Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические требования к составлению программы социологического исследования



2016-01-02 1389 Обсуждений (0)
Методологические требования к составлению программы социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной.

Методологический раздел программы, состоит из следующих элементов:

1. Формулировка проблемы, определение цели и задач исследования.

2. Логический анализ основных понятий.

3. Предварительный системный анализ объекта исследования

4. Формулировка, выдвижение гипотез.

 

Проанализируйте данную ситуацию и аргументируйте свой ответ. «Специалисты утверждают, что человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам становится законченным наркоманом, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал употреблять наркотики в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует».

Формированиеличности человекаэто процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности. Формирование и развитие личности происходит постоянно, до самой смерти. Каждый день с нами происходит то, что как-то влияет

Личность человека формируется примерно до 20 лет, поэтому если человек попробовал наркотики после 20 лет, он становится законченным наркоманом к 30, но при этом сохраняет свою личность. А ребенок, начавший употреблять наркотики в 13 , не успевает завершить процесс становления своей личности и полностью деградирует.

 

Обоснуйте, можно ли поставить знак равенства между понятием «социальная система» и «социальный институт». Проанализируйте каждое понятие и приведите примеры.

Социальный институт или общественный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.

Социальная систе́ма — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обуславливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющих ее от других объектов.

 

Дайте анализ данному контексту. «На протяжении всей истории социологии длится спор между теориями, ориентированными на человека. Первые утверждают, что предмет их изучения общество – важнее человека, оно определяет его судьбу и развивается по самостоятельным законам. Другие теории, напротив, подчеркивают нравственную, духовную и творческую значимость личности». Приведите примеры подобных теорий и определите, какую сторону заняли бы вы в этом споре: что «первично» - общество или личность.

Например, макросоциологическая теория рассматривает формирование личности и развитие ее потребностей в связи с функционированием и развитием социальных общностей, социальных институтов, во взаимосвязи личности и общества. Наиболее яркими представителями этого подхода выступают теоретики структурно-функционального анализа Т. Парсонс и Р.Мертон и развиваемая ими ролевая теория личности.

Ни общество не может существовать без человека, ни человек - без общества
Я считаю, что с одной точки зрения первична всё- таки человеческая личность, поскольку именно с человека всё начиналось.
Но с точки зрения современных концепций жизнеобеспечения "первично" государство и общество - поскольку именно благодаря им обеспечивается существование отдельно взятого человека.

Подготовьте список социальных ролей, которые существовали раньше, и существует сейчас, и назовите новые социальные роли, которые появились в обществе совсем недавно и с чем связано их появления и какие факторы повлияли? Проведите сравнительный анализ. Приведите пример.

Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Социальная роль— это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

 

Дайте обобщающий ответ по данному контексту. «Действительно ли возможно попасть в класс богатых (высший класс) благодаря таланту и трудолюбию или существует какие-то более значимые условия для этого?»Объясните, кому и почему легче войти в класс богатых в современном Казахстане - молодым или людям среднего возраста. Аргументируйте свой ответ.

Бладодаря таланту и трудолюбию безусловно возможно попасть в класс богатых. Для этого нужно трудиться не покладая рук, не жалея себя идти к поставленной цели. Надо много и хорошо учиться, много и трудно работать, иметь талант, упорство и даже упрямство, целеустремленность.

Я думаю, что в современном Казахстане легче войти в класс богатых молодым. Потому что у них есть большой потенциал, куча новых идей, они более энергичны и полны энтузиазма. У молодых больше самоуверенности в своих силах, больше упорства. У молодых есть больше времени чему-либо научиться , постичь какие-то новые науки.

 

Охарактеризуйте факторы. Можете показать и расписать в виде схемы. «Какие социально-исторические факты и научные открытия сформировали условия и обусловили необходимость возникновения новой науки – социологии?». Аргументируйте свой ответ.

В научный обиход понятие «социология» было введено в 1839 г. Огюстом Контом. Он сделал это с целью «иметь возможность обозначить одним словом ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям».

К этому времени в Европе произошли те фундаментальные сдвиги в общественном сознании, обусловленные комплексом социально-политических, экономических, научно-технических и теоритических изменений, которые и способствовали появлению социологического знания.

Большую роль в становлении социологии сыграли философские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую организацию общества. Философские теории эпохи ранних буржуазных революций в Европе, учения Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Вико и др., являющиеся, с одной стороны, отражением развития капиталистических общественных отношений, а с другой — результатом успехов в науке о природе, стали теоретическим и мировоззренческим базисом более поздних социологических доктрин.

Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности. Согласно одной из них (Аристотель), общество - это естественное образование; человек - существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может.

Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном детерминизме, т.е. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими. На этом представлении основывалась вера в то, что наука об обществе способна открывать, формулировать и изучать законы: универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости и тенденции. Социология выросла из констатации трех законов, относящихся к социальному развитию: 1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер. 2) в его основе лежит рост знания, прежде всего, научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности. 3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем действует закон прогресса. Идеи общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, т.е. знания о неизменных естественных законах, прежде всего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов, опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Из соединения этих идей и родилась новая наука.

 

О. Конт считал, что общество – это функционирующая система, основанная на разделении труда. По Г. Спенсеру общество – «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов». К. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом». Противоречат ли, на Ваш взгляд, эти определения общества одно другому или они дополняют друг друга? Каковы сущность, структура и функции общества как системы? В каком смысле можно рассматривать общество как субъект исторического развития? Назовите основные закономерности общественного развития. Аргументируйте свой ответ.  

Социальные системы характеризуются стабильностью и устойчивостью. Стабильностью называется состояние социальной системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя при этом устойчивость своей структуры и функций вопреки сильным действиям извне. Следует учитывать, что стабильность не бывает абсолютной, поскольку самодвижение общества невозможно без конфликтов, отклонений, изменений. В процессе противоборства социальная система балансирует, т.е. сохраняет себя даже при самых резких колебаниях, но при превышении так называемой критической массы может погибнуть.

Структуру общества как социальной системы образует определенный способ связи и взаимодействия ее элементов. Что можно считать структурой общества

Социальная структура - это относительно устойчивый и упорядоченный связь элементов общества, которыми выступают люди, социальные роли и статусы, социальные сообщества и институты. Элементы структуры взаимосвязаны и взаимодействуют вступая в социальные отношения между собой.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выявили ряд закономерностей:

– закон ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую.

– закон уплотнения исторического времени. Он означает, что технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу;

– закон неравномерности отражает то, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Разные общества разновременно проходят исторические этапы.

– закон осознанного характера жизнедеятельности социальных организмов.

– закон единства антропо-, социо- и культурогенеза

– закон решающей роли человеческой трудовой деятельности в становлении и развитии общественных систем.

– закон возрастания роли субъективного фактора выражает причинно-следственные связи между уровнем политического сознания людей и темпами социального прогресса.

Охарактеризуйте социальные отличия среднего класса от других классов в части образа жизни, ценностных ориентации, образования, рода занятий и др. объясните, каковы каналы пополнения среднего класса в Казахстане. Проанализируйте и аргументируйте свой ответ.

Сре́дний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.

Ресурсы, которыми располагает средний класс, достаточны для обеспечения «достойного» качества жизни. В силу этого средний класс отличается более высокой социальной устойчивостью

Средний класс в современных условиях формируется в результате появления новых рыночных профессий. В то же время в категорию «бедных» переходит часть высококвалифицированных специалистов машиностроения, работников науки, образовании, здравоохранения, культуры, которые потенциально могли бы пополнить ряды среднего класса.

Сегодня по тому, как складывается жизнь «среднего человека» в Казахстане, каково его самочувствие, можно судить об эффективности и результатах социально-экономической политики государства. В перспективе именно эти слои могут стать основой для формирования устойчивого и стабильного государства и общества.

Средний класс является основным субъектом восходящей вертикальной мобильности, источником воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы. Большинство взаимообменов в обществе происходит как внутри самого среднего класса, так и между ним и другими частями социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы карьерного роста, основаниями которого выступают образование и уровень квалификации, обеспечивают высокий уровень благососотояния представителей среднего класса. Кром е того, эта проблема актуализируется еще и в связи с резкой социальной поляризацией современного казахстанского общества. Данное обстоятельство обусловливает необходимость поддержки курса реформ со стороны средних слоев общества.

Можно предположить, что средний класс в условиях стратегической нестабильности современного мира может выступить в качестве фактора стабилизации и устойчивого развития Казахстана, так как именно его творческий потенциал позволяет адекватным образом отвечать на вызовы и угрозы современности в соответствии с актуальными задачами экономического роста и культурного развития страны.

Средний класс Казахстана, несмотря на его малочисленность, оказывает стабилизирующее влияние на общество со стороны его мировоззрения, что трудно переоценить. Вполне возможно, что именно с мировоззрения и начинается позитивное воздействие среднего класса на состояние общества. В дальнейшем это его значение распростанится на экономическую и социально-политическую сферы общественного бытия, и средний класс Казахстана со временем станет тем самым становым хребтом, в котором так нуждается казахстанское общество для углубления реальных процессов его консолидации.

 

Дайте полное объяснение понятию «аномия». Объясните, чем опасна аномия для общества. Проанализируйте ситуацию и выявите, наблюдалось ли это явление в Казахстане и каковы его последствия.

Аномия— понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).
Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, в котором разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавших традиционный общественный порядок, отныне не соответствует новым сформулированным и принятым государством идеалам. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов и возможностями их удовлетворения.

Она проявляется в виде следующих нарушений:

1. расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;

2. низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;

3. частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

Понятие аномии выражает собой политико-экономический обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой замене одних общественных идеалов и морали другими определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит естественное их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) не успевают усваиваться членами этих групп и позиционируются уже вместо некогда конвенциональных и равных средств для достижения прежних индивидуальных или общественных целей как собственные (уже являющиеся не одобряемыми,в частности противоправными). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Крупнейший американский социолог-теоретик Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации - является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.

 

Объясните, в чем состоят причины межнациональной неприязни и межэтнических конфликтов, наблюдаемых в различных странах мира. Проанализировав ситуацию, выявите методы устранения этих причин.

Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.

Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов.

На бытовом уровне могут возникнуть этнические конфликты, вызванные социально-психологическими факторами — общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы не были его причины, у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый характер.

Часто конфликты между нормами и ценностями и между ценностями разных культур происходят на бытовом уровне, в ходе повседневного общения.

Наиболее конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение «аборигенов». Межэтнический конфликт очень сложное и неоднозначное явление, которое состоит из многих составляющих, каждая из которых в различной степени влияет на возникновение столкновения между этносами.

Одной из наиболее важных причин является территориальные притязания этносов. Они могут быть вызваны различными событиями, такие как: произвольное и несогласованное изменение границ, затрагивающее интересы этносов, возвращение депортированного народа с желанием присвоения территории, которую они населяли исторически, а также первоначальная нечеткость границ, дающая возможность трактовать определенную местность в интересах любой из противоборствующих сторон.

 

Представьте анализ современного состояния уровня религиозности в Казахстане и выявите причины отлива и прилива интереса к религии. Дайте прогноз по отношению угрозы терроризма. Проанализируйте внутренние и внешние факторы. Аргументируйте свой ответ

Идея неизбежного уменьшения влияния религии в обществе с развитием прогресса набирала силу по меньшей мере с XVIII века и стала аксиомой в 21 веке.Суть ее в том, что модернизация неизбежно приводит к уменьшению влияния религии и в обществе, и в умах людей.

За годы независимости в Казахстане принципиально изменилось отношение к религии: как на уровне всего общества, так и на уровне государственно-конфессиональных отношений. Казахстанское общество в существенной своей части позиционирует себя религиозным. Религия стала играть значительную роль в общественном развитии, в сохранении стабильности казахстанского общества. Это потребовало от государства выстраивания адекватных отношений с религиозными объединениями, государственно-конфессиональные отношения встали в ряд важнейших для Республики Казахстан

Принятие и реализация в Казахстане закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и сопутствующих ему подзаконных нормативно-правовых актов позволили оздоровить религиозную ситуацию в стране, привести деятельность конфессий в соответствие с требованиями времени. И что очень важно, пройдя перерегистрацию, религиозные объединения подтвердили свою приверженность соблюдению Конституции и национального законодательства.

