Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX в. (П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, К.Н.Вентцель, А.П.Нечаев, В.В.Зеньковский)
РОССИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ Основные идеи Потребность в осмыслении философских, психологических, культурологических, религиозных проблем становления и развития личности; создание и поддержка русскоязычных учебных заведений всех ступеней (начальная, средняя, высшая) в крупнейших центрах эмиграции (Берлин, София, Харбин, Прага, Париж); стремление сохранить национальную культуру, родной язык, народные традиции и веру, русский менталитет, сохранить преемственность многовековой русской культуры, сливая ее с мировым общечеловеческим опытом; в центре педагогических поисков - вопросы нравственного и религиозного воспитания подрастающего поколения. Создание новых учебников и учебных программ. Петр Федорович Каптерев (1849-1922) П. Ф. Каптерев — педагог, психолог, историк педагогики. Он разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии. Под его редакцией была создана первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Общим основанием педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Он обосновывал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциацию учебных курсов и всей структуры учебного процесса. В педагогику им введено понятие «педагогический процесс». У Каптерева педагогический процесс обозначен как процесс саморазвития личности. «Настоящий, не искаженный педагогический процесс, - пишет П. Ф. Каптерев, - в одно и то же время и свободен и необходим, потому что есть процесс саморазвития. Если же воспитание и образование бывают принудительными, то нечего и говорить о самодеятельности - это значит петь мотив из другой оперы, совершенно различной, это значит соединять несоединимое». В сфере управления школьным делом П. Ф. Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) П. Ф. Лесгафт - педагог, врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании. В основу педагогики положил антропологический принцип, целью которого было единство физического и умственного развития личности ребенка. Разработал практическую типологию детей. В концепции процесса обучения раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Выделив в жизни человека пять основных периодов, вывел определенные правила воспитания в каждом из них. Так, например, в раннем возрасте (до школы) считал необходимым соблюдение гигиены, соответствие между словом и делом воспитателя, отказ от произвола в отношении воспитанников, уважение ребенка и права его личной неприкосновенности. Александр Петрович Нечаев (1875-1943) А. П. Нечаев - психолог, педагог, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии (1901, СПб.). Его теоретические взгляды на личность ребенка как совокупность психических процессов и ее развитие как процесс внутреннего созревания организма под воздействием психофизических законов послужили обоснованием психологического эксперимента. Исследовал проблемы памяти, индивидуальных различий, показал принципиальные различия между психологическими и педагогическими способами исследования личности ребенка. Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) В. В. Зеньковский - философ, психолог, богослов, историк и теоретик образования. В 1919 г. эмигрировал в Югославию, затем в Прагу. Основатель Русского педагогического института в Праге, председатель Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, организатор общеэмигранстких педагогических съездов и совещаний, один из основателей Высшего русского педагогического института им. Я. А. Коменского. С 1927 г. в Париже. Профессор, зав. кафедрой философии Православного богословского института. В 1942 г. принял сан священника. В юности увлекался идеями Вл. Соловьева, затем пришел к христианкой антропологии. Обосновывал православную педагогику «духовного роста» в русле традиций русской религиозной философии. Оставаясь сторонником светского школьного образования, уделял значительное внимание религиозному воспитанию детей и православию как фактору национальной идентификации в условиях эмиграции. Смысл детства виделся им в «усвоении необходимого материала традиции, которое вводит дитя в современную жизнь, в ее искания и стремления, устои и обычаи». Сущность воспитания, по мнению Зеньковского, - в идее спасения души, а главная задача воспитания в том, чтобы помочь учащемуся найти себя, с помощью учителя научиться преображать свой «природный состав», направить на благо и воссоединить в себе наследственное, социальное и духовное начала. Основные сочинения: «О сравнительной психологии» (1897), «Психология детства» (1924), «Проблемы школьного воспитания в эмиграции» (1929), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1934), «Русская педагогика в XX веке» (1960).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (936)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |