Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕЦЕПТУРА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КЛЕЕ В



2016-01-02 1570 Обсуждений (0)
РЕЦЕПТУРА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КЛЕЕ В 0.00 из 5.00 0 оценок




Почти все клеи склеивают бумагу и картон, но для этих материалов используют преимущественно те, которые


имеют быстрые сроки схватывания: СК-1 «Синтетический для быта», « Адгезин», АГО, «Киттификс», универсальные ПВА, ПВА-М, ЭПВА и др. Кроме того, для картона и бу- маги легко приготовить клей из подручных материалов. Наиболее доступны для приготовления клейстеры.

В зависимости от назначения клейстеры можно при- готовить по следующим рецептам.

 

Рецепты приготовления клейстеров, мас. ч.

№ 1 № 2 № 3

Мука (ржаная, пшеничная) 1 2 —

Вода холодная 2 — 8 4 1

Кипяток 15 20 8 — 1 5

Скипидар — 1 —

Крахмал — — 1

 

 

Клейстер, приготовленн ый по рецепту № 1, использует- ся преимущественно для картонажных работ. Тщательно размешав муку в небольшом количестве воды ее завари- вают кипятком и снова тщательно перемешивают. Клей- стер можно заварить, постепенно подсыпая ржаную му- ку в кипяченую воду и постоянно перемешивая.

Клейстер, приготовленн ый по рецепту № 2 с добавле- нием скипидара, можно применять для выполнения работ в сырых помещениях.

Картофельный клейстер № 3 приготавливают следую- щим образом. Картофельный крахмал разводят холодной водой и, размешивая до полного растворения, заваривают кипятком до необходимой консистенции, после чего клей- стер варят на водяной бане в течение 10 — 15 мин при тем- пературе 70 — 80 °С. Приготовленный таким образом клей- стер обладает хорошими клеящими способностями, легко разносится по бумаге, не очень ее смачивая. Все перечис- ленные качества клейстера значительно ухудшается, если его варить при более высоких температурах.

Тщательно размешав в теплой воде (40 — 50 ° С) куку- рузный, рисовый или пшеничный крахмал, его заливают кипятком и варят при температуре 85 — 90 °С. Полученный таким образом клейстер нужно применять в теплом со- стоянии.

Для приготовления клейстера высокого качества можно прибегнуть к различным добавкам: например, клеящая способность клейстера значительно возрастает, если к 10 — 12 ч. горячего клейстера добавить 1 ч. разведенного столярного клея или на каждые 5 ч. крахмала добавить


1 ч. метилового спирта либо технического желатина, предварительно разведенного водой.

Загустевший клейстер до нужной консистенции можно развести горячей водой. Для предотвращения плесени к готовому клейстеру добавляют какой-либо антисептик — буру, борную кислоту и др.

Декстриновые клеи. Декстрин бывает желтый и белый. Желтый растворяется в холодной и горячей воде в любых соотношениях, оставаясь редким, белый — в горячей воде и по мере остывания густеет.

Декстриновый клей быстро схватывается, имеет хоро- шие клеящие способности, не оставляет пятен на поверх- ности, после высыхания клеевая пленка становится про- зрачной. Однако наряду с этим он имеет и ряд недостат- ков: высохшая клеевая пленка очень крохкая, клей незна- чительно проникает в склеиваемый материал, что не обеспечивает высокую прочность клеевого соединения.

 

Рецепты приготовления декстриновых № 1 клеев, № 2 мас. № 3 ч. № 4
Декстрин (порошок)
Сахар
Глицерин
Борная и соляная кислота
Столярный клей
Бура
Вода 3 — 5

Денатурированный спирт — — — до сиро- пообраз- ного со- стояния

 

 

При приготовлении клея к работе необходимо помнить о следующем: нагревание желтого декстрина свыше 90 °С приводит к его потемнению; наличие различных примесей также существенно влияет на качество клея, поэтому его необходимо процеживат ь через несколько слоев марли. Для приготовления клея высокого качества к нему можно добавить небольшое количество одно- или двухпро- центного глицерина либо хлористого кальция. При этом клеевой шов приобретает некоторую эластичность и мед- леннее сохнет; незначительная добавка двухпроцентной буры или столярного клея в значительной мере повышает прочность клеевого соединения и позволяет применять декстриновый клей для выполнения художественно-офор-

мительских работ.


При работе с древесиной применяют столярный или казеиновый клей, а для картонажных работ используют столярный клей с различными добавками.

Столярный клей в зависимости от породы склеиваемой древесины (твердая, мягкая, пористая, рыхлая и т. п.) готовят различной консистенции. Например, для склеива- ния твердой древесины применяют редкий клей, а при работе, с рыхлой и пористой древесиной используют густой.

Перед приготовлением столярный клей замачивают на 10 — 12 ч. После набухания его нагревают до температу- ры не более 80 °С и периодически перемешивают до пол- ного растворения и получения однородной массы. На 6 ч. клея берут 4 — 8 ч. воды. Готовят клей в клееварке (на во- дяной бане), разогревать его на открытом огне не реко- мендуется, так как подгорая он теряет клеящую способ- ность.

Если необходимо получить клей густой консистенции, то сливают холодную воду, которой он был залит, и нагре- вают на водяной бане без воды.

При приготовлении столярного клея не следует: нагревать клей выше 80 °С во избежание потери вязко-

сти, а значит, и ухудшения клеящей способности; использовать для его растворения емкости из железа,

которые ведут к почернению клея (использовать можно медную или эмалированную посуду);

добавлять свежий клей в процессе работы к старому; разводить застывший клей повторно.

Для получения улучшенных качественных характе- ристик в клей вводят различные добавки.

 

Рецепты приготовления столярных клеев, м ас .   № 1 ч.   № 2     № 3
Клей плиточный      
Олифа льняная       3,5
Скипидар Глицерин       — — 2,5 — — 1,5
Вода      

Клей по рецепту № 1 готовят обычным способом, по- том добавляют олифу, тщательно перемешивая смесь, и подогревают несколько минут, не допуская, чтобы она пе- нилась, после чего клей готов к работе.

По рецепту № 2 олифу смешивают со скипидаром, а потом добавляют в клей.

Для выполнения картонажных работ используют сто- лярный клей, приготовленн ый по рецепту № 3. Добавка


глицерина способствует образованию более эластичного клеевого шва после высыхания.

Работать клеем нужно в горячем состоянии (50 — 60 ° С ) .

Клеящая способность столярного клея увеличивается почти на 25 %, если на 500 мас. ч. клея добавить

1 мас. ч. жидкого стекла или силикатного клея и столько же раствора едкого натра, предварительно растворив его в 3 мас. ч. воды, а потом смешав с силикатным клеем. Однако злоупотреблят ь щелочными добавками не следует, так как это приводит к разрушению клеевого шва и поверх- ности склеиваемых деталей.

Казеиновый клей выпускают в виде сухого порошка, который представляет собой смесь казеина с гашеной из- вестью (на 3 мас. ч. казеина берут 0,6 мас. ч. извести). Для приготовления казеинового клея 1 ч. казеина раство- ряют в 2 ч. воды. Для приготовления казеинового клея можно использовать любую посуду, кроме алюминие- вой, которая подвержена воздействию щелочи. Налив в по- суду немного больше половины необходимой для растворе- ния казеина воды, засыпают ее порошком, тщательно перемешивая. После нескольких минут перемешивания добавляют остальную воду и периодически помешивают на протяжении 40 — 5 0 мин, пока смесь не станет однород- ной, после чего снимают образовавшуюся пену.

Использовать приготовленн ый клей можно на протя- жении 5 — 7 ч, так как известь, вступая в химическую реакцию с казеином, образует нерастворимое соединение, выпадающее в осадок.

 

Рецепты приготовления клеев из сыра, мас. ч.

№ 1 № 2 № 3
Сыр
Аммиак (25 %-ный) 1 — 1,5
Бура
Вода 1,5

 

Перед употреблением обезжиренный сыр отжимают от сыворотки, тщательно промывают водой, снова отжимают и затем подсушивают.

Приготавливая клей по рецепту № 1, сыр растворя- ют водой до растворения комков и образования однород- ной массы, а затем по каплям добавляют аммиак, стара- тельно перемешивая смесь до образования прозрачного клея.


По рецепту № 2 сыр старательно растирают с 2 / з необ- ходимой воды, а в оставшейся растворяют буру, после чего смешивают эти два раствора, прибавляя на каждые 50 г сыра до 20 капель аммиака (раствора). Хорошо переме- шанную смесь оставляют в закрытой посуде на полчаса, после чего клей можно использовать для работы.

Для получения высококачественног о клея используют рецепт № 3. Особенность его приготовления заключается в том, что, растерев сыр с водой, его нагревают на водяной бане до 40 °С, после чего добавляют аммиак (прекратив нагревание), непрерывно перемешивая смесь.

Негустеющий казеиновый клей для склеивания бумаги и картона отличается от других тем, что в его состав вхо- дит мочевина, которая позволяет легко разносить клей по поверхности бумаги.

Казеин вместе с мочевиной разводится в большей части воды и нагревается до 50 °С. Старательно перемешивая, в раствор добавляют буру, разведенную остатком воды, и продолжают нагревать при той же температуре, периоди- чески помешивая до полного растворения и образования однородной массы.

 

 

Рецепт Казеиновый приготовления клей казеинового клея, мас. (порошок) ч.    
Мочевина        
Бура Вода 25         1,4

 

Клей для органического стекла (плексигласа) готовят из его стружек, растворенных в одном из следующих растворов:

 

Дихлорэтан 0 ,5 — 1 ,5 %-ный

Муравьиная кислота 3 — 5 %-ный

Смесь ацетона (60 %) с уксусной эссенцией

(40 % ) 0,5 %-ный

 

Стружки или небольшие обломки органического стекла заливают одним из растворителей, перемешивают и, хоро- шо закупорив, оставляют на 2 — 3 дня, периодически взбалтывая. За это время стекло растворяется и образует- ся однородная прозрачная масса.

При работе с этим составом необходимо соблюдать осторожность, так как он токсичен. Работать надо на от- крытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.


Хранить этот клей необходимо в герметически закры- той посуде в темном месте при температуре не выше 25 °С. Все клеи, представляющие собой растворы органиче- ского стекла в одном из вышеперечисленных растворите- лей, в месте склеивания образуют после высыхания еди- ную монолитную деталь, т. е. происходит процесс, подоб-

ный сварке.

Черные и цветные металлы можно склеивать эпоксид- ным, полиамидным, кремнийорганически м, карбинольным и другими синтетическими клеями. Но чаще других ис- пользуют эпоксидный клей.

Эпоксидный клей поступает в продажу в виде эпоксид- ной смолы, отвердителя (полиэтиленполиамина), т. е. этот клей двухкомпонентный. В этом случае пластификатор у ж е введен в смолу. Смешанный с отвердителем клей при- годен для работы в течение 1 ч. В практике оформитель- ских работ используют главным образом смолы ЭД-5, ЭД-6, которые из-за вязкости требуют растворения.

Готовят клей в широкой посуде и при этом вниматель- но следят, чтобы толщина приготавливаемог о для работы клея не превышала 10 см, в противном же случае клей самосогревается, спенивается и сразу густеет. Для пред- отвращения этого необходимо хорошо просушить наполни- тель.

Рецепт приготовления клея на основе смол ЭД-5, ЭД-6, г

Эпоксидная смола
Полиэтиленполиамин
Дибутилфтала т

Для приготовления более жидкой консистенции к полу- ченному клею добавляют спирт ректификат в количестве от 15 до 25 г на 50 г смолы.

Кремнийорганические клеи дают соединения, обладаю- щие высокой термостойкостью, не утрачивая своей проч- ности даж е при температуре 1200 °С. Как и эпоксидные клеи, они содержат отвердитель. Для уменьшения усадки при твердении к этому клею добавляют еще и наполнитель, т. е. кремнийорганический клей относится к трехкомпо- нентным.

Часто в практике оформительских работ возникает не- обходимост ь соединения металла и стекла, в этих случаях можно пользоваться смесью, приготовленной по следую- щему рецепту (мас. ч.):

Жидкое стекло 6

Окись меди 2

Наждачный порошок (№ 60 ) 2


Компоненты хорошо перемешивают, наносят на по- верхность стекла и металла, после чего их соединяют и нагревают до температуры 100 °С, которую поддерживают на протяжении 2 — 3 ч. Полное твердение происходит через 12 — 14 ч.

Соединить металл с бетонными поверхностя ми можно с помощью следующих компонентов (мас. ч.):

Цемент М 500 или М 600 97

Хлористый кальций 3

Вода до тесто-

образного состояния

Смесь тщательно перемешивают, наносят на поверх- ность бетона и под нагрузкой соединяют склеиваемые детали. Полное твердение происходит в течение очень дли- тельного времени.

 

ГЛАВА 5

ЛАК И

СВОЙСТВА ЛАКО В

Лакаминазывают растворы природных или синтетиче- ских смол, а также препарированн ых растительных масел в летучих растворителях.

Основное назначение лаков — создание защитных пле- нок и улучшение эстетических качеств элементов художе- ственного оформления. Для улучшения качества лаковой пленки в состав некоторых лаков добавляют пластифика- торы, увеличивающие ее пластичность.

Основные качественные показатели лака: вязкость, скорость высыхания, цвет, способность к разливу (для масляных лаков). После высыхания образовавшуюся плен- ку испытывают на прочность, эластичность, твердость, способность шлифоваться и полироваться.

Вязкость лака во многом зависит от вида смолы, вхо- дящей в состав лака, и ее количества, а также от темпе- ратуры окружающей среды в процессе испытания.

Скорость высыхания лака определяют так же, как и для олифы.

Цвет лака имеет большое значение при выполнении декоративной отделки художественных элементов из раз- личных материалов. По цвету лаки бывают светлые, тем- ные, черные и цветные, которые после высыхания могут образовывать прозрачные, непрозрачные, блестящие или


матовые пленки. Определяют цвет лака на просвет в про- ходящих лучах света, при этом обращают внимание на чистоту (отсутствие посторонних механических примесей) и прозрачность лака.

Способность к разливу — это свойство лака, нанесен- ного на поверхность, расплываться и давать ровную пленку без следов кисти, которой он наносится во взаимно перпендикулярн ых направлениях на предварительно за- грунтованную поверхность. Следы от кисти при удовлетво- рительном разливе должны исчезнуть не позднее чем через

10 мин после нанесения, при замедленном — через 10 —

15 мин. После высыхания пленки образовывается ровная и гладкая поверхность с прочным и эластичным лаковым покрытием. Некоторые лаки после высыхания образовы- вают водостойкие пленки (масляные и битумные).

Способность лаковой пленки к шлифованию проверя- ется с помощью порошка пемзы через 48 ч после нанесе- ния лака. Если после шлифования кругообразными дви- жениями в одну сторону до получения матовой поверх- ности пленка не размягчается и плотно удерживается на поверхности, то это говорит о хорошем качестве лака. Для придания большей декоративност и лаковым по- крытиям их полируют через 25 — 4 8 ч после нанесения ла- ка. Выполняют полирование с помощью ватно-марлевого тампона, слегка смоченного в спирте, круговыми движе- ниями по поверхности, на которую наносят несколько капель сырого льняного масла. После полировки должна

получиться блестящая, зеркальная поверхность.

Водостойкость лаковой пленки может быть проверена, если стеклянную пластинку с нанесенным на нее лаком, выдержанным до его полного высыхания при 18 — 20 °С, на

/
2 ее высоты помещают на 3 ч в стакан с водой при такой

же температуре. Сравнив между собой эти участки, можно судить о водостойкости данного лака. Водоустойчивая пленка не должна изменять свой цвет, размягчаться и от- слаиваться от поверхности.

Другие свойства лаковой пленки (прочность, твердость, эластичность) определяются в лабораторных условиях на- специальных установках.

 

ВИДЫ ЛАКОВ

В зависимости от вида входящих в их состав компонен- тов лаки подразделяются на масляные (натуральные и синтетические) , спиртовые, нитролаки, битумные и др.


Масляные лаки представляют собой растворы природ- ных смол и полимеров в высыхающих растительных маслах, содержащих растворители и сиккативы. Смолы и полимеры придают пленкам лака твердость и блеск, сикка- тивы способствуют быстрому высыханию, а растворители обеспечивают лаку необходимую консистенцию и плас- тичность и увеличивают сцепление пленки с обрабаты- ваемой поверхностью.

Качество пленки масляного лака характеризуется и оп- ределяется так же, как и для всех остальных лаковых составов (вязкость, прозрачность, цвет по йодометриче- ской шкале, содержание примесей, скорость высыхания, твердость и пластичность высохшей пленки).

Лаки с высоким содержанием масла считаются жир- ными, с низким — тощими.

Для изготовления масляных лаков из природных смол применяют копал, даммару, канифоль и др., из синтети- ческих полимеров — алкидный полимер, полиперхлорви- нил, поливинилхлорид, полифенолформальдегид и др., в зависимости от которых лак получает свое название.

В настоящее время природные смолы используют в меньшем количестве, так как их вытесняют полимерные вещества, обладающие рядом преимуществ. Некоторые ви- ды масляных лаков имеют специальное назначение. Так, для защиты от коррозии применяют кислотостойкие и щелочестойкие перхлорвинилов ые лаки.

Спиртовые лаки представляют собой раствор в спирте или в смеси спирта с другими легколетучими растворите- лями синтетических полимеров или твердых раститель- ных смол (до 40 % ) , например шеллака, идитола, кани- фоли.

Ш е л л а к о в ы й л а к № 7 — одним и з наилучших спиртовых лаков. Он представляет собой раствор дена- турированного спирта и сухого шеллака. После высыхания образует прочную, блестящую, но недостаточно водостой- кую пленку. Этот лак можно приготовить и самостоятель- но. Для этого смешивают 1 л денатурированног о спирта (крепость не менее 92 ° ) и 25 г сухого шеллака. Смесь слегка разогревают на водяной бане до растворения шел- лака (готовить шеллаковый лак желательно в стеклянной посуде, так как от металлической посуды смола может почернеть).

И д и т о л о в ы й л а к № 1 ИФ, № 2 ИФ, № 4 ИФ используют для декоративног о покрытия деревянных по- верхностей, однако нужно помнить, что с течением време-


ни пленка приобретает красноватый оттенок по всей по- верхности или покрывается отдельными пятнами.

И д и т о л о в о - к р и з о л о в ы й л а к № 1 И К (красный), № 2 ИК (светлый), № 4 ИК (черный) ис- пользуется для покрытия деревянных поверхностей. Обра- зует прочную, качественную пленку.

Ц в е т н ы е с п и р т о в ы е л а к и д л я м е т а л л а

№ 31 ( желтый), № 34 (золотистый), № 35 (оранжевый),

№ 38 (малиновый), № 39 (фиолетовый), № 40 (синий),

№ 41 (голубой), № 45 (зеленый) получают путем добав- ления в растворы органических красителей.

П о л и т у р ы представляют собой спиртовые раство- ры смол. От спиртовых лаков политуры отличаются мень- шим содержанием полимеров или смол (от 10 до 20 % ) . Лучшими являются шеллаковые политуры № 13 (мато- вая), № 14 (светлая) , № 15 (красная), № 16 (черная). Есть также идитоловые политуры — № 14 (светлая) ,

№ 15 (красная) и № 16 (черная).

Применяют политуры для придания большего блеска ранее лакированным поверхностя м.

Нитролаки (эфирцеллюлозные) представляют собой растворы нитроцеллюлозы в органических легколетучих растворителях при добавлении пластификаторов. Харак- терная особенность этих лаков — быстрый срок высыха- ния лаковой пленки. При этом получается достаточно прочная, блестящая поверхность. После высыхания обра- зовавшаяся пленка не подвержена действию органических раствителей (бензина, скипидара, уайт-спирита) и хорошо полируется (для полирования применяется разделительная жидкость НЦ-313 и нитрополитура ПЦ-314 ).

Наиболее распространенными лаками этой группы яв- ляются ц а п о н л а к и , имеющие примерно следующий состав, %: нитроцеллюлоза — 7; пластификатор (дибутил- фталат) — 1; бутилацетат — 30; этилацетат — 35; бута- нол — 7; толуол — 20.

Для получения цветных цапонлаков в них добавляют органические красители. Выпускают цапонлаки пяти ос- новных цветов: черный, красный, зеленый, синий, а также- бесцветный (без красителя).

Используют эти лаки для покрытия поверхностей чер- ных и цветных металлов, стекла, бумаги и т. д. При необ- ходимости получения тонкой пленки немаскирующей фак- торы обрабатываемой поверхности применяют бесцветный цапонлак. Скорость высыхания пленки цапонлака не должна превышать 20 мин.


Основной недостаток лаков нитрогруппы — недоста- точное приставание к обрабатываемой поверхности, что значительно сокращает сферу их применения. Применяют нитролаки в основном для внутренних работ.

При работе нитролаками следует применять меры пред- осторожности, так как они очень огнеопасны и обладают резким запахом.

Отдельную большую группу составляют живописные лаки, которые не только предохраняют от атмосферных воздействий, но и используются как добавки к красочным составам.

Живописные лаки представляют собой 30 %-ные рас- творы смол в пинене (исключением является копаловый лак, где растворителем служит льняное масло).

Л а к м а с т и ч н ы й — 3 0 %-ный раствор смолы мастикс в пинене. Основное назначение этого лака — добавка к краскам. После высыхания мастичный лак об- разует почти бесцветную лаковую пленку, что позволяет использовать его как ретушный (для протирки промежу- точных слоев при послойной технике живописи) и в не- которых случаях как покрывной.

Л а к д а м м а р н ы й — 3 0 %-ный раствор смолы даммара в пинене с незначительной добавкой этилового спирта. Применяют его как добавку к краскам и как по- крывной лак. При длительном хранении он может терять свою прозрачность, которую вновь приобретает после растворения его пиненом. После высыхания даммарный лак образует прозрачную эластичную пленку, которая по качественным характеристикам превосходит пленку мас- тичного лака (при старении пленка меньше желтеет) .

Л а к к о п а л о в ы й — это «сплав» копаловой смолы с рафинированным льняным маслом, разбавленным пи- неном. Лак применяют только в качестве добавки к крас- кам. Копаловый лак можно приготовить, взяв следующие компоненты, мас. ч.: копал — 2, масло — 4, пинен — 4. Это лак темного цвета. После высыхания копаловый лак образует нерастворимую в органических растворителях пленку.

Промышленность выпускает и другие живописные ла- ки: кедровый, пихтовый, бальзамно-масляный и бальзам- но-пентамасляный.

Лаки покрывные относятся также к группе живописных, но их основное назначение — покрытие работ, выполнен- ных масляной или темперной краской.

Л а к ф и с т а ш к о в ы й — раствор фисташковой


смолы (до 25 %) в пинене с незначительной добавкой органического растворителя (уайт-спирита) и бутилового спирта. Высокая эластичность и почти полная бесцвет- ность, а также относительно быстрый срок высыхания лаковой пленки позволяют использовать его в качестве покрывного.

Л а к а к р и л-ф и с т а ш к о в ы й представляет со- бой синтетическую полибутилметакриловую смолу с неко- торым добавлением фисташковой смолы. Разбавителем этого лака служит пинен с незначительным количеством бутилового спирта (до 2 % ) .

Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, об- ладает большой эластичностью и прочностью. Основной недостаток — довольно длительный срок высыхания лако- вой пленки.

Л а к р е т у ш н ы й применяется для протирки про- межуточных слоев масляной живописи (для предотвра- щения пожухания красок) и улучшения сцепления меж- ду ними. Состав лака, мас. ч.: мастичный лак — 1, акрил- фисташковый — 1, авиабензин — 8 — 10 .

 

ГЛАВ А 6



2016-01-02 1570 Обсуждений (0)
РЕЦЕПТУРА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КЛЕЕ В 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЕЦЕПТУРА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КЛЕЕ В

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1570)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)