Религиозная сфера является предметом острой идеологической борьбы. Результаты социологических исследований свидетельствуют о постоянном росте числа верующих в республике. Рост значимости религиозного фактора в жизни современного казахстанского общества очевиден. Его динамика и особенности выражаются в следующих формах:

-усиливается влияние религии на многие сферы социально-политической жизни;

-возрастает воздействие религиозных объединений на повседневную жизнь широких кругов населения;

расширяется сфера религиозного образования, укрепляется его финансовая и материальная база

42) Проявите социологическое воображение и попытайтесь установить однозначное соответствие между перечисленными ниже профессиональными ролями и названными качествами, которые они формируют. Проанализируйте ситуацию и обоснуйте свой ответ. Профессиональные роли оказывают существенное влияние на личность, формируя те или иные качества, стереотипы мышления и поведения человека.

Профессиональные роли:

1. Врач

2. Инженер

3. Преподаватель

4. Руководитель

5. Следователь

6. Экономист

Профессиональные качества:

1. Забота о надежности и безопасности

2. Повышенное самомнение

3. Подозрительность

4. Появление мыслительных и речевых штампов

5. Стремление к особой точности

6. Стремление внушить уверенность в благоприятном исходе дела

1. Врач -забота о надежности и безопастности

2. Инженер - Стремление внушить уверенность в благоприятном исходе дела

3. Преподаватель-появление мыслительных и речевых штампов

4. Руководитель-повышенное самомнение

5. Следователь-подозрительность

6. Экономист-стремление к особой точности

Врач (ст.-слав. врачь) — лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека, получившее в установленном порядке право на занятие врачебной деятельностью.

инженер – очень универсальный специалист, отличающийся особым даром к изобретениям.

Преподаватель — тот, кто занимается преподаванием чего-либо. Например, преподаватель физики.

Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Р. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную активность.

Следователь – это работник силовых структур: прокуратуры или Следственного комитета. Поэтому эта должность очень ответственная, так как в данном случае в обязанности юриста входит осуществление полномочий, предусмотренных Уголовным кодексом.

Экономист — это специалист в сфере экономики, который занимается разработкой системы бюджетирования в компании, контролирует исполнение бюджета и ведет периодическую и управленческую отчетность

 

43) Докажите или опровергните следующие утверждения:

- Мотивы вступления в брак во многом определяют характер будущего супружества.

- Часто молодожены переносят на семью стереотипы своих родителей.

- В отношениях с супругом жена чаще прислушивается к советам родителей, чем муж.

- Большинство невест и женихов из сельской местности вступают в брак с партнерами из села.

 

- Женщины-горожанки чаще выходят замуж за выходцев из села, нежели мужчины-горожане.

Аргументируйте свой ответ.

Мотивы вступления в брак во многом определяют характер будущего супружества,т.к. Брак является добровольным союзом мужчины и женщины, имеющим целью создание семьи.

Часто молодожены переносят на семью стереотипы своих родителей,да можно сказать почти всегда,т.к молодожены привыкли к своей семье,и стараются полностью походить на родителей.Возможно с возрастом это пройдет.

В отношениях с супругом жена чаще прислушивается к советам родителей, чем муж.Да,потому что женщины они прислушиваются ко всему и верят всем,а мужчины они сильный пол и надеются только на себя.

Большинство невест и женихов из сельской местности вступают в брак с партнерами из села.Так как в большинстве случаев невест и женихов в селах им находят родители,так как в селах люди живут более по старым принципам чем в городе.А изходя из принципов ,то люди женят своих детей как бы на ровне.Раз парень из деревни ,значит и девушка.

Женщины-горожанки чаще выходят замуж за выходцев из села, нежели мужчины-горожане.Тут я не согласна,так как как и женщины так и мужчины могут всупить в брак с горожанкой либо с человеком из сельской местности.

 

 

Проанализируйте данную ситуацию. «На протяжении длительного времени в большинстве регионов нашего государства пенсионеры не получают вовремя пенсии». Сформулируйте этот факт как социальную проблему и как социологическую проблему. Объясните отличие между этими формулировками. Прокомментируйте свой ответ.

С позиции социологической науки, признаком, объединяющим людей в группу пенсионеров, является не столько возрастной, сколько социальный - получение пенсии как основного и постоянного источника средств существования. С нашей точки зрения, нельзя оценивать положение старшего поколения в обществе только в системе «производство - потребление», так как, утратив активную экономическую роль в хозяйственной системе страны, оно продолжает выполнять многие важные функции в сфере семейно-бытовых, общественных, социокультурных и иных отношений.

 

В настоящее время ученые и практики предлагают различные варианты по улучшению социальной защищенности пожилых людей. Во-первых, сдерживать рост пенсий. Во-вторых, уменьшить количество пенсионеров, увеличив возраст выхода на пенсию. В-третьих, найти резервы для увеличения доходов Пенсионного фонда. Именно эту третью позицию и поддерживает Президент. Более того, Президент предложил стимулировать добровольные накопления граждан: внесенную работником на его личный счет, государство добавит еще столько же. Однако следует понимать, что простых решений в данной ситуации нет, и российское общество только в начале долгого пути отечественной социальной модернизации.

 

 

Укажите причины, вызывающие формирование субкультур. Какие признаки указывают на принадлежность человека к той или иной субкультуре? Можно ли говорить о субкультуре управленческой элиты или субкультуре любителей авторской песни? Приведите примеры социальных групп общества, демонстрирующих контркультурные установки. Аргументируйте свой ответ.

Понятия «субкультура» и «молодежная субкультура», возникшие в социальных науках, на настоящий момент стали частью общественного сознания. Журналисты самых разных изданий пишут о субкультурах красочные, хоть и не всегда компетентные, статьи. Подростки примеряют на себя субкультурные маски как знак взрослости. Родители переживают о том, что их дети, включаясь в деятельность разнообразных сообществ, отдаляются от дома. Чиновники проявляют озабоченность, не влияет ли участие в субкультурах на криминальное поведение. Слово «субкультура» произошло от латинского «sub» — под и cultura – культура. Иначе говоря, субкультура – это «подкультура», являющаяся частным случаем по отношению к более крупной культуре. Особенно часто это слово употребляется по отношению к объединениям молодежи. Для возникновения молодежной субкультуры необходимо совпадение ряда формирующих факторов, среди которых политические, социальные, экономические причины, появление технических новшеств, культурные события, деятельность лидеров, пиар через СМИ и так далее.

Для успешного существования того или иного сообщества необходимо наличие как можно большего количества объединяющих факторов. Факторы:

1. Общая деятельность. Наиболее важная составляющая бытования субкультуры: возможность производить совместную деятельность делает объединение людей осмысленным.

2. Музыкальный стиль. Наличие собственного музыкального стиля является для субкультуры мощным сплачивающим фактором

3. Политическая позиция

4. Произведение искусства.

5. Выдающийся человек может осознанно или невольно стать основателем круга поклонников.

 

Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и социологии, следующие факты: супруги обсуждают покупку дивана, юноша уступает место старушке, контролер проверяет билеты в пригородной электричке, кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию. Аргументируйте свой ответ.

Супруги к покупке дивана должны прийти к единому выбору, жена может выбрат дизайн и модель дивана подходящий к дизайну их дома, а муж должен узнать все о качестве этого дивана.

В случае когда парень уступает место старушке говорит о его воспитание, о том что он уважает возраст старушки.

Когда контролер проверяет билеты он выполняет свою непосредственную работу, он должен выявлять тех кто не оплачивает за проезд, так как все эти деньги идут на зарплату работников автопарков и т.д, со стороны экономики это очень правильно.

Кандидат должен конечно проводить агитационную работу, для того чтобы народ знал кого и за что он выбирает, сам же кандидат после того как его выберут должен обязательно выполнить все, что он обещал.



2016-01-02 1389 Обсуждений (0)
Методологические требования к составлению программы социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологические требования к составлению программы социологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)