Машиностроении полимерных композитов
Среди полимерных композитов конструкционного назначения наибольшее распространение нашли: стеклопластики, углепластики, органопластики и боропластики, а также гибридные материалы. По статистике (на 1995 год) процентное соотношение применения композитов в конструкции летательных аппаратов приблизительно следующее. В группе ПКМ: стеклопластик – 42%, углепластик – 30%, органопластик – 27%, боропластик менее 1%. В группе МКМ более 90% занимает бороалюминий. Другие композиции используются реже. В качестве связующего в подавляющем большинстве случаев используются компаунды на основе эпоксидных, фенолформальдегидных или полиэфирных смол. Стеклопластики - это материалы, в которых упрочняющим наполнителем является стеклянное волокно. Арматура представлена, чаще всего, в виде тканей полотняного, сатинового или саржевого плетения, находит применение также в виде ленты, жгута, тканей объемного плетения, стекломатов или в виде сеток с разным размером ячейки. Толщина армирующей ткани от 0,1 до 0,3 мм. Ткани грубого плетения, выполненные из нитей, соединенных в ленты (рогожа), могут быть толщиной до 0,5 мм. Плотность стеклоарматуры находится в пределах 2,1-2,6 . Стеклопластики обладают высокой прочностью и стойкостью к тепловому, химическому и биологическому воздействию. Прочность при нагреве ограничивается возможностями полимерной матрицы. Арматура на основе стекла обладает высокой технологичностью. Позволяет создавать ткани различного переплетения, укладывается на поверхности сложной формы и позволяет осуществлять изгиб на малый радиус. Процессы формования из стеклопластиков наиболее хорошо отработаны. Стоимость стеклоарматуры невелика – самая низкая в сравнении с другими армирующими материалами. Механические свойства стекловолокон приведены в табл.1.3. К недостаткам стеклопластиков следует отнести высокую степень водопоглощения наполнителя, особенно для полых волокон, а также относительно высокую плотность в сравнении с другими ПКМ. Углепластики– это материалы на основе углеродных волокон. В качестве арматуры используется ровинг в виде ленты из однонаправленных нитей толщиной 0,005-0,01 мм, скрепленных через 5-10 мм поперечной нитью. Ширина Таблица 1.3
ленты может быть от 5 до 400 мм. Применяется также ткань в виде рогожи саржевого плетения шириной до 1 м и толщиной от 0,2 до 0,35 мм. Углеродные волокна близки по прочности к стеклянным, однако обладают меньшей плотностью – от 1,7 до 2,0 . За счет этого углепластики обладают большей удельной прочностью. Их удельная жесткость также превышает показатели стеклоарматуры. В табл.1.4 приведены прочностные характеристики некоторых углеволокон, выпускающихся в разных странах. Современные углепластики обладают следующими преимуществами: низким коэффициентом теплового расширения, высокими усталостными характеристиками и коррозионной стойкостью. Армирующие волокна имеют высокую теплостойкость и работа конструкции при высокой температуре ограничивается, в основном, возможностями связующего. Определенные перспективы открываются при использовании в качестве матрицы бисталеамидных и полиамидных полимеров. Рабочая температура углепластиков на полиамидной освнове имеет диапазон от 530°С при кратковременном воздействии и до 230°С при воздействии в течение 70000 часов. Особенностью углепластика является также его электропроводность. Таблица 1.4
К недостаткам углепластиков следует отнести высокую хрупкость и стоимость, существенно превышающую стоимость стеклопластиков. Углепластик уступает стеклопластику по технологичности, номенклатура армирующих тканей на основе угленитей значительно меньше, чем у стекловолокон. Органопластики – это полимерные композиционные материалы, армированные волокнами, полученными на основе ароматических полиамидов (арамидов). Армирующие структуры имеют вид тканей полотняного и саржевого переплетения толщиной от 0,1 до 0,25 мм. Используются жгуты и узкие ленты арамидных волокон. Высокомодульные и высокопрочные арамидные волокна обладают высокими прочностью при растяжении и модулем упругости, термостабильностью, позволяющей эксплуатировать их в широком температурном интервале, хорошими усталостными свойствами и незначительной ползучестью. Благодаря низкой плотности (1,43-1,45 к ) арамидные волокна по удельной прочности превосходят все известные в настоящее время армирующие волокна и металлические сплавы, уступая лишь по удельному модулю упругости углеродным и борным волокнам (табл.1.5). Таблица 1.5
Органопластики превышают также стекло и особенно углепластики по вязкости. Недостатками материалов на основе органонитей является сравнительно небольшая номенклатура тканей на их основе и высокая стоимость. Боропластики – это материалы, армированные борными волокнами или борными нитями. Плотность – 2,5 к . Структура армирующего материала представлена, чаще всего, в виде параллельно направленных волокон большой толщины, от 90 до 110 мкм. В виде тканей или других плетеных структур борная арматура на практике не используется. Поскольку диаметр волокон бора велик, то их число в единице объема материала в 15-20 раз меньше, чем в других ПКМ. Следовательно, возрастает роль каждого волокна в восприятии внешней нагрузки. Ослабление боропластика при разрыве одного борного волокна эквивалентно ослаблению, вызванному разрушением в одной плоскости сечения 150-200 стеклянных или органических волокон. Композиты на основе борных волокон имеют высокие прочностные и усталостные характеристики и очень высокую жесткость. Физико-механические свойства борных волокон представлены в табл.1.6. Таблица 1.6
С повышением температуры прочность и модуль упругости волокон бора почти не изменяется вплоть до 400°С. Недостатками боропластиков является заметный статистический разброс по параметрам прочности (до 30%), сравнительно низкая технологичность, особенно при изготовлении деталей с малыми радиусами кривизны. Радиус изгиба ограничивается 100-150 мм. Верхний предел давления прессования ограничивается хрупкостью и толщиной борного волокна, а также быстрым абразивным износом поверхности металлических форм. Затруднена также механическая обработка боропластиков. Гибридные ПКМ представляют собой композиты, армированные волокнами или тканями из нескольких материалов в различных сочетаниях. Например, чтобы придать детали высокую жесткость при соблюдении условий достаточной вязкости, углеродную арматуру комбинируют с органической или стеклянной.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |