Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия развития учебной деятельности



2016-01-02 1629 Обсуждений (0)
Условия развития учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В дошкольных учреждениях подготовка детей к учеб­ной деятельности осуществляется прежде всего на занятиях. В связи с этим основным условием развития предпосы­лок учебной деятельности является специально организо­ванное содержание обучения и соответствующие этому содержанию методы и формы обучения. Таким образом, объектом усвоения должны быть не только сами знания и умения в готовом виде, но и способы, средства их обна­ружения.

Усвоение детьми способов действий, направленных на познание предметов окружающей действительности, мо­жет проходить по-разному, в зависимости от путей, пред­лагаемых педагогом. В одних случаях познавательные задачи ставятся перед детьми изолированно от практиче­ских, в других — изолированно предлагаются практиче­ские задания, возможно и сочетание практических и позна­вательных задач.

Исследования показывают, что дети дошкольного воз­раста плохо воспринимают задачу на усвоение общего способа действий, если она дается им непосредственно (научиться измерять, считать и т. д.). Для обоснования необходимости усвоения новых способов действий, раскры­тия их смысла требуется, чтобы познавательные задачи сочетались с практическими. Познавательные задачи при этом выделяются и осознаются лучше, если они являются условием достижения понятных для детей практических целей. Когда новые способы действий усвоены, можно сблизить эти задачи так, чтобы способ действия высту­пал в качестве средства достижения заданной прак­тической цели. Именно на этой основе у детей возникает интерес к самому процессу познания неизвестного, интерес к решению задач, не связанных прямо с практическими • целями.

Наиболее эффективным путем усвоения общих спосо­бов действий являются проблемно-практические или про­блемно-игровые ситуации, в которых практическая (игро­вая) задача ставится как воображаемая, перспективная. В условиях проблемно-практической ситуации задачи надо предлагать таким образом, чтобы их решение было невозможно без усвоения соответствующих способов дей­ствий. После этого путем подробного объяснения и показа детям раскрываются все операции способа, который они должны усвоить и применить впоследствии при решении однотипных задач. Дошкольник не в состоянии сразу обнаружить отношения равенства и неравенства. Для это­го ему необходимо овладеть целой системой действий, направленных на выяснение данных отношений.

Например, отношения «равно», «больше», «меньше» раскрываются на основе сравнения, в процессе установле­ния взаимно однозначного соответствия между элемен­тами двух множеств. Если дать подобную задачу в проб­лемно-игровой или проблемно-практической ситуации, де­ти примут ее лучше. Для средней группы эта задача может звучать примерно так: матрешки, которые стоят на столе у воспитателя, остались без жилья, надо каждой матрешке подобрать домик; домиков должно быть столько, сколько и матрешек. Таким образом, смысл действий раскрывается для детей по установлении взаимно одно­значного соответствия между элементами двух множеств.

В период дошкольного детства скрытые существенные связи и отношения реальных объектов могут быть отобра­жены в форме представлений. Способ деятельности по их обнаружению часто приобретает символическую и знако­вую форму, поэтому наглядные модели, схемы, отражаю­щие существенные связи и отношения предметов и исполь­зуемые в качестве средств обобщенного познания дей­ствительности, приобретают особое значение. Именно выполнение детьми особых действий, моделируемых в предметной или знаковой форме, некоторые простые и об­щие отношения реальных предметов, объектов являются одним из важнейших условий полноценного усвоения детьми знаний обобщенного характера.

Моделирование является всеобщим методом опосред­ствованного изучения любых объектов и их свойств. В дошкольном возрасте оно имеет важное значение при усвоении элементарных математических представ­лений. Так, например, деятельность моделирования помо­гает детям понять и усвоить отношения равенства и нера­венства. В практике работы детского сада эти отношения моделируются с помощью различных предметов: кружков, квадратиков, фишек и т. д. Но поскольку модель отноше­ний дается детям обычно без подготовки, то они, как правило, воспринимают ее не как модель, а как совокуп­ность предметов. Необходимо же подвести ребенка к пони­манию того, что именно моделируется и зачем нужна такая деятельность. Важно, чтобы он понимал, что сово­купность зеленых и желтых кружков показывает отноше­ние реальных предметов по величине. В детском саду нужно специально учить детей тому, что через кружки и фишки моделируется равенство или неравенство любых объектов. Причем при обучении построению модели общий способ будет восприниматься легче, если задача по его усвоению связывается с предметной деятельностью, а вся деятельность по моделированию строится в проблемно-игровой или проблемно-практической ситуации.

Например: четыре куклы собрались в лес за ягодами, а корзинок нет. Как узнать, сколько корзинок надо при­нести куклам?

Воспитатель предлагает способ решения задачи: корзинку каждой куклы обозначим красным кружком; к каждой кукле нужно положить по одному красному кружку — вот сколько корзинок надо принести куклам.

Кружков столько, сколько корзинок нужно принести всем куклам. Дети выкладывают кружки перед собой, а для проверки правильности результата воспитатель пред­лагает вместо кукол положить на стол зеленые кружки. Их нужно взять столько же, сколько кукол, и положить под красными кружками.

Постепенно дошкольники начинают понимать, что предметы-заместители моделируют отношения неравен­ства и равенства между двумя группами любых реальных предметов. И только после этого можно переходить к уста­новлению самих отношений равенства и неравенства: од­ной кукле корзинку принесли, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько корзинок осталось принести? Для этого нужно убрать один красный кружок и т. д.

Таким образом, поскольку подготовка к учебной деятельности осуществляется в детском саду прежде всего на занятиях, основным условием ее развития является специально организованное содержание обучения и со­ответствующие этому содержанию формы и методы.

 



2016-01-02 1629 Обсуждений (0)
Условия развития учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия развития учебной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)