Факторы, условия и предпосылки психического развития. Механизмы развития психики. Основные закономерности психического развития
Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры (Под культурой обычно понимают совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исторический момент.) Вещный, предметный мир -специфически человеческое условие бытия и развития человека и его психики в процессе его жизни. В индивидуальном онтогенезе современного человека общество представляет ему возможность пройти путь к взрослости и самоопределению через исторически сложившиеся и принятые сегодня, как само собой разумеющиеся, так называемые ведущие виды деятельности. В онтогенезе для человека они предстают в следующей очередности. Игровая деятельность тренирует знаковую функцию: замещение знаками и знаковые действия; она возникает вслед за манипулированием и предметной деятельностью и становится условием, определяющим психическое развитие ребенка. Учебная деятельность - это всегда делание, изменение самого себя. Это условие того, чтобы каждое новое поколение осуществляло ученье эффективно, в соответствии с новыми достижениями прогресса, потребовалась специальная категория людей, передающая новому поколению средства обучения. Учебная деятельность определяет потенциальные изменения, происходящие в познавательной и личностной сфере человека, в его психике. Трудовая деятельность связана с развивающимся сознанием человека, которое зарождалось и формировалось в труде, во взаимоотношениях людей по поводу орудий и предмета труда. Предварительные условия развития психики принято называть предпосылками развития. К предпосылкам относят природные свойства организма человека. В онтогенезе человека представлены оба типа психического развития: биологическое иисторическое (культурное) развитие.Социальные условия и возраст –основные предпосылки психического развития. Первая закономерность - неравномерность - это неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций. Гетерохромность - разновременность, асинхронность, несовпадение во времени физического развития отдельных функций и органов.
Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает, во-первых, развитие отдельных психических процессов (мышления, памяти, эмоций и пр.), во-вторых, развитие личности ребенка в целом и, в-третьих, именно в рамках ведущей деятельности зарождаются новые формы деятельности ребенка. Ведущая деятельность— это деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии ее развития. Принцип развития в деятельностиположил в основу периодизации детства Л.С. Выготский. Кризис наступает в результате деятельности, и в деятельности же формируются новообразования. Существует исторически возникший расщепленный процесс усвоения опыта: 1) есть деятельность, направленная на усвоение мотивов, задач деятельности (познается мир людей); 2) есть деятельность, направленная на усвоение операционно-технической стороны опыта (усваивается мир предметов). Каждую из сторон деятельности Д.Б. Эльконин называет тем или иным типом деятельности. В каждом возрасте имеются свои типы деятельности, и развитие ребенка в каждом из них не одинаково. В определенное время активность (деятельность) ребенка направлена на действие с предметами, объектами, их познание. Этой активности соответствует деятельность предметно–манипулятивного типа. В процессе этой деятельности (в этот период) развивается познавательная сфера ребенка. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми. Ему соответствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребенка развивается личностная сфера (формируются потребности, мотивы, цели). Рассматривая смену ведущих типов деятельности, характерных для разных возрастных этапов, Д.Б. Эльконин обнаружил определенную закономерность, которая заключается в чередовании данных типов детской деятельности. Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно–эмоциональное или ситуативно–личностное общение со взрослым, внутри которого формируются предметные действия ребенка. В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит предметно–манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми. В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. В младшем школьном возрасте (6–11 лет) ведущей становится учебная деятельность, в которой дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности. В подростковом возрасте (11–15 лет) ведущей деятельностью выступает общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей, или противопоставляются им. В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненный смысл, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем, юношеском возрасте приобретает характер учебно–профессиональной.
Процесс психического развития определяется активностью самого субъекта — это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы."Ядерную" триаду категорий психологии составляют образ, действие и мотив. Категория «Образ - Я»:психическое развитие происходит путем интериоризации, то есть перехода внешних образов и действий во внутренние, которые, постепенно свертываясь и автоматизируясь, образуют психические качества человека. Категория деятельности:ассоциации между внутренним и внешним, то есть между сознанием и поведением. Категория мотива - Периодизация психического развития - это принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.
Психологическая периодизация: КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ (от рождения до 2 мес.)
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (999)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |