, жизнь и смерть звезд. – М.: Мир, 1990. – 295 с.

37. Клайн М.Математика. Поиски истины. – М.: Мир, 1988. – 296 с.

38. Клайн М. Математика. Утрата определенности. – М.: Мир, 1984. – 447 с.

39. Кларк С. мл., Турекьян К., Гроссман С.Модель ранней истории Земли//Природа твердой Земли. – М.: Мир, 1975. – С. 9-23.

40. Клиффорд В.Здравый смысл точных наук//Альберт Эйнштейн и теория гравитации: Сб. стат. к 100-летию со дня рождения. – М.: Мир, 1979. – С. 38-47.

41. Козырев Н.А.Избранные труды. – Л.: ЛГУ, 1994. – 445 с.

42. Кольцевыеструктуры континентов Земли/В.Н. Брюханова, B.Д. Буш, М.Э. Глуховский и др. – М.: Недра, 1987. – 185 с.

43. Коммонер Б.Замыкающийся круг. – Л.: Гидрометеоиздат. 1974. – 280 с.

44. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Алма-Ата: Жалын, 1985. – 384 с.

45. Природаи ресурсы. – 1985. – Т. XXI. – № 1. – 41 с.

46. Лапидес И.Л. Реальная структура минералов – возможная информационная матрица в абиогенезе//Новые идеи в генетической минералогии. – Л.: Наука, 1983. – С. 26-30.

47. Ле Пишон К., Франшто Ж., Бонин Ж.Тектоника плит. – М.: Мир, 1977.– 288 с.

48. Лимоник М.Таинственный объект во Вселенной – огромный и невидимый//За рубежом. – 1986. – № 23 (1352).

49. Линник Ю.Космос детства//Terminator. – 1996. – № 1. – C. 25-26.

50. Литературныеманифесты западноевропейских классицистов (под ред. Н.П. Козловой). – М.: МГУ, 1980. – 617 с.

51. Лоскутова А.Ю., Михайлов А.С.Введение в синергетику. – М.: Прогресс, 1992. – 208 с.

52. Мальтус Т.Р.Опыт закона о народонаселении. – Петрозаводск, 1993. – 173 с.

53. Манин Ю.И.Теорема Геделя//Природа. – 1975. – № 12. – С. 80-87.

54. Манин Ю.И.Доказуемое и недоказуемое. – М.: Сов. радио, 1979. – 168 с.

55. Мейен С.В.Спорные вопросы теории стратиграфии//Природа. – 1974. – № 12. – С. 16-22.

56. Моделив географии. – М.: Прогресс, 1971. – 380 с.

57. Общаяи полевая геология/А.Н. Павлов, И.А. Одесский, А.И. Иванов; под ред. А.Н. Павлова. – Л.: Недра, 1991.– 464 с.

58. Павлов А.Н.Геологический круговорот воды на Земле. – Л.: Недра, 1977. – 143.

59. Павлов А.Н.Системная модель подземной гидросферы//Подземные воды и эволюция литосферы. В 2-х томах, 1985. – Т. 1. – М.: Наука, 1985. – С. 78-83.

60. Павлов А.Н.О принципе неопределенности в геологии//Докл. АН СССР. – 1985. – Т. 281. – № 6. – С. 1414-1416.

61. Павлов А.Н.[Предисловие]//Патякин В.И., Тишин Ю.Г., Базаров С.М. Техническая гидродинамика древесины. – М.: Лесн. пром-сть, 1990. – 304 с.

62. Павлов А.Н.Квантовые принципы развития Земли – новая парадигма геологии//Принципы развития и историзма в геологии и палеобиологии. – Новосибирск: Наука, 1990. – С. 115-122.

63. Павлов А.Н.Тектоносферные сейши – динамический тип региональных геологических структур//Идея развития в геологии: Вещественный и структурный аспекты. – Новосибирск: Наука, 1990. – С. 142-151.

64. Павлов А.Н.Анализ развития временных представлений в геологии//Новые идеи в естествознании. – Ч. 2.: Мат. III Междунар. конференции «Пространство, время, тяготение». – СПб.: ЦНИИМ, 1996. – С. 10-14.

65. Павлов А.Н.Евангелие от Природы//Нефть России. – 1997, № 1-4; 7-12. – С. 31-32... С. 44-45.

66. Палмен Э., Ньютон Ч.Циркулярные системы атмосферы. – Л.: Гидрометеоиздат, 1973. – 616 с.

67. Пантин В.И.Циклы и ритмы истории. – Рязань: Рязан. арм. культ, о-во «Араке», 1996. – 157 с.

68. Перрюшо А.Жизнь Сезанна. – М.: Радуга, 1991. – 351 с.

