Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 111. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА



2016-01-02 1149 Обсуждений (0)
Глава 111. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Нет, пожалуй, ничего более удивительного, чем путь развития психики человека. Становление разумной чело­веческой творческой личности из слабого, крайне беспо­мощного существа часто протекает у нас на глазах. Мы являемся свидетелями, а часто и непосредственными участниками этого сложного процесса. И, наверное, лишь обыденность его лишает нас удовольствия подивиться столь поразительному явлению в должной степени. Раз­витие человека не завершается с окончанием школьной жизни, юности. Современные исследования в области геронтологии доказывают, что и в пожилом и в старческом возрасте происходят своеобразные качественные изменения психики, свои определенные периоды подъема я спада творческой деятельности[34]. И все же нет ничего равного тому, к чему способен и чего достигает человек в самые первые годы жизни — к концу раннего периода детства.

Английский психолог Ф. Гудинаф придумала простой, но выразительный и легковоспроизводимый опыт. Испы­туемым дается такая инструкция: «Постарайтесь возмож­но более ясно представить себе новорожденного младенца, что он умеет, а чего не умеет делать. А теперь поду­майте о взрослом человеке... Рассмотрите подробно, что он способен делать, в особенности из того, что принято счи­тать признаками интеллекта... А теперь вернемся к отправ­ному пункту, к новорожденному... Пройдитесь медленно по возрастной шкале и на каждой ступени спрашивайте себя: на кого больше похож типичный ребенок этого возраста тем, что он способен делать,— на взрослого или на новорожденного? Продолжайте это занятие до тех пор, пока не найдете возраст, в котором, по вашему мнению, сходства и различия так точно уравновешивают друг дру­га, что трудно отдать предпочтение тем или другим». Удивительный результат, который чаще всего можно по­лучить,— 3 года. Первые 3 года, а потом целая жизнь.

В самом деле, трехлетний малыш уже значительно превосходит самых развитых антропоидов, своих ближай­ших предков. Он не только увеличился в весе и росте, но овладел прямой походкой, основными видами движений и совершает их уверенно, достаточно ловко. Он уже способен к самообслуживанию {сам ест, одевается, умывается и т. д.), умеет вступать во взаимоотношение с окружающи­ми его людьми. Он не только усвоил речь, но и проявляет к ней поразительное чутье. Он впервые начинает реши­тельно заявлять о своей личности, демонстрировать, на что способен («Я сам*). Именно в дошкольном возрасте особенно активно развиваются все психические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение. В эти годы появляются довольно сложные и тонкие переживания, рождаются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные), скла­дываются интересы, развиваются способности, заклады­ваются основы характера.

Становление психики не простое сцепление случай­ностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять харак­тер развития психики человека.

В философии известны два принципиально проти­воположных подхода к проблемам развития.

Сторонники одного из них — метафизической концеп­ции — рассматривают развитие как увеличение или умень­шение данного изначально свойства, признают только коли­чественное изменение его, качественное — отвергается; все развитие сводится как бы к движению по кругу, к пов­торению. Так, например, развитие растений, по мнению ме­тафизиков, сводится к увеличению их веса, объема, вели­чины; соответственно психическое развитие ребенка — к увеличению его словарного запаса, объема памяти, внима­ния. Ребенок нередко рассматривался всего лишь как взро­слый в миниатюре.

Марксистская диалектическая концепция утверждает, что развитие есть результат единства и борьбы проти­воположностей. Под развитием сторонники ее понимают не только и не столько количественное увеличение, сколько возникновение новых форм, качеств.

Вопрос о движущих силах развития метафизики и сторонники диалектического материализма решают по-раз­ному. Непонятен, скрыт источник движения в первой кон­цепции; остается искать его где-то вне данного явления (это может быть бог или другая какая-то неизвестная высшая сила). Согласно второму, диалектическому под­ходу движущая сила развития заложена в самом явлении. Развитие идет за счет наличия противоречий, которые - не примиряются, а преодолеваются рождением нового ка­чества. Борьба противоречий и дает внутренний импульс к движению.

Характеризуя сложившиеся в философии взгляды на развитие, В. И. Ленин писал: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) кон­цепции развития (эволюции) суть: развитие как умень­шение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотноше­ние между ними).

При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне—бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника „само" 'дви­жения.

Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна. Только вторая дает ключ к „самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к „скачкам", к „пере­рыву постепенности", к „превращению в противополож­ность", к уничтожению старого и возникновению нового»[35].

Диалектико-материалистический подход к развитию является основополагающим для советской возрастной и педагогической психологии. Только диалектико-материалистическая концепция как единственно верная может дать объяснение смене возрастных этапов, динамике всего психического развития человека.

 



2016-01-02 1149 Обсуждений (0)
Глава 111. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 111. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)