Дизартрия. Определение, причины, механизмы нарушения. Виды и формы дизартрия
Дизартрия. Определение, причины, механизмы нарушения. Виды и формы дизартрии.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.
ПРИЧИНЫ Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. (Гутзман выделил 2 формы дизартрии-центральную и переферическую). Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы прегемолитической болезни инфекционные заболевания нервсной системы, черепно-мозговые травмя. наручения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса) а так же наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
МЕХАНИЗМЫ
Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Клинико-физиологические аспекты дизартрии. Определяются локализацией и тяжестью поражения мозга анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон проводящих путей определяет часто сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся: · периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щёк, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки); · ядра этих периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга; · ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно-рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.
Поражение перечисленных структур дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают , обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы в этих мышцах исчезают, наступает арефлексия. Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами: · подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи. · проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи. Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляторных расстройств. · корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.
ВИДЫ ДИЗАРТРИИ
Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития: ü дизартрия-(Дзр) у детей с нормальным психофизическим развитием; ü Дзр у детей с ДЦП(авторы Мастюкова Е.М.1973, 1976; Ипполитова М.В. и Мастюкова 1975; Симонова Н.В 1967 и др.) ü Дзр у детей с олигофренией (Г.Е. Сухорева, 1965; М.С. Певзнер 1966); ü Дзр у детей с гидроцефалией(М.С. Певзнер 1973, М.С. Певзнер и Л.И. Ростягайлова, Е.М. Мастюкова 1983) ü Дзр у детей с ЗПР(М.С. Певзнер, 1972; К.С. Лебединская 1982; В. И. Лубовский 1972 и др.) ü Дзр у детей с ММД . Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих (G. Tardier, 1968) Применительно к детям с ДЦП выделяет 4 степени тяжести речевых нарушений: I степень тяжести – самая лёгкая, нарушения произношения выявляются только специалистами в процессе обследования речи ребёнка. II степень тяжести –нарушения произношения заметны окружающим, но речь относительно понятна. III степень тяжести – речь ребёнка понятна только его близким, окружающие её не понимают. IV степень тяжести – отсутствие речи или речь ребёнка не понятна даже близким людям (анартрия – полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц)
ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ
1. Бульбарная дизартрия –дизартрия, обусловленная переферическим параличом или парезом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, подъязычного, блуждающего нервов или их ядер. 2. Корковая дизартрия –дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции. 3. Подкорковая дизартрия –дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. 4. Мозжечковая дизартрия -дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей. 5. Псевлобульбарная дизартрия –дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемым языкоглоточным, блуждабщим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей. А) Спастическая Б) Паретическая Формы дизартрии у детей с ДЦП 1. Спастико –паретическая 2. Спастико-регидная 3. Спастико-атактическая 4. Спаастико-гиперкинетическая 5. Атактико-гиперкинетическая
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1092)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |