Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Групповая поляризация



2016-01-02 1058 Обсуждений (0)
Групповая поляризация 0.00 из 5.00 0 оценок




Это явление возрастания экстремальности мнений в процессе принятия группового решения, размежевание позиций членов группы. Подчеркивается разница между понятиями «поляризация» и «экстремизация». Поляризация – это сдвиг в направлении к уже избранному индивидом полюсу. Экстремизация предполагает движение в сторону от нейтральности в любом направлении. Таким образом, поляризация есть всегда и экстремизация, но не наоборот. Сдвиг риска выступает частным случаем групповой поляризации.

В настоящее время имеют место две группы объяснительных моделей поляризационного эффекта:

  • Согласно первой, поляризация вызывается аффективными (нормативными процессами). Предполагается, что экстремальные мнения во многих жизненных обстоятельствах являются социально желательным фактором. Чтобы избежать неблагоприятной социальной оценки, так называемые средние члены группы будут сдвигать свои суждения в направлении экстремальной позиции.
  • Согласно второй, поляризация трактуется как результат действия когнитивных информационных процессов. Она возникает в условиях поиска членами группы убедительных аргументов в поддержку одной из имеющихся у них альтернатив.

Феномен огруппления мышления.

Этот феномен был открыт И.Джанисом в 70е годы. Огруппление мышления связано со снижением ментальной эффективности, способности к анализу реальных событий, моральных требований, что является результатом внутригрупповых давлений. Стремление к единомыслию оказывается важнее реалистической оценки возможных вариантов действий. Согласно И.Джанису, симптоматика феномена огруппления мышления характеризуется следующими признаками:

  • Иллюзия неуязвимости, следствием чего являются излишний оптимизм и тяга к чрезмерному риску.
  • Стремление дать рациональное объяснение, чтобы отбросить любые возможные возражения.
  • Вера в исповедуемые группой принципы поведения и игнорирование моральных последствий принимаемых решений.
  • Стереотипный взгляд на другие группы либо как на обладающие слишком негативными чертами, либо как на очень слабых или глупых.
  • Открытое давление на членов группы, выдвигающих аргументы против групповых стереотипов.
  • Самоцензура членов группы. Их готовность минимизировать собственные сомнения и контраргументы, касающиеся групповых решений.
  • Иллюзия единодушия относительно оценок, мнения, согласующихся с точкой зрения большинства.
  • Появление самозваных охранителей группового духа – индивидов, которые защищают группу от неблагоприятной информации, способной нарушить испытываемое ими чувство удовлетворенности принимаемыми решениями.

Эти характеристики можно рассматривать как производные от влияния многих других переменных, связанных:

  • С процессом выработки группового решения (например, лимитом времени или спецификой задачи).
  • С групповой структурой (например, стадией группового развития или поведением лидера).
  • С контекстом принятия решения (например, номами организации или степенью стресса, вызываемого внешней угрозой).

Социальная леность.

Этот феномен проявляется в том, что когда люди работают вместе с другими над достижением коллективной цели, они склонны прикладывать меньше усилий, чем когда трудятся ради достижения индивидуальной цели.

Политолог Джон Суини экспериментально изучал этот феномен в штате Техас. Студенты крутили педали велосипедов более энергично (об их усилии судили по количеству полученного при этом электричества) в тех случаях, когда знали, что экспериментаторы наблюдают за каждым из них в отдельности, чем тогда, когда думали, что оценивают суммарные усилия всей команды. Когда работает группа, у её членов появляется искушение проехаться за счет товарищей, т.е. стать «халящиками».

Работает следующий принцип: когда человек оказывается в центре внимания, его беспокойство о том, как его оценят, возрастает, при этом имеет место социальная фасилитация. Когда же у человека появляется возможность «затеряться в толпе» и вследствие этого уменьшается забота об оценке, проявляется социальная леность. Один из способов борьбы с ней – сделать индивидуальный вклад каждого члена группы идентифицируемым.

 

 

14.Межличностные отношения в групповом процессе. Социальная дистанция. Межличностная привлекательность. Феномены аттракции. Межличностное восприятие

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей..

Интерперсональные отношения включают три элемента — когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный аспект находи г свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим. «Это прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.» (Обозов, 1979, с. 5).

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот.

Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования— равенства— подчинения и зависимости—независимости.

Социальная дистанцияпредполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит первоначально к дизъюнктивным межличностным отношениям (во властных отношениях их до 52%, а в равностатусных — до 33%), а затем и к конфликтам (Обозов, 1979).

Межличностная привлекательность— это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т. д.

Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик. Феномен межличностной привлекательности в дружеских парах обстоятельно раскрыт в исследованиях Н. Н. Обозова.

В научной и популярной литературе часто используется такое понятие, как«эмоциональная привлекательность»— способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно — к: сопереживанию с ним. Последнее (способность к сопереживанию) проявляется в отзывчивости чувств на различные состояния партнера. Данное понятие несколько уже, чем «межличностная привлекательность».

Восприятие других людей, как правило, сопровождается более или менее выраженным оценочным отношением к ним. Стремление нравиться другим людям и к тому, чтобы они нравились нам составляют важный аспект социальной жизни и играют значительную роль в хорошем самочувствии человека.

Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другим, взаимной симпатии, притяжения между людьми.

Аттракция – это эмоция, предметом которой является другой человек. С другой стороны, это устойчивая оценочная реакция (социальная установка), контекстуально определяющая характер отношений с другим человеком. К факторам МА относятся: внешние (экологические), т.е. не связанные с процессом МВ; внутренние, возникающие в процессе взаимодействия или межличностные детерминанты аттракции.

совокупность детерминантов межличностного восприятия:

-эффективность совместной деятельности;


- уровень развития и форма организации совместной деятельности;


- переменные группового и личностного характера.

В результате статистического и качественного анализа данных обнаружилось, что основным детерминирующим фактором является эффективность деятельности. Именно она определяет содержание восприятия, в то время как все остальные названные факторы играют вспомогательную роль, дополняя и корректируя влияние основного фактора.

 



2016-01-02 1058 Обсуждений (0)
Групповая поляризация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Групповая поляризация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1058)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)