Приемы самоанализа, самооценка
При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.
Любое учебное занятие оценивается по достижению цели: •цели достигнуты; •цели частично достигнуты; •цели не достигнуты.
Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.
Виды анализа и самоанализа •краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации; •структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей студентов; системный: рассмотрение урока как единой, системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, навыков студентов, усвоения ими способов учения; •полный: включает оценку реализации учебных задач, содержание и виды учебной деятельности студентов по следующим характеристикам: уровни усвоения студентами знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативность урока; •структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия; •комбинированный: одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов; •психологический: изучение обеспечения познавательной деятельности студентов развивающего типа; •дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения и учения студентов, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности студентов и т. п. •аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов: ◦реализация задачи урока; ◦использование развивающих методов; ◦изучение способов активизации познавательной деятельности студентов; ◦пути развития познавательного интереса; ◦проверка и оценка знаний, умений и навыков; ◦организация проблемного обучения.
•комплексный: одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы уроков).
Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ. Примерная схема самоанализа •Место урока в системе уроков данной темы. •Обоснование целей урока и выполнение намеченного плана, •Краткая характеристика учебной группы, индивидуальные особенности и их учет. •Выбор структуры урока, ее обоснованность. •Мотивировка отбора учебного материала для урока, оценка содержания каждого этапа урока. •Оценка оптимальности выбранных форм и методов, оценка их соответствия целям урока и содержанию, выполнению задач, удовлетворенность преподавателя уроком, меры по устранению недостатков. •Атмосфера урока, характер взаимодействия преподавателя и студентов. •Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.
Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить.
Целенаправленное изучение собственного опыта может проводиться в одном направлении и зависит от того, что является для преподавателя главным на данный момент: активизация познавательной деятельности студентов при усвоении новых знаний, развитие самостоятельной работы студентов при формировании навыков и умений и т. д.
Но не только самоанализ является для преподавателя повышением педагогического мастерства. Анализ уроков других преподавателей, знакомство с их методикой проведения уроков позволяет совершенствовать свое преподавание.
Одним из наиболее полезных для преподавателя видов анализа является дидактический. Примерная схема дидактического анализа •Своевременность явки преподавателя на урок. •Готовность к началу урока. •Санитарное состояние аудитории и личная гигиена студентов. •Организация групп. •Подробный анализ проверки домашнего задания. •Методы и приемы, используемые преподавателем при проверке пройденного материала и их соответствие поставленным целям. •Ценность используемых методов и приемов проверки задания. •Качество знаний студентов. •Способы активизации группы во время проверки знаний, умений, навыков. •Анализ поведения студентов на занятии. •Анализ изложения нового материала или закрепление предыдущей темы: ◦ясность и доступность изложения материала преподавателем; ◦используемые методы и их соответствие целям урока.
•Используемые мыслительные приемы работы студентов. •Анализ последнего этапа урока: ◦домашнее задание: как задается, объем; ◦осуществление подведения итогов, выставление оценок; ◦своевременность окончания занятия.
Реализация воспитательных задач •Индивидуальный подход к студентам, сочетание его с коллективной работой. •Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины. •Самообладание и педагогический такт. •Владение голосом, правильность речи, дикция, темп, выразительность. •Примеры ответов на вопросы по указанной схеме. •Выводы и предложения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4090)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |