Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура речи в школе. Методика изучения норм русского литературного языка



2016-01-02 3760 Обсуждений (0)
Культура речи в школе. Методика изучения норм русского литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура речи - это владение нормами устной и письменной форм "литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умения использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи".

Норма языка -это правильное употребление языковых средств (слов, словосочетаний, предложений) в устной и письменной речи". В школе организуется работа над нормами, которые устанавливают:

- как правильно произносить слова и ставить ударения (произносительная норма);

- как правильно образовывать слова (словообразовательная норма);

как правильно образовывать формы слов (морфологическая норма);

как правильно строить словосочетания и предложения (синтаксическая норма);

как правильно писать слова (орфографическая норма);

как правильно расставлять знаки препинания (пунктуационная норма).

Соблюдение норм языка обеспечивает одно из важных коммуникативных качеств речи - ее правильность, которая находится в одном ряду с такими качествами речи, как точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность.

Точность речиобеспечивает верное словоупотребление (т.е. употребление слова в свойственном ему значении.

Логичность речи заключается "в смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте".

Чистота речипредполагает использование средств литературного языка в качестве ее основы и отсутствие в речи диалектизмов, варваризмов (немотивированно используемых заимствованных слов и выражений), вульгаризмов (слов и выражений, грубо, вульгарно обозначающих предметы и явления окружающей действительности), бранных слов и оборотов речи, слов-паразитов.

Выразительность речиизмеряется степенью ее воздействия на сознание адресата речи, его эмоционально-эстетическую сферу.

Слагаемыми богатства речиявляются лексическое (большой активный запас слов) и фразеологическое богатство; семантическое богатство, проявляющееся в способности носителя языка к выявлению разнообразных и неожиданных словесных связей; интонационное богатство, явно выражающееся в звучащей и слышимой речи и неявно, с помощью знаков препинания, - в письменной; морфологическое богатство, в основе которого лежит умение по-разному выражать одно и то же грамматическое значение; синтаксическое богатство, опирающееся на свободное использование носителем языка разнообразных синтаксических моделей и конструкций, что позволяет избегать синтаксического однообразия и монотонна.

Уместностьязыковых средств - слов, оборотов, синтаксических конструкций - регулируется жанром и стилем речи, контекстом, личностно-психологическими факторами, регламентирующими речевое поведение носителя языка.

 

Обучение нормам литературного языка. Программа не определяет содержания работы над языковыми нормами. С ними учащиеся знакомятся при изучении основного курса русского языка; ученики должны усвоить практическим путем некоторые произносительные, лексические, грамматические нормы. При этом в программе обозначены лишь те нормативные правила, которые, как показывают специальные исследования: - нарушаются носителями родного языка, - относятся к числу, безусловно принятых, - являются коммуникативно-значимыми, так как охватывают большую по объему группу языковых средств или частотные в речи слова, словоформы, конструкции. Эти произносительные правила, правила словоупотребления, грамматические правила. Разумеется не только в программе, но даже и в школьном учебнике представлены далеко не все языковые нормы, требующие отработки на уроках русского языка. Учитывая речевую культуру класса, местные диалектные особенности речи, словесник вносит коррективы в программу: выделяет то, что требует в конкретных условиях большего внимания; отпускает те правила, которые ученики не нарушают; вводит материал, отсутствующий в программе. Большой целенаправленной работы требует от словесника предупреждение и преодоление просторечного употребления некоторых слов и словоформ. Что обеспечивает успех в проведении работы по формированию правильной речи? 1. Четкая установка учителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек. У выпускника школы должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, ее нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек. 2. Осмысление учениками понятия норма как принятого в языке правила произношения, словоупотребления и т. д. и осмысление определенной конкретной нормы. 3. Учет необходимости многократно повторять правильный вариант произношения слова, словоформ, словоупотребления и т. д., чтобы выработать нужный автоматизм произношения, управления одного слова другим и т. д. 4. Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование в начале осмысленных умений, а в последующем – речевых навыков. Основные из этих упражнений и задач: - анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и ее нарушений, - выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств, - замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношений слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т. д.), - устный пересказ, письменное изложение текста, в котором необходимые для усвоения языковые средства являются опорными, - свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить такие-то слова или конструкции, - составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить. Опыт показывает, что особо эффективными являются виды работ, способствующие запоминанию самой нормы. В этих целях практикуются: 1. Заучивание стихотворных строк, где нормативный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой и потому легко запоминается. 2. Проговаривание вслух по слогам тех слов, произношение которых или употребление которых следует запомнить. По своему характеру речевые ошибки бывают следующих основных типов: Лексические и фразеологические;
Грамматико-стилистические (в том числе морфологические и синтаксические);
Ошибки, связанные с построением развернутой связной речи, с ее логико-конструктивными особенностями; Орфоэпические (причиной которых может быть как влияние среды, так и индивидуальные дефекты речи). Каждый их этих типов ошибок требует особого внимания и организованного методического подхода к их устранению и предупреждению.
Причины речевых ошибок могут быть сведены к следующим: 1) Влияние среды: Воздействие на речь конкретного человека местного говора или другого, неродного языка.
Влияние вульгаризмов (жаргон, сленг). Влияние неряшливой книжной и газетной речи. Влияние речи педагогов, плохо владеющих нормами литературного языка.
2) Отсутствие речевых навыков в результате невнимания в вопросам развития речи.
3) Индивидуальные дефекты речи, связанные с патологическими отклонениями от нормы в органах речи или с дурной привычкой. Методика развития речи включает в себя несколько направлений: словарная работа, работа над связной речью, работа над письменными формами - изложение, сочинение. Каждое направление имеет свои принципиальные положения, цели и задачи. Среди наиболее часто встречающихся словарных ошибок в зависимости от характера и причин, их порождающих, можно выделить ряд основных групп и типов. Это, прежде всего, такие ошибки, как: 1) употребление в качестве равнозначных слов, разных по значению (фрукты и плоды, жаба и лягушка, кто-то и кто-нибудь). Подобное неразличение слов по значению часто объясняется отсутствием конкретных представлений, которые обозначаются такими словами. Для предупреждения подобных ошибок необходимо подробно рассказать о смысловой нагрузке прямого значения каждого из слов и определить правильный контекст употребления;
2) смешение пар слов, внешне сходных между собой, но различных по значению. Эта категория ошибок довольно обширна по количеству и разнообразна по своему характеру: близкий и ближний, лесник и лесничий, дворник и дворянин, дворецкий и дворовый, удивленно и удивительно, наказ и наказание, одеть и надеть, смешной и смешливый; 3) неразличение понятий, сопоставляемых как противоположные: посредственно (посредством) и непосредственно;
4) незнание подлинного значения слова и в связи с этим произвольное его истолкование, а иногда и сближение его со знакомыми словами по принципу народной этимологии;
5) неумелый выбор слов, связанный иногда со смещением исторической перспективы (например, в сочинении о "Песне про купца Калашникова" пишут: "Был выходной день" вместо воскресный день или воскресенье); 6) искусственное, не принятое в литературном языке образование слов (по аналогии с существующими моделями):
а) отглагольных существительных: надутие парусов, отправлятие корабля, топотня ног, суетня;
б) глаголов: не мог предузнать, сочтил это за грех; 7) диалектно-просторечные слова, как формы слов, и выражения: обратно (в значении "опять"), чаевничать (чай пить), сиганул (прыгнул), утопнуть, утоп, утопился (в значении "утонул"); 8) незнание того, какие слова по своему значению могут сочетаться между собой, а какие нет: начали устраивать дуэль, вызывает недоразумение, избежал вопроса о докладе;
9) лишние в речи слова (слова-паразиты): значит, ну, взять к этому в строку, так сказать, вот, скажем;
10) штампы речи: в общем и целом, вопрос поставлен ребром, проводить свою линию; 11) тавтологические сочетания слов: "... следовательно, перед нами стоят следующие вопросы...", "изображать образы", "десять человек учеников"

В 5 кл:1. нормы яз: произносит, словообразоват, орфографич, морфологич, синтаксич, пунктуац. 2. Кач-во речи, точность речи, логичность, богатство и чистоту речи, уместность речи и ее выразительность. 3. Диалог. Монолог. 4. Стили речи. Речевая ситуация. 5. Жанры речи: загадка, рассказ, сказка. 6. Слова в рамочках, толковые словари.

6 кл:1. Стили речи (кажд изуч по отдельному плану: задачи, черты, ср-ва, жанры, где используется). 2. Жанры речи: учеб сообщение, поздравление.

7 кл:1. Жанры речи: путевые записки. 2. Текст. 3. Стили речи.

8 кл:1. Текст. 2. Жанры: конспект, путевые записки.

9 кл.:1. Стили речи. 2. Жанры: отзыв, аннотация, реферат.

10 кл:1. Грамматика текста. 2. Коммуникативное кач-во речи. 3. Типы норм.

11 кл:Речевое общение.

 



2016-01-02 3760 Обсуждений (0)
Культура речи в школе. Методика изучения норм русского литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура речи в школе. Методика изучения норм русского литературного языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3760)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)