Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормы оценки устных ответов и письменных работ учащихся по русскому языку



2016-01-02 968 Обсуждений (0)
Нормы оценки устных ответов и письменных работ учащихся по русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок




Критерии оценки орфографической грамотности. В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нор­мы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предло- гать» вместо предлагать и т.п.). Описки - это следствие иска­жения звукового облика слова; они не связаны с правилами ор­ фографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не от­ражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, неизучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошиб­ки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа. Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существо­ вание дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки: 1) допущенные в словах - исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных на­ именованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в на­ речиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в оборотах типа Куда он только не обращался; Куда он толь­ ко ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как, т.е. в случаях трудного различения не и ни.

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки. В письменных работах учащихся могут встретиться повто­ряющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правиль­но учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учиты­вается как одна ошибка. К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматически­ми и фонетическими особенностями слова . Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которо­го требует подбора опорного слова или формы слова. Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спря­ жения глагола. Примеры других однотипных ошибок: в роще, в поле, снежок, щелчок.

Критерии пунктуационной грамотности. Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделя­ ются ошибки г р у б ы е и не гру бые.

К негрубым относятся: 1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложе­ нии и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограни­ чивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями слож­ носочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного пред­ ложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае, квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или не­ правильная последовательность их расположения. Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это прежде всего ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа одно­ типных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунк­ туационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей

Критерии и нормативы оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений. Критериями оценки указан­ных сторон изложений и сочинений являются:

1) соответствие ра­боты теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

2) полнота раскрытия темы;

3) правильность фактического мате­риала;

4) логичность изложения;

5) пра­вильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и со­ чинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й крите­ рии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно по­ ставить при наличии двух недочетов в содержании. Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложе­ ний и сочинений. Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать бо­гатство, точность, выразительность речи, ее правильность, умест­ность употребления языковых средств, поэтому изложения и со­чинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: 1) бо­ гатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; 2) стилевое единство и выразительность речи; 3) правильность и уместность употребления языковых средств.

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографи­ческих, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматиче­ ские ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языко­ вого оформления сочинений и изложений. Нормативы оценки изложений и сочинений содержатся в про­граммах для средней школы.




2016-01-02 968 Обсуждений (0)
Нормы оценки устных ответов и письменных работ учащихся по русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормы оценки устных ответов и письменных работ учащихся по русскому языку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (968)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)