Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические представления о ПВК студентов различных специальностей



2018-07-06 655 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические представления о ПВК студентов различных специальностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Бакалаврская работа

Направление37.03.01 пСИХОЛОГИЯ

 

«Анализ профессионально важных качеств у студентов специальностей «Дизайн», «Архитектура» и «Журналистика»»

Студент группы 820541_____________ _____________________

(подпись, дата) (Инициалы, фамилия)

Руководитель работы _____________ _____________________

(подпись, дата) (Инициалы, фамилия)

Заведующий кафедрой _____________ _____________________

(подпись, дата) (Инициалы, фамилия)

 

 

Тула, 2018 г.

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Теоретические представления о ПВК студентов различных специальностей 6

1.1. Психологические особенности студенческого возраста. 6

1.2. Психологические особенности профессиональной творческой деятельности 13

1.3. Теоретический анализ профессионально важных качеств (ПВК) студентов творческих специальностей. 21

Выводы по 1-й главе. 41

Глава 2. Эмпирическое исследование ПВК у студентов разных профилей обучения (Дизайн, Архитектура, Журналистика). 44

2.1. План исследования. 44

2.2. Характеристика выборки. 50

2.3. Анализ данных эмпирического исследования. 62

Выводы по 2-й главе. 89

Заключение. 91

Список литературы.. 95

Приложения. 101

Приложение 1. Полные результаты сравнительного анализа. 101

Приложение 2. Характеристика методик исследования. 105

Приложение 3. Бланк тестовых методик для студентов специальности «Дизайн» 113

Приложение 4. Бланк тестовых методик для студентов специальности «Архитектура» 131

Приложение 5. Бланк тестовых методик для студентов специальности «Журналистика» 150

Введение

Актуальность исследования.В современном мире число профессий, в которых требуется умение широко и творчески мыслить, находить новые подходы в решении привычных задач, разрабатывать инновационные методы и технологии при осуществлении профессиональной деятельности стремительно растет. Безусловно, для того, чтобы получить специалиста, который бы сумел справляться со сложными задачами, требующими нестандартного мышления, необходимо развить в нем качества творческой личности и профессионала.

В процессе обучения в высшем учебном заведении студент постепенно развивает в себе качества, необходимые для дальнейшей успешной профессиональной адаптации и осуществления нужных функций. Тем не менее, для специалистов целого ряда профессий период адаптации занимает несколько лет после завершения обучения, что может объясняться как ригидностью личностных трансформаций или нехваткой знаний, так и недостаточным развитием нужных качеств (профессионально важных качеств, далее – ПВК) у выпускника.

В особенности это касается профессий, которые в обыденном языке обозначаются как «творческие», поскольку в них эвристический компонент при осуществлении профессиональных функций довольно значителен и в большинстве случаев обязателен. Это обуславливает необходимость в подготовке специалистов такого профиля не с точки зрения конкретных или даже фундаментальных знаний, но с позиции развития у них нужных ПВК, особенно тех, которые бы способствовали их творческому саморазвитию в процессе профессионального становления.

Поэтому особую значимость приобретает оценка развития ключевых ПВК у студентов профилей обучения, которые в значительной степени связаны с творческой деятельностью, в частности: «Дизайн», «Архитектура» и «Журналистика». Для того чтобы оценить различия между различными специальностями в степени развития ПВК нами были отобраны два направления обучения – «Дизайн» и «Архитектура» – чьи ПВК во многом совпадают. Также, для того, чтобы исследование носило более широкий характер и отражало ситуацию из разных областей творческой профессиональной деятельности, нами была выбрана специальность «Журналистика».

Исследование в области развития ПВК у студентов, как будущих субъектов профессиональной деятельности позволит с определенной долей точности прогнозировать дальнейшее профессиональное развитие, оценивать степень развития необходимых качеств до начала профессиональной деятельности, выделять ПВК, необходимые для успешного завершения профессионального обучения, выделять сильные и слабые стороны в личности субъекта учебно-профессиональной деятельности.

Проблема исследования и степень ее научной разработанности. Каковы особенности развития ключевых ПВК у студентов специальностей со значительным творческим компонентом в профессиональной деятельности? Проблема исследования неоднократно поднималась в научной литературе, однако исследования носили либо теоретический, либо частный характер – изучались отдельные ПВК.

Проблемой ПВК у студентов и практикующих специалистов в разное время занимались такие авторы, как: Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г., Беспалов Б.И., Гаврилов В.Е., Долгих Г.И., Кауров А.С., Королева Т.П., Романова Е.С., Толочек В.А., Филатова О.В. Выявлены особенности развития субъекта труда в период студенчества, выделены личностные характеристики, а также разработаны методические рекомендации для оценки ПВК у практикующих специалистов. С другой стороны, слабо освещена проблема комплексной диагностики ПВК у субъектов учебно-профессиональной деятельности.

ПВК и их диагностикой у студентов специальностей, чья профессиональная деятельность включает значительный творческий компонент (дизайнеров, архитекторов, журналистов), занимались такие исследователи, как: Абдуллаева М.М., Анфимова Е.Б., Власова И.М., Чумаченко Г.В., Даськова Ю.В., Закирзянова Л.А., Залевский В.Г., Зябкина Л.В., Каткова Н.Б., Костюченкова О.Ю., Лебедева Ю.Л., Мельникова О.В., Наумова В.И., Олешко В. Ф., Поставнев В.М., Романова Е.С., Свитич Л. Г., Тарасова О.П., Ткачев В.Н., Тухбатуллина Л.М., Щербакова М.В., Ященко Е.Ф. Были выделены основные ПВК для ряда специальностей, а также подходы к их диагностике, проведены исследования на оценку степени развития различных ПВК у студентов и практикующих специалистов. Однако, при детальном теоретическом рассмотрении проблемы, эмпирические исследования далеко не полны и, как правило, направлены на оценку частных характеристик, отдельных ПВК и их компонентов, не затрагивая вопрос о комплексной оценке ПВК студентов.

Объект исследования – профессионально важные качества (ПВК).

Предмет исследования – профессионально важные качества у студентов разных профилей обучения («Дизайн», «Архитектура», «Журналистика»).

Цель исследования:осуществить психологический анализ особенностей развития ПВК у студентов различных специальностей (дизайнеров, архитекторов, журналистов).

Задачи исследования:

1. Выделить основные психологические особенности студенческого возраста.

2. Осуществить теоретический анализ психологии творческой профессиональной деятельности.

3. Выделить структуру ключевых ПВК для дизайнеров, архитекторов и журналистов.

4. Составить программу эмпирического исследования для оценки ПВК студентов специальностей «Дизайн», «Архитектура» и «Журналистика».

5. Оценить степень развития ПВК относительно средних показателей и сравнить степень развития схожих ПВК у студентов разных профилей обучения.

Глава 1. Теоретические представления о ПВК студентов различных специальностей

 



2018-07-06 655 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические представления о ПВК студентов различных специальностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические представления о ПВК студентов различных специальностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)