Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития, основные направления и задачи дифференциальной психологии как науки



2016-01-02 923 Обсуждений (0)
История развития, основные направления и задачи дифференциальной психологии как науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Дифференциальная психология.

Дифференциальная психология – научная дисциплина, предметом изучения которой являются индивидуально-психологические различия психологических характеристик человека. Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) интегрирует знания таких наук, как дифференциальная психофизиология, гендерная психология, психогенетика, возрастная психология, психология личности, психодиагностика и др, и имеет междисциплинарный характер.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

История развития, основные направления и задачи дифференциальной психологии как науки

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание этолог К.Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта .

Дифференциальная психология имеет и предысторию становления, в ходе которой некоторые направления донаучной, эмпирической мысли даже успели приобрести свои названия. Хиромантия, физиогномика, астрология - все эти древнейшие пранауки включали в себя непосредственное наблюдение индивидуально-типологических различий в качестве прямого основания для своих выводов. Накопленные в донаучный период человекознания данные послужили основой для появления специальной формы несистематизированных знаний о душевной жизни - житейской или наивной "психологии". Выходит в свет труд Фрэнсиса Гальтона (Galton, 1869/1978)"Наследственный гений", в котором автор интерпретировал результаты проведенного им статистического анализа биографических фактов выдающихся людей, находясь под несомненным влиянием разработанной его кузеном Чарлзом Дарвином (Darwin, 1859) эволюционной теории, а также обосновывал наследственную детерминацию (от лат. determinare - определять) человеческих способностей. Ф.Гальтон организует в 1884 году первую антропометрическую лабораторию в рамках Международной Выставки в Лондоне и проводит первое массовое обследование (в течение года 9337 испытуемых!) людей, изучая различия в конституциональных (рост, вес, пропорции тела), сенсомоторных (время реакции на визуальные и слуховые стимулы, сила сжатия), сенсорных (острота зрения и слуха) параметрах.

Среди предшественников дифференциальной; психологии особо выделялись Характерология, Этология (понимаемая как исследование морального или этического поведения). Индивидуальная Психология (разрабатываемая Бине, Крэппелином и др.), и специальная (или Типологическая) психология Г.Хейманса и И.Вирсмы (Heymans, Wiersma, 1912). Ни одно из этих направлений не претендовало на роль интегратора знаний об индивидуальности, хотя идея, что называется, витала в воздухе. В своей основополагающей статье французские психологи А.Бине и В.Анри (Binet Henry, 1895), представляя индивидуальную психологию, писали: "Мы открываем теперь новую тему, сложную и еще недостаточно изученную. Создаваемая Банзеном (Bahnsen, 1867)характерология, опирающаяся на антропологические исследования И.Канта, имела более конкретную направленность. Она должна была изучать различия в темпераменте (который понимался как проявление формальных признаков чувств и воли), в способностях и этике (характере как таковом). активности мозга, компонентов сенсомоторных и когнитивных стратегий. Так, характерология стремилась свести различия между людьми к простым типам, т.е. занималась составлением классификаций по разным основаниям, как анатомо-физиологическим, так и психологическим, подобно, например, способности человека принимать страдания. Представителями характерологии были И.Кант, И.Банзен. Другое направление, психогностика, выявляло и устанавливало отношения между определенными движениями, анатомическими характеристиками и свойствами характера человека. В фокус внимания при этом попадали, естественно, разные природные свойства человека. Так, в рамках физиогномики, основанной Ж.Лаватером, черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. Сторонники френологии (краниоскопии), развиваемой Ф.А.Галлем, стремились определять особенности человека по форме строения черепа. А приверженцы графологии, науки о почерке, которой больше других занимался аббат И.Мишон, диагностировали признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека, отраженным в его почерке. Все эти области донаучного познания, в свое время признанные ненадежными и отвергнутые позитивистской наукой, в настоящее время, уже на новых основаниях, вновь возвращаются в психологию индивидуальных различий. Задача будущих исследований – валидизировать эти приемы эмпирических обобщений и связать их с современными научными результатами.

Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В.Штерн в своей работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году. В течение некоторого времени в качестве синонимов использовались понятия: характерология (И.Банзен, Е.Люка), которая сегодня относится к области знания о характере; этология (Дж.Ст.Милль), в настоящее время изучающая науку о поведении; индивидуальная психология (А.Бине, Э.Крепелин), сегодня обозначающая адлерианское направление психоанализа; специальная психология (Г.Хейманс), обозначающая также медицинскую психологию. В.Штерну удалось собрать эти и другие современные ему представления о различиях между людьми в целостную концепцию, которую он первоначально обозначил как «психология индивидуальных различий» (Stem, 1900), а затем, добавив тематику групповых различий и типологического подхода, разрабатываемого характерологией, как "дифференциальная психология" (Stem, 1911, 1921). В соответствии с двумя главными целями - человекознанием (или психогностикой) и человекометрикой (или психотехникой) - ядром будущей науки должны были стать исследования интеллекта и способностей, характера и темперамента, типов памяти, внимания, мышления и т.д., а также сравнительный анализ психологии гениев и неудачников, душевнобольных и сверходаренных, изучение расовых признаков, исследованию общих и специальных свойств нервной системы (Nebylityn, Gray, 1972; Теплов, 1986), психогенетических аспектов индивидуальных различий (Равич-Щербо, 1990), структуры темперамента или психобиологической основы индивидуальности (Русалов, 1979), характера (Лазурский, 1995), способностей (Голубева, 1994), природы стиля человека (Либин, 1998а) и интеллекта (Saklofske, Zeidner, 1995).

Первой является книга основателя дифференциально-психологического направления как самостоятельной научной дисциплины Уильяма Штерна (1998) (Stern, 1911/1994), вышедшая в 1900 году и переизданная позже уже с другим подзаголовком - "Дифференциальная Психология и ее методические основы". Дальнейшее развитие эта концепция в существенно переработанном виде- получает в трудах американского психолога Анны Анастази (Anastasi, 1958), выпустившей обобщающую исследования первой половины двадцатого века фундаментальную монографию под названием "Дифференциальная психология". В следующие десятилетия появляется еще несколько авторских монографий, развивающих целостныйподход через призму конкретно-исследовательских установок. Это труды Б.М.Теплова (1986) и В.Д.Небылицына (1996), создателей нового направления - дифференциальной психофизиологии как важнейшей части дифференциальной психологии, а также работы английского психолога Ганса Айзенка (Eysenck, 1947, 1997), концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина (1986), теория многофакторной структуры личности и индивидуальных различий Дж.Р.Ройса и А.Д.Пауэлла (Royce, Powell,1983), оригинальная концепция эпистемологической интерпретации проблем индивидуальных различий американского профессора Джеймса Ламиеля (Lamiell, 1987), В своей книге «Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций» А.В.Либин раскрывает своеобразие трех мировых линий исследований. Это европейской, идущей от Альфреда Бине (Binet, 1895) и Уильяма Штерна; американской, связанной с именами Джеймса Маккинли, Кэттелла (Carrel, 1890) и Анны Анастази; весьма своеобразной, российской традиции И.П.Павлова (1951), положения психофизиологической школы Б.М.Теплова-В.Д.Небылицына и т.д. Линию исследований И.П.Павлова (19516, 1952)в области типологических свойств нервной системы продолжили Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын со своими последователями в России, Дж.Грей (1983), Г.Айзенк (1960), Я.Стреляу (1983) и другие за рубежом. Возникшее на ниве отечественной психологии новое направление - дифференциальная психофизиология (к сожалению, практически не отраженное в работах западных исследователей) отчетливо показало продуктивность представлений о свойствах нервной системы как биологической основе индивидуально-психологических различий, в частности, темперамента, стиля, способностей и интеллекта. Психогенетический анализ источников различий между людьми получил наиболее широкое распространение в последние три десятилетия (Buss, Plomin,1975; Равич-Щербо, 1988).

Таким образом, первыми крупными представителями нового научного направления были А.Бине, Дж.Кеттелл, Ф.Гальтон, В.Штерн, в России – А.Ф.Лазурский. Основным методом исследования вначале были индивидуальные и групповые тесты, тесты различий умственных способностей, а позже – проективные методики для измерения установок и эмоциональных реакций .

Первой предпосылкой оформления дифференциальной психологии в полноценную науку явилось внедрение в психологию экспериментального метода. Это открытие В. Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории в 1979 году. Второй предпосылкой явилось использование методов статистического анализа (дисперсионного, корреляционного, факторного). Третья предпосылка оформления дифференциальной психологии в подлинно научное знание - это использование, данных психогенетики – пограничной с генетикой области психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод в его вариантах, использованный впервые еще Гальтоном, который позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать в зависимости от источника дисперсию изучаемых качеств на аддитивную (передаваемую из поколения в поколение), неаддитивную (присутствующую у сиблингов, имеющую значение только для родственников одного поколения) и дисперсию, связанную с разницей в окружении. В последнее время, однако, используют также и генетический анализ.

В современной психологии выделяются три основные взаимопересекающиеся - и вместе с тем имеющие самостоятельный научный статус - области: общая психология, дифференциальная психология (или, иначе, психология индивидуальных, типологических и групповых различий) и социальная психология. Психология индивидуальных различий всегда испытывала влияние практики – педагогики, медицины, психологии труда.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы .

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся.

Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.)

 



2016-01-02 923 Обсуждений (0)
История развития, основные направления и задачи дифференциальной психологии как науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития, основные направления и задачи дифференциальной психологии как науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (923)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)