69. Петров-Водкин К.С.Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. – Л.: Искусство, 1982. – 655 с.

70. Погосян X.П. Общая циркуляция атмосферы. – Л.: Гидрометеоиздат, 1972. – 394 с.

71. Пригожий И.От существующего к возникающему. – М.: Наука, 1985. – 328 с.

72. Расторгуев С.П. Инфицирование как способ защиты жизни. Вирусы: биологические, социальные, психические, компьютерные. – М.: Изд-во агентства «Яхтсмен», 1996. – 336 с.

73. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. – М.: Россия молодая, 1992. – 367 с.

74. Романовский С.И.Физическая седиментология. – Л.: Недра, 1988. – 240 с.

75. Рябинин И.А.Надежность и безопасность структурно-сложных систем. – СПб.: Политехника, 2000. – 248 с.

76. Сатпрем.Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. – Л.: ЛГУ, 1989. – 334 с.

77. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. – Л.: Сов. писатель, 1990. – 128 с.

78. Седов Е.А. Эволюция и информация. – М.: Наука, 1976. – 232 с.

79. Слензак О.И. Вихревые системы литосферы и структура докембрия. – Киев: Наук, думка, 1972. – 183 с.

80. Слупецкий К. Несколько замечаний о многозначных логиках Яна Лукасевича//Философия в современном мире: Философия и логика. – М.: Наука, 1974. – С. 177-187.

81. Смит Дж. Л.Б.Старина четвероног. – М.: Гос. изд-во географ, лит., 1962. – 216 с.

82. Струве О., Линде В., Пилланс Э.Элементарная астрономия. – М.: Наука, 1967. – 484 с.

83. Тишкин Б.М.Результаты моделирования пространственно-временных параметров структур в Солнечной системе в связи с геологическими процессами//Тектоника, геодинамика и процессы магматизма и метаморфизма: В 2 т. Том II: Мат. совещания. – М.: ГЕОС, 1999. – С. 208-211.

84. Тишкин Б.М., Зимин С.С.О геодинамическом моделировании развития природных систем//Культура XXI века. Человек. Общество. Космос: Мат. 1-й конф. – Владивосток: РАН, 1996. – С. 150-157.

85. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике: В 9 т. – 1977-1978. – Т. 3; 4. – М.: Мир, 1977. – 496 с.

86. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М.Фейнмановские лекции по физике: В 9 т. – 1977-1978. – Т. 5. – М.: Мир, 1977. – 302 с.

87. Фейнман Р.Характер физических законов. – М.: Наука, 1987. – 160 с.

88. Филлипов А.Т. Многоликий солитон. – М.: Наука, 1986. – 224 с.

89. Харбух Дж., Бонэм-Картер Г. Моделирование на ЭВМ в геологии. – М.: Мир, 1974. – 320 с.

90. Чернина А.Д.Звезды и физика. – М.: Наука, 1984. – 160 с.

91. Шарден П.Феномен человека. – М.: Наука, 1987. – 240 с.

92. Шафрановский И.И.Симметрия в природе. – Л.: Недра, 1968. – 184 с.

93. Шипов Г.И.Теория физического вакуума: Теория, практика эксперимент. – М.: Наука, 1997. – 362 с.

94. Шкловский И.С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть. – М.: Наука, 1984. – 384 с.

95. Эйнштейн А. Вопросы космологии и общая теория относительности//Альберт Эйнштейн и теория гравитации: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения. – М.: Мир, 1979. – С. 287-297.

96. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. – М.: Мир, 1987. – 224 с.

 

 

Павлов Александр Николаевич (р. 1933). Доктор геолого-минералогических наук, профессор. Окончил Ленинградский горный институт им. Г.В. Плеханова (1957).

На преподавательской работе в вузах с 1966 г. Ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой. Декан экологического факультета в Северо-Западном филиале Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ).

В настоящее время заведующий кафедрой гидрологии и геодезии Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) и заместитель директора по экологической культуре в Северо-Западном НИИ наследия (Российский НИИ культурного и природного наследия Министерства культуры РФ и РАН).

Сфера сегодняшних научных интересов вопросы мировой экологии и экологической культуры.

 

В оформлении книги использованы: иллюстрации из коллекций Эрмитажа, работы Р. Грегори, Ле Корбюзье, Микеланджело Буонарроти, А. Тарасевича, журнала «Юный натура лист», Vasarely, Ф. Гойя, В. Кандинского, И. Пригожина, журнала «Terminator», H. Степанова, Р. Кента, М. Врубеля, монографии «Наука и человечество», 1963 и детский рисунок Гоши Колюшка.

 



2016-01-05 534 Обсуждений (0)
Человек рождает детей, чтобы они рождали компьютеры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Человек рождает детей, чтобы они рождали компьютеры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)