Возрастно-психологическое и акмеологическое представление
о взрослости. Н.А. Рыбниковв 1920-х гг. предлагал назвать ≪ак- меологией≫ специальный раздел возрастной психологии, изучающий закономерности развития взрослого человека. Эта идея воплотилась в последние десятилетия в выделении самостоятельной научной дис- циплины акмеологии, исследующей феноменологию, законо- мерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости. Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как индивида (физическое совершенство), как яркой личности, та- лантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуаль- ности, а также как гражданина, родителя, супруга, друга2. Акмеология и возрастная психология используют биографиче- ский метод в разных его формах: сбор и сопоставление биогра- фического материала, спонтанные и спровоцированные автобио- графии, синтезирование типичных историй движения личности в зрелом возрасте, опросники, интервью, тесты, свидетельства оче- видцев, контент-анализ дневников, записных книжек, писем. Для анализа привлекается также литературный и клинический ма- териал. Феномен ≪акме≫.По мнению А.А. Бодалева,≪вершина в раз- витии≫ взрослого человека, вершина зрелости, феномен акме — это многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных ≪ипостасях≫, как правило, достигаются разновременно3. Прослеживание жизненного пути человека, характеристик развития по отдельности и их интеграции свидетельствует о важности каждой ≪ступени≫ (младенчества, преддошкольного и дошкольного возрас- тов и т.д.) в подготовке содержания и формы проявления будущего макроакме человека. В биографиях выдающихся людей, оставив- ших заметный след в культуре и науке, просматриваются микроак- ме на каждом возрастном этапе их жизни, своеобразные предвест- ники будущих достижений. Сравнение акме у разных людей показывает, что его проявление может быть локальным, в пределах одной области деятельности, одной области знаний, а может быть широким, охватывающим большой спектр (яркий пример акме — у Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, которые состоялись как ученые - энциклопедисты и одновременно как деятели искусства). По уровню, по ≪калибру≫ акме может быть чрезвычайно высоким, общественно значимым прорывом, а может быть ординарным и репродуктивным и даже псевдоакме (дутые достижения, авторитет, признание). Другие ха- рактеристики феномена акме — время достижения его человеком и продолжительность реализации. Личностное акме как одна из важнейших составляющих верши- ны зрелости имеет в основе духовно-нравственные ценности, став- шие глубоко значимыми собственными ценностями человека, кото- рые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к раз- ным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близ- ким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей. В экстремальных условиях глубина приверженности определенным ценностям и ориентациям обнаруживается предельно четко. Пре- следуемый гонителями генетики академик Н.И. Вавилов сказал: ≪Гореть будем, а от убеждений своих не откажемся≫. Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих дости- жению акме человеком: — социальные макрофакторы (социально-экономические усло- вия современного ему общества, конкретно-историческое время его жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуа- ция, возраст человека, его пол); — социальные микрофакторы (семья, школа, другие учебные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, круг общения); — фактор саморазвития — собственная работа человека над со- бой, непрерывная активность внутреннего мира. По мнению А.А. Бодалева, прогресс саморазвития взрослого человека предполагает следующие новообразования: 1) измене- ния в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общече- ловеческих ценностей; 2) возрастание интеллектуального умения планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями; 3) появление большей спо- собности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объек- тивного характера; 4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам. Существенный момент — не- равномерность или гетерохронность появления новообразований, взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является услови- ем запуска развития других или достижения ими более высокого уровня. Так, усиление мотивации достижения создает условия для развития способностей человека, что позволяет решать более труд- ные задачи, достичь успеха и прочувствовать его, порождает поста- новку новых целей. Значимым направлением исследований является проблема ≪смысл жизни и возраст≫. Смысл жизни рассматривается как ин- тегрирующее образование в психическом развитии человека, кото- рое позволяет субъекту преобразовать представления о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в ≪единую линию жизни≫1. Возрастные кризисы взрослости.В западной психологии рас- смотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших под- ходов к анализу развития в период взрослости2. Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28 — 34), 40—45, 55 — 60 лет и, наконец, в позднем воз- расте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрос- лости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоя- тельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение так- же ряд внешних факторов, действующих по принципу ≪спускового крючка≫. Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длитель- ное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т.д. Под давлением общественных катаклизмов воз- можно возникновение двойного кризиса (наложения социального кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление всей жизни1. Причем форма протекания критического периода может быть разная. Не все исследователи поддерживают представление о ≪кризисности≫ этого периода. Модель кризиса включает заве- домо негативный компонент: слабость в противостоянии изме- нившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болез- ненное переживание неудовлетворенности. Некоторые считают более подходящей модель перехода, когда предстоящие перемены (статуса и пр.) планируются и личность способна справиться с трудностями. ≪Вторая половина жизни≫ человека весьма интересовала еще К. Юнга.Середину жизни он рассматривал как критический мо- мент, когда происходит ≪глубинное, удивительное изменение души≫2. Форсированная социализация сменяется линией самораз- вития. В зрелом возрасте человек должен осуществить внутреннюю работу самопознания, которую Юнг называл ≪индивидуацией≫. В этом возрасте человек способен интегрировать в своем Я как ≪женское≫, так и ≪мужское≫ начало, объединить все аспекты лич- ности вокруг самости, обрести гармонию между собой и окружаю- щим миром. Во второй половине жизни человек посредством урав- новешивания и интегрирования различных элементов личности может обрести высочайший уровень развития своей личности, опи- раясь на символический и религиозный опыт. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития лич- ности3. Широкую известность приобрел подход Д. Левинсонак анализу процесса жизни взрослых людей4. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с ка- ждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнару- жить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрос- лости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить опре- деленные задачи и создать новые структуры жизни. В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все за- дачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье. Левинсон выделил переходы: — к ранней взрослости — 17 — 22 года; — переход 30-летия — 28 — 33 года; — к средней взрослости — 40—45 лет; — переход 50-летия — 50—55 лет; — переход к поздней взрослости — 60—'65 лет. Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития: 1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное от- сутствие мечты не способствуют росту; 2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников; 3) выстроить себе карьеру; 4) наладить интимные отношения, установив их с ≪особенной женщиной≫ (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его за- висимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществле- нию мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем. Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пере- смотру и переоценке. Американская исследовательница Г. Шихи, вдохновленная по- исками Левинсона, применила автобиографический метод в сравни- тельном анализе жизни супругов1. Ее выводы во многом подтверди- ли данные Левинсона. Так, первый кризис (20 — 22 года) — переход к ранней взрослости, кризис ≪отрывания от родительских корней≫. Ос- новные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных пла- нов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивиду- альности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собст- венной семьи; специализация и приобретение мастерства в профес- сиональной деятельности.
Около 30 лет — переход к средней взрослости, ≪золотому воз- расту≫, периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет — это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с рас- хождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кри- зис 3 0 - л е т и я связан с задачей коррекции плана жизни с высо- ты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядо- ченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь ≪иллюзорными≫ путями выхода из кризиса. Период после 30 лет — ≪корни и расширение≫ — связан с ре- шением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались. Кризис середины жизни, кризис 4 0 - л е т и я , получил наи- большую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира — из- менение отношения к тому, что раньше казалось важным, значи- мым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентич- ности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. По крайней мере, один из моментов кризиса связан с пробле- мой убывающих физических сил, привлекательности. Откры- тие убывающих жизненных сил — жестокий удар по самооценке и Я-концепции. Джек Лондон в одном из своих рассказов сравнивает отношение к предстоящему поединку сорокалетнего и молодого боксеров. Ярко описана накопившаяся у боксера среднего возраста физическая усталость, последствия травм и болезней. У него иное восприятие поединка и вообще жизни, чем в молодости, связанное с осознанием от- ветственности перед семьей, женой и детьми. Он отдает себе отчет, что у него не та- кие крепкие мышцы, но надеется на аккумуляцию знаний и опыта, умелое распреде- ление сил, интеллектуальное превосходство. Но — увы! — итог поединка в пользу молодости... Период от 30 до 40 лет часто называют ≪десятилетием роковой черты≫. Это возраст подведения предварительных итогов, когда сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юно- сти, и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные противоречия обычно осознаются самим человеком как явное рас- хождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я иде- альным, между областью наличного и областью возможного, же- лаемого. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих профессий. Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло вре- мя оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого по- коления. Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и боль- ших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физиче- ских сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокой- ством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста. Г. Шихи выделила несколько моделей (стилей) проживания жизни и мужчинами, и женщинами: ≪неустойчивые≫, ≪замкну- тые≫, ≪вундеркинды≫, ≪воспитатели≫, ≪скрытые дети≫, ≪интегра- торы≫ и др. Кроме того, Шихи показала специфику возрастных кризисов женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семей- ного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обо- собление детей; ≪пустое гнездо≫ (выросшие дети оставили роди- тельскую семью). ≪"Живите до ста лет, Давид Данилыч", — успокаивала Римма, а все-таки при- ятно было помечтать о том времени, когда она станет хозяйкой целой квартиры, не коммунальной, собственной, сделает большой ремонт, нелепую пятиугольную кухню покроет сверху донизу кафелем и плиту сменит. Федя защитит диссертацию, дети пойдут в школу, английский, музыка, фигурное катание... ну что бы еще предста- вить? Им многие заранее завидовали. Но, конечно, не кафель, не хорошо развитые дети сияли из просторов будущего цветным-радужным огнем, искристой аркой бе- шеного восторга (и Римма честно желала старичку Ашкенази долгих лет жизни: все успеется); нет, что-то большее, что-то совсем другое, важное, тревожное и великое шумело и сверкало впереди, будто Риммин челн, плывущий темной протокой сквозь зацветающие камыши, вот-вот должно было вынести в зеленый, счастливый, бушую- щий океан. А пока жизнь шла не совсем настоящая, жизнь в ожидании, жизнь на чемода- нах, небрежная, легкая — с кучей хлама в коридоре, с полуночными гостями: Петю- ня в небесном галстуке, бездетные Эля с Алешей, еще кто-то; с ночными Пипкиными визитами и дикими ее разговорами. <...> ... И эпизод забылся. Но что-то надорвалось впервые в Римме — она оглянулась и увидела, что время все плывет, а будущее все не наступает, а Федя не так уж и хо- рош собой, а дети научились на улице нехорошим словам, а старик Ашкенази кашляет да живет, а морщинки уже поползли к глазам и ко рту, а хлам в коридоре все лежит да лежит. И шум океана стал глуше, и на юг они так и не съездили, все откладывали на будущее, которое не хочет наступать. Смутные пошли дни. У Риммы опускались руки, она все пыталась понять, в ка- кой момент ошиблась тропинкой, ведущей к далекому поющему счастью, и часто си- дела, задумавшись, а дети росли, а Федя сидел у телевизора и не хотел писать диссер- тацию, а за окном то валила ватная метель, то проглядывало сквозь летние облака пресное городское солнце. Друзья постарели, стали тяжелы на подъем, Петюня и во- все исчез куда-то, яркие галстуки вышли из моды, Эля с Алешей завели новую ка- призную собаку, которую вечерами не на кого было оставить. На работе у Риммы появились новые сослуживицы, Люся-большая и Люся-маленькая, но они не знали о Римминых планах на счастье и не завидовали ей, а завидовали Кире из планового от- дела, которая дорого и разнообразно одевалась, меняла шапки на книги, книги на мясо, мясо на лекарства или на билеты в труднодоступные театры и раздраженно го- ворила кому-то по телефону: ≪Но ведь ты прекрасно знаешь, как я люблю заливной язык≫. <...