Программа преобразований М. М. Сперанского и её судьба
В конце 1808 года Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору. Задача плана — модернизировать и европеизировать государственное управление путем введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя». Сословия: 1. дворянство имеет гражданские и политические права; 2. «среднее состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне. 3. «народ рабочий» имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности): помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги. Разделение властей: § законодательные органы: § Государственная дума § губернские думы § окружные думы § волостные думы § исполнительные органы: § Министерства § губернские § окружные § волостные § судебные органы: § Сенат § губернские (разбираются гражданские и уголовные дела) § окружные (гражданские и уголовные дела). Выборы — четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики — землевладельцы, верхи буржуазии. При императоре создаётся Государственный совет. Однако император сохраняет всю полноту власти: § сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре. § министры назначаются императором. § состав Сената назначается императором. Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать. Однако 1 января 1810 года был учреждён Государственный совет по плану Сперанского. 12 июля 1810 года и 25 июня 1811 года были преобразованы министерства. К началу 1811 года был подготовлен проект преобразования Сената, а в июне он был внесён на рассмотрение в Государственный совет. Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения: 1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления. 2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались от короны, другие выбирались дворянством. Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать. Таким образом из трех отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ. [править]Финансовая реформа По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн ассигнаций. Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее — повышать все налоги (прямые и косвенные). 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года — увеличение всех налогов. [править]Реформа в области образования В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования: 1. бессословность учебных заведений; 2. бесплатность обучения на низших его ступенях; 3. преемственность учебных программ. Уровни системы образования: § университет § гимназия в губернском городе § уездные училища § одноклассное приходское училище. Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет. 1804 год — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа. 1804 год — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году —Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский. В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса. В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (814)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |