1308—1311 гг.
Италия, г. Сиена
Маэста – «Похвала Богородицы».
В договоре на создание «Маэсты» Дуччо клянется на Евангелии, что будет выполнять работу добросовестно и честно. Этот пункт был необходим заказчику, так как Дуччо обладал неукротимым нравом.
Алтарь
(алтарная картина)
Дерево, темпера
См. иератическое и чувственное начало в живописи Сиенской школы
Благовещение
Симоне Мартини
(1284—1344 гг.)
1333 г.
Италия, г. Сиена
См. также: гуманист Франческо Петрарка (1304—1374 гг.), сонеты «К Лауре», портрет Лауры работы Симоне Мартини (не сохранился).
«Кто это? — шёпотом друг друга вопрошали: / Давно уж из страны порока и печали / Не восходило к нам в сияньи чистоты / Столь строго-девственной и светлой красоты» Ф. Петрарка
Алтарь
Дерево, темпера
См. готический орнамент-масверк
Плоды доброго правления
Амброджио Лоренцетти
(1295—1348 гг.)
1337—1339 гг.
Италия, г. Сиена,
Палаццо Публико,
Зал Девяти
Амброджио Лоренцетти умер в 1348 г. во время эпидемии чумы, уничтожившей не менее трети населения Европы.
См. также: идея studia humanitatis
Фреска
Фрагмент фрески — «Аллегория Безопасности»: «…и она держит на высоте любую власть»
КВАТРОЧЕНТО. XV в. РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Филиппо Брунеллески.
Название
Автор
Дата, место
Вид, жанр
Изображение
Жертвоприношение Авраама
(Принесение в жертву Исаака)
1400—1401 г.
Италия, г. Флоренция
В конкурсе на создание врат Флорентийского Баптистерия (крещальни) победил Лоренцо Гиберти(1378—1445 гг.)
Копия «Райских врат» Гиберти установлена в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.
Барельеф, бронза
Форма барельефа – квадрифолий
(готический четырехлистник)
Авраам по призыву Господа готовится принести в жертву своего сына Исаака. Ангел отводит его руку (Быт. 22:1-19)
Санта Мария Дель Фьоре
(Флорентийский собор)
Брунеллески
(1377—1446 гг.)
(проект купола)
1420—1436 гг.
Италия, г. Флоренция
Джотто, по легенде, был архитектором кампанеллы
(звонницы) собора.
В 1439 году во Флоренции была принята Флорентийская уния, объединившая Православие и Католичество, подписанная, в т.ч., русским митрополитом Исидором, но отвергнутая Великим князем Василием II Темным (1415—1462 гг.)
Купол
Первый купол данного типа (вытянутый полусфероид) в европейской архитектуре
(Ср.: поверхность вращения стрельчатой арки)
Диаметр купола ̴42 м
-
Брунеллески
(1377—1446 гг.)
Разработка для фрески Мазаччо в церкви Санта Мария Новелла
1420-е гг.
Италия
Изложение математических основ перспективы принадлежит великому гуманисту Возрождения Леону Батисту Альберти (1404—1472 гг.), автору «10 книг об архитектуре».