Действия консультанта при формулировании советов и рекомендаций
Действия психолога-консультанта при формулировании советов и рекомендаций должны носить продуманный характер, а для того чтобы этого добиться, учитываются различные факторы. При интерпретации исповеди клиента не следует придерживаться какой-либо одной научной школы или направления. Советы должны сочетать в себе различные варианты решения проблемы клиента. Как правило, их должно быть не менее двух-трех, чтобы клиент сам мог выбрать, как впоследствии строить свое поведение. Для этого необходимо достаточно хорошо изучить особенности жизни, типичные ситуации поведения, подметить основные ошибки и т.д. Кроме того, необходимо, чтобы советы и рекомендации носили практический характер и согласовывались с реальной жизнью клиента. Вы не можете посоветовать человеку отправиться в кругосветный круиз, если он «привязан» к парализованной жене и не может надолго оставить ее одну. Таких примеров можно привести достаточно много. Если происходит первая встреча с клиентом, а на данном этапе необходимо выработать некоторые начальные рекомендации, закономерно, что личность клиента, его психические особенности консультантом еще недостаточно изучены. Можно в этом случае посоветовать обратить внимание на невербальные особенности поведения клиента. Они достаточно красноречивы и, как правило, не контролируются человеком. Алан Пиз в своей книге «Язык телодвижений» сформулировал следующие основные рекомендации по основам невербального общения [Пиз Алан, с.178]: поза «руки на пояс» характерна для решительного, волевого человека; наклон туловища вперед, сидя на стуле, говорит о том, что человек, как только закончится разговор с ним, уже готов будет действовать; человек, который сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ее руками, часто обладает быстрой реакцией и его трудно убедить в споре; прижатые друг к другу лодыжки во время сидения говорят о том, что человек имеет негативные, неприятные мысли и чувства в данный момент времени; собирание с одежды несуществующих ворсинок характеризует человека, который не вполне согласен с тем, что ему в данный момент времени говорят; прямая голова во время разговора свидетельствует о нейтральном отношении человека к тому, что он слышит; наклон головы в сторону во время слушания говорит о том, что у человека пробудился интерес; если голова человека наклонена вперед, то это чаще всего является признаком того, что он отрицательно относится к услышанному; скрещивание рук на груди - признак критического отношения и защитной реакции; иногда скрещивание рук свидетельствует о том, что у человека возникло чувство страха; перекрещивание ног - признак негативного или оборонительного отношения; жест «поглаживание подбородка» означает, что данный человек пытается принять решение, связанное с тем, что ему только что сказали; отклонение назад на спинку стула или кресла - движение, свидетельствующее об отрицательном настрое человека; если после того, как человека попросили сообщить о своем решении, он берет в руки какой-либо предмет, это означает, что он не уверен в своем решении, сомневается в его правильности, что ему еще необходимо подумать; когда голова слушающего человека начинает склоняться к руке, чтобы опереться на нее, то это означает, что у него пропадает интерес к тому, что ему сейчас говорят; если человек потирает затылок ладонью и отводит глаза - это значит, что он говорит неправду; люди, часто потирающие затылочную часть шеи, склонны проявлять негативное, критическое отношение к окружающим; те люди, которые часто трут свой лоб, обычно являются открытыми и покладистыми; закладывание рук за спину свидетельствует о том, что человек расстроен; прикосновение во время произнесения слов к частям лица и головы - признак того, что данный человек не вполне искренен и говорит неправду; положение пальцев во рту свидетельствует о том, что человек в данный момент времени нуждается в одобрение и поддержке; постукивание пальцами по крышке стола или по чему либо другому во время слушания свидетельствует о нетерпении человека; открытые ладони ассоциируются с искренностью, доверчивостью и честностью; скрытые ладони, напротив, говорят о закрытости, нечестности, неискренности человека; властный человек при рукопожатии старается держать свою руку сверху; покорный человек во время рукопожатия стремится держать свою ладонь снизу; тот, кто рассчитывает на равноправные отношения, старается во время рукопожатия держать свою ладонь на одном уровне с тем человеком, с кем он обменивается рукопожатием; не вполне уверенный в себе человек тянет руку другого на себя во время рукопожатия; сцепленные пальцы рук во время разговора могут означать разочарование. В мимике человека также может встретиться ряд признаков, которые с высокой степенью вероятности могут свидетельствовать о его невротичности. Рассмотрим и эти признаки: у вечно улыбающегося человека оптимизм чаще всего является наигранным и, как правило, не соответствующим его реальному внутреннему состоянию; тот, кто внешне демонстрирует свою якобы безукоризненную выдержку, в действительности часто прикрывает этим хорошо скрываемое беспокойство и напряженность; у невротика углы рта чаще всего бывают опущенными книзу, а на лице - выражение уныния и отсутствия интереса к людям. Такой человек: обычно нерешителен; взгляд у невротика напряженный, а глаза раскрыты шире обычного; выражение лица у невротика испуганное, цвет - бледный и болезненный; невротику нелегко рассмеяться от души, его улыбка часто напоминает ироническую усмешку или ухмылку. Кроме того, клиент может колебаться в пользу той или иной рекомендации, и психолог-консультант должен аргументировать свою позицию, показать негативные и позитивные последствия различных вариантов решения проблемы клиента. Клиент должен осознавать, что независимо от его выбора он получит позитивный результат, приобретет что-то новое для себя, получит необходимый опыт. [Немов Р. С., с.219] Таким образом, клиент должен самостоятельно прийти к какому-либо решению и уметь объяснить сделанный выбор. Это является одним из эффективных приемов оказания психологической помощи в случае, если клиент нерешительный и не может сам выбрать альтернативу. 5 Завершающий этап консультирования
Когда консультация подходит к концу, у клиента независимо от того, достигнут ли положительный результат, должно сохраниться впечатление от консультации и желание решить свою проблему. Психолог-консультант может попросить клиента сообщать, как идут дела в решении его проблемы, как выполняются рекомендации. Совместно с клиентом в конце консультации вырабатывается программа по реализации выработанных советов и рекомендаций, а также могут быть назначены сроки выполнения данной программы. У клиента должна выработаться уверенность, что он не зря потратил время и что его проблема может и должна быть решена. Консультант должен произвести на клиента благоприятное впечатление при расставании и оставить о себе впечатление, что он готов к дальнейшему сотрудничеству, если будет необходимо. После консультации необходимо заполнить личную карточку клиента, а также составить вопросы к следующей предполагаемой встрече. Все последующие встречи организуются по заранее продуманному плану, но допускаются также заочные, телефонные беседы с клиентом, когда консультант может проверить, как выполняются рекомендации, клиент может получить дополнительную поддержку или стимул к продолжению выполнения рекомендаций. План последующих встреч рекомендуется составлять вместе с клиентом, чтобы тот знал и готовился к предстоящей встрече, более тщательно выполнял рекомендации. Таким образом, техника психологического консультирования - это специальные приемы, которые психолог-консультант, действуя в рамках тех или иных процедур консультирования, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |