Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика изучения орфографии. Орфограмма. Орфографический разбор, работа с орф.словарем



2016-01-02 865 Обсуждений (0)
Методика изучения орфографии. Орфограмма. Орфографический разбор, работа с орф.словарем 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика орфографии - это раздел методики препода­ вания русского языка, в котором описывается процесс формиро­ вания у учащихся орфографических умений и навыков. Методика орфографии начала складываться еще в XVIII в.

Основная цель обучения школьников - формирование орфографической грамотности , под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с при­нятыми правилами правописания. Существует два уровня овладения орфографической грамотно­стью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Аб­солютная орфографическая грамотность - это уме­ ние пользоваться всеми действующими в настоящее время прави­ лами, а также умение безошибочно писать все слова с непрове­ряемыми орфограммами. Относительная орфографи­ческая грамотность - это умение писать слова в соответст­ вии с изученными в школе орфографическими правилами, вклю­ чая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по оп­ ределенному списку. В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографи­ ческую грамотность выпускников, во-первых, потому, что уча­щиеся усваивают лишь часть всех орфографических правил, во-вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание кото­ рых не регулируется правилами.

частные учебные цели: - познакомить школьников с основными орфографическими понятиями; - сформировать у учащихся орфографические умения на осно­ ве этих понятий; - научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; -сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем; - создать необходимые условия (предпосылки) обучения школь­ ников орфографии.

Издавна сложилась практика параллельно рассредоточенного ознакомления с орфографическим материалом при изучении фо­нетического, морфемного, словообразовательного и морфологи­ческого материала. Такое размещение орфографии в школьном курсе русского языка обеспечивает научные основы понимания учащимися сущности изучаемых орфограмм, а также постепен­ ность и длительность работы по формированию у них относи­ тельной орфографической грамотности. Орфограммы - реальные явления письменной формы языка - имеют свои названия, в которых от­ ражается правописная норма и ее место в слове. Например, в сло­ вах шёпот и шорох буквы ё и о в корнях есть орфограммы. Назы­ вается эта орфограмма так: «Буквы ё и о в корне слова после ши­ пящих».

В содержание работы по орфографии в школе входят орфо­графические знания, орфографические правила, орфографические умения и навыки. В школе формируются следующие виды орфографических уме­ ний и навыков: - нахождение в словах орфограмм; - написание слов с изученными видами орфограмм, в том чис­ ле слов с непроверяемыми написаниями; - обоснование орфограмм; - нахождение и исправление орфографических ошибок.

Принципы обучения орф.грамотности: 1. опора на связь изучени я орфографии с изучением грамматик и и фонетики. 2. опора на опознавательны е признак и орфограмм.

Словарно-орфографическая работа. Сущность ее заключается в работе над правописанием отдельного слова. Для нее использу­ются слова как с непроверяемыми, так и с проверяемыми орфо­граммами, но имеющими те или иные трудности. Для усвоения правописания слов, заключающих в себе орфо­графические трудности, необходимо пяти-восьмикратное обра­щение к ним. Слова берутся из проверенных учителем домашних упражнений, из контрольных диктантов, изложений и сочинений. Вводятся отобранные слова в опрос учащихся при проверке до­машнего задания, в обучающие упражнения, предлагаются в каче­ стве домашнего задания для запоминания их правописания. Словарно-орфографическая работа реализуется в следующих формах: заучивание правописания трудных слов, подбор однокоренных слов, словарно-орфографические диктанты, письмо по памяти. Заучивани е правописани я трудны х сло в проис­ ходит на основе микрословников, составляемых в обучающих тетрадях, представляемых в настенных таблицах, имеющихся на полях учебников. Словарно-орфографические диктанты -эффек­тивное средство формирования и совершенствования правописных умений учащихся. Словники для них составляются учителем на ос­ нове затруднений конкретного классного коллектива учащихся, которые они испытывают в данное время при выполнении обу­ чающих упражнений, в процессе написания контрольных диктантов, изложений и сочинений. Словарно-орфографические диктанты являют­ ся обучающими.

В процессе изучения лексики в курсе средней школы, большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматико - орфографическим материалом



2016-01-02 865 Обсуждений (0)
Методика изучения орфографии. Орфограмма. Орфографический разбор, работа с орф.словарем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика изучения орфографии. Орфограмма. Орфографический разбор, работа с орф.словарем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (865)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)