Дифференциация нарушений речи при дислалии, дизартрии, ринолалии
При выборе адекватной методики коррекции и для достижения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи актуальной проблемой является вопрос дифференциации речевых нарушений. Дислалия-нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, их пропусках. Дислалию принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последнее время в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения, которые выражаются в следующем: - возросла ее распространенность; -дислалия все реже встречается в виде самостоятельного речевого расстройства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей; -преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения; -дислалия часто проявляется в сочетании со стертой дизартрией, для которой характерно частичное нарушение иннервации артикуляторного аппарата; -патологические формы нарушения звукопроизношения часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, т.е. до 5 лет; -усложнение симптоматики дислалии приводит в дальнейшем к развитию дисграфии. Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых-наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц ( анартрия). Наиболее часто дизартрия наблюдается при ДЦП. Особенности нарушения звукопроизношения при дизартрии: - нарушения звукопроизношения и голоса сочетаются с нарушением артикуляционной моторики и речевого дыхания; -в отличии от дислалии отмечается нарушение не только согласных, но и гласных звуков; - отмечается «усредненное»(неотчетливое) произношение гласных звуков; - преобладание межзубного и бокового произношение щелевых согласных; - смягчение (палатализация) твердых согласных; - общая смазанность звукопроизношения в спонтанной речи, нарастание общей смазанности речи при увеличении речевой нагрузки; - трудности автоматизации в связанной речи; - нередко рецидивы дефектного звукопроизношения при недостаточном закреплении неправильных речевых навыков. В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на антропофонические ( искажение звуков ) и фонологические (отсутствие звуков, замены, смешения). Фонологические нарушения, как правило, отражаются на письменной речи. На основе системного подхода к анализу речевых нарушений дизартрия бывает как фонетико-фонематическое недоразвитие или как общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией. Ринолалия –нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. По симптоматике и механизмам ринолалия отличается от других нарушений произносительной стороны речи. Дислалия проявляется только в нарушениях звукопроизношения. При ринолалии имеются не только дефекты звукопроизношения, но но и нарушения тембра голоса. При дислалии сохранна иннервация речевого аппарата. При ринолалии в большинстве случаев иннервация речевого аппарата сохранна , нарушается строение или функционирование периферического отдела речевого аппарата. Однако в ряде случаев ринолалия возникает вследствии недостаточности иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличии от дислалии и ринолалии, страдают все компоненты произносительной стороны речи ( звукопроизношение, звуковая структура слов, просодические компоненты речи). Дизартрия во всех ее проявлениях обусловлена нарушением иннервации речевого аппарата. И дизартрия и ринолалия характеризуются слабой выраженностью гуления и лепета, поздним появлением речи. Особенности звукопроизношения при ринолалии: -опускание начального согласного( ак-так), -нейтрализация зубных звуков по способу образования; -замена взрывных звуков фрикативными; -свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот; -отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе; -наложение дополнительного шума на назализованные звуки; -характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных ; -в целом речь при ринолалии мало разборчива; -особенности устной речи отражаются и на формировании других речевых процессов. Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость достаточно глубоко разбираться в особенностях каждого речевого нарушения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2453)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |