Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая и предельная полезность



2016-01-02 3584 Обсуждений (0)
Общая и предельная полезность 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Теория поведения потребителя исходит из некоторых предпосылок. Прежде всего, предполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально, т. е. стремится извлечь максимум полезности для себя. При этом важно заметить, что понятие «полезность» является субъективным: один индивид предпочтет хорошо пообедать, другой — купить бутылку вина, а третий — букет цветов любимой девушке. При этом каждый из них четко представляет себе полезность, которую ему приносит потребление данного блага, по сравнению с полезностью других благ. Фактически он решает, что для него более, а что менее полезно и, следовательно, какие блага следует приобрести в первую очередь, какие — во вторую, а покупку каких товаров можно отложить.

Теория поведения потребителя исходит также из того, что доходы всех потребителей ограниченны и на все товары и услуги установлены цены. Вспомним фундаментальную экономическую проблему редкости.

 

В основе теории потребительского поведения лежит ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ – прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объема потребления данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида единиц блага.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ - по мере того как объем потребляемых благ растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

По мере насыщения потребностей в каком-либо благе степень полезности каждой дополнительной единицы блага для данного индивида будет убывать. Так, испытывая чувство голода, вы с боль­шим наслаждением съедите первую булочку, полезность ее окажется очень высокой; очевидно, что наслаждение от второй съеденной булочки будет меньшею. От третьей – еще меньше.

Наоборот, если объем потребляемых благ уменьшается, то предельная полезность каждой следующей из остающихся в распоряжении потребителя единиц блага возрастает. Можно привести условный пример, когда индивид, оказавшись на необитаемом острове в роли Робинзона, располагает источником пресной воды. Его ежедневные потребности в воде слагаются из следующих: 1 мера — для себя. 19 мер — для животных, без которых он не может получить достаточного для минимального пропитания количества мяса и молока, 40 мер — для сохранения своего здоровья и содержания в чистоте самого себя, одежды и жилища, 40 мер — для своего цветника и удовлетворения других потребностей, которые не являются жизненно необходимыми. Пока источник дает более 100 мер воды ежедневно, вода является неэкономическим благом и не представляет ценности. Если источник начнет высыхать, то Робинзон будет вынужден отказываться от удовлетворения менее насущных потребностей и ценность каждой оставшейся меры воды будет постепенно возрастать. Естественно предположить, что ценность последней оставшейся меры необычайно высока, так как от нее зависит жизнь Робинзона (Карл Менгер «Основания политической экономии»).

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИ ПОЛЕЗНОСТИ

Четко представляя себе предельную полезность каждой приобретаемой единицы того или иного блага, потребитель встречает товары, каждый из которых имеет цену, выраженную в денных единицах (рублях). Если бы цены на все товары были одинаковы, то в этом случае он всегда стремился бы купить то благо, которое обладает для него наибольшей предельной полезностью. Но цены на товары и услуги различны. Поэтому потребитель должен соизмерять полученное удовлетворение от потребления того или иного блага со своими расходами на его приобретение и делать при покупке оптимальный выбор. Как он его делает? Предположим, что индивид покупает два товара: яблоки и апельсины. Он обнаруживает, что предельная полезность яблок в расчете на один рубль превышает предельную полезность апельсина. И он начинает покупать яблоки. Тогда предельная полезность яблок (закон убывающей предельной полезности) в расчете на рубль станет уменьшаться. Что касается апельсинов, то покупатель ограничивает их потребление и, следовательно, предельная полезность апельсинов для него возрастет. В результате этого он изменит свое потребительское поведение и станет покупать больше апельсинов и меньше яблок. В результате подобных колебаний потребитель достигнет максимального удовлетворения потребностей. Такое положение будет достигнуто, когда взвешенные по ценам предельные полезности покупаемых товаров в расчете на 1 р. окажутся одинаковыми. Потребитель оказывается в состоянии равновесия.

КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ

Так ли просто измерить количественно полезности приобретаемых благ? Очевидно, что на практике – нет. Допустим, вы решаете, что вам целесообразнее сейчас купить: джинсы или кроссовки? Вы сделаете свой выбор в пользу того товара, который представляется в данный момент более полезным (например, джинсы). Но вряд ли вы сможете сказать, на сколько процентов или во сколько раз они для вас полезнее, чем кроссовки. Задача окажется гораздо сложнее, если принять во внимание, что обычно соизмеряются не отдельные блага, а наборы благ. Более логичным является порядковый (ординалистский) подход к изучению полезности, построенный на предположении, что потребитель не соизмеряет полезности благ, а лишь ранжирует их по принципу: данное благо более полезно, или менее полезно, или равно по полезности другому благу.

В рамках этого подхода принимается, что потребитель приобретает различные наборы, состоящие из двух товаров. КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ — это геометрическое место точек, которое показывает различные ком­бинации двух благ, обладающих одинаковой полезностью. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ - это соотношение, в соответствии с которым одно благо может быть замешено другим благом при неизменном уровне полезности набора данных благ для потребителя.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

Этоограничение покупательной способности потребителя величиной его денежного дохода.

Будем по-прежнему оперировать потребительским набором из двух благ X и К, предполагая, что индивид расходует полностью свой доход на их покупку.

 

Введем обозначения:

 

М — денежный доход потребителя, р.

X, У — количества покупаемых товаров, един.

Px, Py — цены товаров X и Y, р.

Тогда математическая модель бюджетного ограничения выглядит следующим образом:

M= PxX+ Py Y

Все доступные потребителю при данном доходе и данных ценах наборы товаров X и Y представлены точками, находящимися на бюджетной линии (линия, отображающая множество вариантов набора из двух благ, приобретение которых требует одинаковых денежных затрат).

Уравнение бюджетной линии:

 

Y = M/Py – (Px /Py)X

Предположим, что доход потребителя Тани составляет 240 р. Она покупает апельсины (товар Y) и яблоки (товар X). Цена одного килограмма апельсинов равна 30 р, а цена одного килограмма яблок — 24 р.

Y = 8 – 4/5X

 

РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ -состояние потребителя, при котором он покупает товары и услуги при данных ценах и денежном доходе в таких объемах, что достигает максимальной общей полезности и расходует при этом весь доход.

На графике видно, если совместить бюджетную линию и кривую безразличия.

 

Задания

1. Что имеет большую ценность для человека — хлеб или театр (зрелища)? Что полезнее? Дороже? Какое из этих двух благ является более редким? Прочитайте внимательно цитату:

Ценность вещей основана на их полезности, или, что то же, на потребности, которую мы в них имеем... естественно, что более испытываемая потребность придает вещам большую ценность, менее испытываемая — меньшую ценность. Ценность вещей возрастает при редкости их и уменьшается при изобилии... Ценность заключается менее в самой вещи, чем в оценке, которую мы ей делаем...

Кондильяк, 1776 г.

и объясните парадокс «хлеба и зрелищ» на основании суждения философа и трех вышеназванных предпосылок. В каком случае полезность хлеба равна 0? Полезность зрелищ равна 0?

 

2. Заполните пропуски в предложениях подходящими по смыслу терминами, понятиями, словами. То удовлетворение, которое получают люди от потребления всего имеющегося у них количества благ, экономисты называют _________________________ .

Предельная полезность — это __________________ полезность, получаемая человеком от потребления _________ единицы блага.

При уменьшении объема потребляемых благ предельная полезность каждой из последней остающихся у потребителя единиц блага ______________________

По закону убывающей предельной полезности при росте объема потребляемых

благ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________.

 

Графики

Общая и предельная полезность.

Общая полезность увеличивается с ростом потребления яблок. Поэтому кривая ТU имеет положительный на­клон, который постепенно уменьша­йся.

Предельная полезность умень­шается по мере роста потребления яб­лок, В связи с этим кривая MU имеет отрицательный наклон. Когда величина общей полезности потребляемого количества яблок достигает максиму­ма, предельная полезность последнего яблока оказывается равной нулю.

 

Кривая безразличия - i.Показывает все комбинации апельсинов и яблок, об­ладающие одинаковой полезностью. Поэтому потребителю безразлично, ка­кую из комбинаций выбрать. Кривая имеет отрицательный наклон, так как уменьшение потребления апельсинов сопровождается увеличением потреб­ления яблок. Она является выпуклой, так как ее наклон, выражающий МRS апельсинов яблоками, уменьшается.

 

Бюджетная линия.

При доходе в 240 р. и цене апельси­нов и яблок соответственно 30 и 24 р. бюджетная линияАВпоказывает ком­бинации этих благ, которые Таня мо­жет позволить себе купить

 



2016-01-02 3584 Обсуждений (0)
Общая и предельная полезность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая и предельная полезность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)