> ≪Федя, поедем на юг?≫ — спросила Римма. ≪Обязательно≫, — с готовно- стью, как много раз за эти годы, ответил Федя. Вот и хорошо. Значит, все-таки по- едем. На юг! И она прислушалась к голосу, который все еще чуть слышно шептал что-то о будущем, о счастье, о долгом, крепком сне в белой спальне, но слова уже трудно было различить. ≪Эй, смотри-ка: Петюня!≫ — удивленно сказал Федя. На экране телевизора, под пальмами, маленький и хмурый, с микрофоном в руках стоял Петюня и клял какие-то плантации какао, а проходившие негры оборачивались на него, и огромный его галстук нарывал африканской зарей, но счастья на его лице тоже что-то не было видно. Теперь Римма знала, что их всех обманули, но кто и когда это сделал, не могла вспомнить. Она перебирала день за днем, искала ошибку, но не находила. <... > Она ехала в притихшем, загрустившем такси и говорила себе: зато у меня есть Федя и дети. Но утешение было фальшивым и слабым, ведь все кончено, жизнь по- казала свой пустой лик — свалявшиеся волосы да провалившиеся глазницы. И вожде- ленный юг, куда она рвалась столько лет, представился ей желтым и пыльным, с тор- чащими пучками жестких сухих растений, с мутными, несвежими волнами, покачивающими плевки и бумажки. А дома — старая, запселая коммуналка, и бес- смертный старичок Ашкенази, и знакомый до воя Федя, и весь вязкий поток буду- щих, еще не прожитых, но известных наперед лет, сквозь которые брести и брести, как сквозь пыль, засыпавшую путь по колени, по грудь, по шею. И пение сирен, об- манно шепчущих глупому пловцу сладкие слова о несбыточном, умолкло навеки≫ (Толстая Т.Н. Огонь и пыль // Любишь — не любишь: Рассказы. М., 1997. С. 81, 84, 87, 92). Основатель лечебно-педагогического движения Б. Ливехуд, много лет посвятивший практической помощи людям в периоды возрастных кризисов, прямо связывает перспективы дальнейшего развития человека с успешностью преодоления кризиса средних лет. Кризис, по его мнению, вызывается сомнениями в подлинности ценностей той экстенсивной жизни, которую человек вел до сих пор, сомнениями в верховенстве материальных ценностей и дости- жений, основанных на деловитости, прагматизме. Это ≪особый шанс продвинуться в процессе потенциального созревания≫, ответив на вопрос: ≪Какова моя действительная задача?≫1 Причем переос- мыслить себя, понять свое новое предназначение, ≪желанный лейт- мотив≫ жизни, труднее именно тем, кому в первом периоде жизни удалось утвердиться в личностной установке и увериться в правиль- ности прежней линии. О собственном переживании кризиса 40 лет Б. Ливехуд писал: ≪Знание опре- деленных процессов не устраняет необходимости при столкновении с ними пере- жить и перестрадать их. В течение нескольких лет я не спал ночами и задавал себе вопрос, в чем смысл моей жизни. При этом у меня была интересная работа детско- го психиатра, и я руководил большим учреждением. <...> Я часто мог убедиться в том, что толчок приходит извне, но что на него не реагируешь, если еще не созрел. Достижение зрелости — это процесс развития, который не минует никто, даже знающий≫2. Знание о кризисе все-таки дает преимущество: человек осо- знает, что не стоит искать кого-то другого на роль ≪испортившего жизнь≫, винить посторонние препятствия; надо переосмыслить прожитое и наметить себе ориентиры, выводящие на ценности более высокого порядка. Сам Ливехуд нашел выход в новой рабо- те, которая задала новый лейтмотив жизни, связанный с оказани- ем духовно-душевной поддержки другим людям в экстремальных для них ситуациях. По Эриксону, в период средней взрослости человек развивает чувство сохранения рода (генеративности), выражающееся главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот этап жизни отличается высокой продуктивностью и созида- тельностью в самых разных областях. Наибольший риск для разви- тия личности представляет сведение жизни к удовлетворению ис- ключительно собственных потребностей, оскудение межличностных отношений, застывание супружеской жизни в состоянии псевдобли- зости. Р. Пекк,развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для последую- щего личностного развития: — развитие у человека уважения к мудрости (в противополож- ность физической храбрости); — смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей); — противостояние аффективному обеднению, связанному с по- терей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоцио- нальной гибкости, стремление к аффективному обогащению в дру- гих формах; — стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения1. Для удачного преодоления кризисных переживаний человек должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмо- циональной отдаче по отношению к подрастающим детям и ста- реющим родителям. Разрешение подкризисов средних лет — пе- ресмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и реалистичности, осознание ограниченности времени жизни, кор- рекция условий жизни, выработка нового образа Я, придание все большего значения супругам, друзьям, детям, восприятие своего положения как вполне приемлемого, что приводит к периоду но- вой стабильности. Нахождение новой цели, значимой и одновременно более реа- листичной, позволяет выстроить новую структуру жизни и новую теплоту отношений. У людей, успешно преодолевших кризис, после 50—60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются го- ризонты. Возможно достижение второй творческой кульминации на основе обобщения жизненного опыта, упорядочения, привнесения его в работу и передачи его молодым людям, наблюдение за про- фессиональным и личностным становлением которых приносит ра- дость. Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам. Тогда в будущем, игнорируя происходящие с ним изменения, человек по- гружается в работу, цепляясь за свою административную позицию, за свое должностное кресло. Человек, ≪застрявший≫ на ценностях достижения в безнадежных попытках укрепить свой авторитет, от- носится к молодым как к угрозе своему положению: ≪Я еще здесь, со мной надо считаться, еще несколько лет дело будет находиться в моих руках≫. Нередко наблюдающееся в зрелые годы нежелание идти даже на оправданный риск приводит к замедлению в накоплении новых воз- можностей человека, в конечном итоге к потере чувства нового, от- ставанию от жизни, снижению профессионализма. Причем в ре- зультате невиданных темпов ускорения развития общества в эпоху информатизации наблюдается тенденция помолодения кризиса, на- ступления характерных для него переживаний в сравнительно более молодом возрасте. В современной действительности все яснее осознается роль об- разования как одной из форм жизнедеятельности человека в любой период жизни. Непрерывное образование — это один из способов успешного разрешения кризиса, путь обретения человеком новых возможностей и социальный механизм сохранения и воспроизведе- ния некоторых характеристик юности. Конечно, необходимо не только пополнять знания, а обретать духовную, умственную гиб- кость, новое профессиональное мировоззрение1. Если же новые ценности, в том числе духовного плана, так и не найдены, то все последующие фазы жизни становятся линией, веду- щей к трагическому концу. Ближе к 60 годам происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни. Таким образом, за границей юношеского возраста развитие ни- когда не идет линейно, просто как накопление и расширение раз вы- работанных мотивационных устремлений и смыслового отношения к миру. Время от времени закономерно возникают достаточно дра- матические переходы к иным мотивационным путям, к иной смы- словой ориентации основных видов деятельности2. Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов: — в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятель- ностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей; — глубокие изменения происходят внутри самих основных дея- тельностей взрослого человека, в их соотношении между собой; — кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни; — развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно, хронологические рамки достаточно условны; — кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно, недемонстративно для окружающих; — выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадле- жит самому человеку. ≪Знание нормальных закономерностей хода жизни человека мо- жет быть началом выхода из проблем такого рода≫, — подчеркивал Б. Ливехуд1. Таким образом, нормальная зрелая личность — это не лич- ность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям, ступеням развития. В отличие от нормативных кризисов, аномальное развитие характеризуют дефектные формы разрешения внутренних про- тиворечий. Так, злоупотребление алкоголем ведет к иллюзорным способам разрешения, отходу от реальной действительности, пере- стройке мотивационных и смысловых устремлений. Для невроти- ческою развития типичны затяжные кризисы, переходящие во внутренние конфликты; нередко появление ложно - компенсатор - ных, ≪паразитарных≫ деятельностей, ведущих к еще большей кон- сервации противоречий и застою, что прерывает поступательное развитие личности. § 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости Известный швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в. называл взрослость ≪психической окаменелостью≫, настаивая на прекращении развития в этом периоде. Комплексное исследование психофизиологической эволюции взрослого человека от 18 до 35 лет, проведенное в 1960 г. под ру- ководством Б.Г. Ананьева, убедительно показало, что понятие воз- растной изменчивости психофизиологических характеристик прило- жимо к человеку на всем диапазоне взрослости2. Позднее исследование возрастной динамики внимания, мышления и памяти было продолжено вплоть до 60 лет. Выявлены следующие особенности механизмов развития пси- хических функций: .— Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза — фронтальный прогресс в развитии функций — наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза — специализация психофизиологических функций — начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства. — Сложная, противоречивая структура развития психофизиоло- гических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня, отдельных функций и познавательных способностей. Выявленная закономерность относится и к нейроди- намическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психи- ческим функциям, таким, как вербальный и невербальный интел- лект, память. — Тетерохронность (неравномерность) развития — несов- падающий темп развития и уровней достижений человека как инди- вида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каж- дой из сторон в отдельности. Динамика познавательных функций.На протяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяется структура их соотношения. Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характер- ны конструктивные, положительные сдвиги — ≪пики≫, или ≪опти- мумы≫, внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаружи- вается большее число оптимумов в развитии мышления и памяти. Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления. Стабилизация наблюдается в микропериод 33—35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы ин- теллектуальной деятельности человека. В период 30—33 года наблю- дается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое сни- жается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей ме- жду функциями. В микропериод 41 — 50 лет отмечается статистически значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с 36—40 годами. Средний максимум творческой активности для многих специ- альностей наблюдается в 35 — 39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафикси- рован до 30—34-летнего возраста; у геологов, медиков — в 35— 39 лет, а для философии, психологии, политики — несколько позже, между 40 и 55 годами. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых1. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, жела- ние не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается на уровне развития образного мышления. Установка на совершен- ствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствуют развитию пре- имущественно вербально-логического мышления, а также образно- го и практического. В микропериод 51—55 лет, еще в большей степени, чем в пре- дыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют актив- ные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том чис- ле и в досуговой деятельности. Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне - специальное или др.); обра- зование как процесс, индивидуальная и организованная познава- тельная активность; вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потреб- ность в умственном напряжении) и др. Помимо сохранения, происходит качественное п р е о б р а з о - вание структуры интеллекта взрослого человека. Домини- рующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта — способность само- му ставить проблемы, достойные иногда усилий многих по- колений. Новое решение старых задач обнаруживается в более ши- роком контексте отношения к себе с позиций общества, судеб человечества, характеризуется способностью к собственным сужде- ниям и умением выбирать линию поведения, т.е. развитой индиви- дуальностью2. Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способ- ность запечатления, кратковременная память, скорость реакции. Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, т.е. спе- циализация функции поддерживает ее общий уровень. Современные исследования, в том числе лонгитюдные, дока- зали, что когнитивное развитие у взрослых не заканчивается, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие именно способности взрослых изменяются и каким образом. Чтобы охарактеризовать когнитивное развитие после юности, одни теоретики используют понятия ≪диалектическое≫ мышление и самостоятельно вы- бранная позиция и ответственность, подразумевая качест- венную перестройку интеллекта. Под диалектической стадией в развитии мышления понимается способность обдумывания про- тивоположных мысл
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (859)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |