Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности профессиональной творческой деятельности



2018-07-06 627 Обсуждений (0)
Психологические особенности профессиональной творческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «творчество» имеет в психологии различные трактовки, которые охватывают множество различных аспектов этого сложного явления. Среди ключевых и неотъемлемых характеристик творчества выделяется создание объективно или субъективно нового продукта [10; 32; 44]. Творческий процесс предполагает создание нового объекта действительности посредством преобразовательной деятельности, имеющей личностный смысл и включающей творца и воспринимающего субъекта творчества.

Творчество определяется как «продуктивная мыслительная деятельность, приносящая нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат» [32, c. 11].

Творческая деятельность же обозначается как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее».[10, c. 16].

Далее следует оговориться, что в данной работе мы используем понятия «творческая деятельность» и «творческий процесс» как синонимы, так же, как и понятия «профессиональное творчество» и «профессиональная творческая деятельность».

Ю.Л. Лебедева [36] посредством теоретического анализа выделила комплекс характеристик, необходимых в творческой деятельности, как в рамках профессионального обучения, так и после него. Между представленными моделями творческой деятельности можно обнаружить множество пересечений, как системных, так и частных.

Так, например, в ряде концепций помимо когнитивных характеристик, в ряду которых центральное место занимает креативность, выделены мотивационные компоненты – направленность на творческую задачу, стремление к созданию нового, высокая мотивация достижения, желание выделиться, продемонстрировать творческие способности, а также выразить себя через предмет творчества.

Непосредственно когнитивные компоненты, определяющие успешность творческой деятельности, включают в себя как сенсорные и перцептивные характеристики (особую, избирательную чувствительность, тренированность анализаторов, способность выделять главное), так и мыслительные компоненты (способность к анализу существующей информации, ее творческому преобразованию, способностью к синтезу разнородных идей, выходу за пределы стандартных умений, в сочетании с широкой образованностью, благодаря которой появляется возможность конструировать идеи из имеющихся компонентов). Также среди когнитивных характеристик значение приобретают свойства памяти и внимания и коэффициент интеллекта, который определяет условный «потолок» возможностей творческой личности.

Третьей системой творческой деятельности, по мнению Ю.Л. Лебедевой, является организационно-рефлексивная. Она отражает умение субъекта творчества анализировать собственный творческий процесс на всех его этапах, умение определять ценность тех или иных элементов творчества, организовывать себя и свою работу в соответствии с замыслом, умение гибко подходить к решению задачи, способность к перестройке деятельности, а также готовность к отказу от уже принятого решения даже после завершения создания продукта. Это также и умение рефлексировать видение предмета творчества с точки зрения воспринимающего, которое позволяет донести смысл созданного до зрителя/слушателя.

Так как личность творца для всего процесса творчества является определяющей, необходимо рассмотреть систему ее представлений, ценностей, отношений, которые обуславливают создание нового продукта и в целом творческую направленность. В связи с этим, есть необходимость подробнее остановиться на мотивационной составляющей профессионального творчества.

Различные концепции определяют ведущие мотивы творческой деятельности по-своему. Психоанализ связывает творчество с сублимацией накопившейся энергии Эго. Творческий процесс порождается защитным механизмом [25]. А. Маслоу и К. Роджерс видят в творчестве стремление личности к самоактуализации посредством раскрытия глубин собственного «Я» [31]. У В.В. Замая ведущим мотивом творчества является самовыражение – проявление себя, своих мыслей и чувств, своего видения мира [17]. Для Д.Б. Богоявленской ведущей характеристикой творческой направленности является интеллектуальная активность, являющаяся синтезом мотивационной сферы и умственных способностей [8]. В исследовании Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской[44] в качестве фактора, стимулирующего творчество, выделяется повышение образования.

Для развития творчества определенной мотивационной доминанты недостаточно. Также в силу вступает умение планировать собственную деятельность, направлять творческую активность в созидательное русло, умение синтезировать разрозненные идеи, которые возникают только при наличии широкой эрудиции [42, 43]. Таким образом, мотивационные аспекты творчества находятся в неразрывной связи с когнитивными характеристиками и устойчивыми свойствами личности.

Как отмечает А.Ф. Лазурский, на творческий потенциал личности оказывает ведущее влияние уровень психической энергии – именно с высоким уровнем связывается стремление и возможность к активной деятельности по преобразованию окружающей среды[31]. В исследованиях Х.Ю. Айзенка, а позднее и В.Н. Дружинина обнаружено значительное влияние на творческую активность уровня психотизма[8].

Согласно данным М. Волаха и Н. Когана, позднее подтвержденным Д.Б. Богоявленской [8], есть несколько видов мотивации, препятствующих творческой самореализации. Среди них наибольший вес имеет мотив достижения успеха, который противоречит мотивации на саму деятельность. Субъект стремится к получению результата, игнорируя сам процесс деятельности. Личность с творческой направленностью наоборот, нацелена на саму деятельность, что обусловливает ее включенность в созидание и порождение необычных ответов и способов решения. Деятельность при стремлении к успеху минималистична, прагматична и шаблонна.

Другим фактором, мешающим творческому самовыражению, выступает престижная мотивация, поскольку она приводит к социальной желательности ответов и стремлению к повышению собственного статуса, подключению социальных мотивов, которые отодвигают на второй план собственно творческий процесс.

И.Д. Левина отмечает [35], что развитие профессиональной культуры представителей творческих профессий (музыкантов, художников, архитекторов, дизайнеров, журналистов и т.д.) непосредственно связано с развитием ряда качеств, среди которых эстетическое чутье, развитая художественная культура, креативное мышление, высокий уровень нравственности, развитая эмпатия.

В контексте данного вопроса она говорит о необходимости развития общекультурных компетенций у представителей творческих специальностей, поскольку осуществление творческой деятельности, особенно в рамках выполнения профессиональной задачи, требует от субъекта труда не только наличия соответствующих знаний, умений и навыков, но и развитой художественной культуры, которая зиждется на общей и художественной эрудиции, которая становится основой для формирования эстетического чувства и нравственного сознания личности, способной к созданию нового продукта творчества.

Нравственность, а также эмпатия в творчестве, по мысли И.Д. Левиной, являются необходимыми элементами, поскольку создание нового продукта в дизайне, скульптуре, архитектуре немыслимо как без полной включенности автора в процесс создания и передачи творению заложенных внутри него смыслов, так и умения передать эти смыслы. Смыслы должны носить общечеловеческий характер, нести в себе нравственный посыл, дабы выполнять социальную функцию, без которой творчество перестает быть творчеством. На нравственность как одно из качеств творческой личности указывает также Ю.Л. Лебедева [36].

Г.Л. Леденева[37] выделяет когнитивные и психофизиологические корреляты эффективного творческого процесса. Она отмечает ряд психофизиологических характеристик, которые отличают мыслительный процесс гения, чья направленность на творческое решение задачи велико, от стандартного мыслительного процесса, в котором творчество не имеет какого-либо значения.

Среди основных отличительных особенностей выделяется билатеральная структура активности мозга, которая позволяет функциям правого и левого полушарий работать в тесной взаимосвязи. Модель творческого процесса, описываемая Г.Л. Леденевой, указывает на маятниковое перемещение мыслительного поиска при решении творческой задачи от абстрактного к конкретному, которая предполагает высокую амплитуду, позволяющую выходить за пределы имеющихся знаний и представлений. Тесное взаимодействие полушарий позволяет осуществлять этот поиск с большей скоростью и эффективностью, что выделяется в качестве второго компонента физиологической активности мозга. Наконец, третий компонент включает в себя способность к углублению своих знаний и представлений в процессе поиска, ориентация на новое решение, что и определяет высокую амплитуду перемещения по различным функциональным зонам мозга.

Исходя из этих данных, можно говорить о творчестве как об интегративной деятельности мозга, включающей множество компонентов и предполагающей, помимо физиологических характеристик, также и личностные, в особенности мотивационные компоненты для успешного своего осуществления.

Как интегративная способность, связанная с поиском и созданием нового, креативность непосредственно связана с творчеством. Креативность является тем понятием, которое объединяет в себе характеристики, определяющие успешность творческой деятельности. Потому оно оказывается важным качеством в профессиональной деятельности дизайнера, архитектора или журналиста.

В период профессионального обучения важным является развитие креативности у студентов, чему могут способствовать определенные факторы образовательной среды. О.В. Опарина [44] в качестве таковых определяет благоприятность и доброжелательность окружения, создание возможности для свободного выражения идей, богатство образовательной среды с точки зрения наличия в ней стимулов для творчества, а также примеров творчества более опытных коллег. Наибольшим стимулом для развития креативности всегда выступает творческий коллектив с творческим преподавателем или руководителем, который обеспечивает положительное подкрепление самовыражению студента.

В связи с личностной значимостью творческой профессиональной деятельности, для будущего профессионала в период обучения в вузе важным оказывается особая организация образовательного процесса. Авторы отмечают [41], что для студентов-архитекторов, как и для студентов любых других творческих профессий, важны некоторые особенности высшего образования, которые позволяют стимулировать их творческий потенциал.

В частности, тому способствует модульный подход к обучению, с возможностью самостоятельного выбора образовательной траектории, большей свободой в обучении и большей личной включенности. Большему вкладу личностных смыслов в обучение способствует и ориентация студентов на проектную деятельность, которая сразу включает студента в профессиональную среду, стимулирует оттачивание знаний и умений.

Другим важным фактором выступает сильная индивидуализированность обучения, сокращение учебных групп, более равнозначное соотношение преподаватель/студент. Это позволит в большей степени сосредоточиться на личности каждого студента и обнаружить у него индивидуально специфические задатки, позволяющие ему достигнуть профессионалньой зрелости.

Присутствие, а также соотношение тех или иных значимых компонентов профессиональной успешности не может быть унифицировано, если речь заходит о профессиональном обучении архитектора, дизайнера, журналиста, музыканта [1; 8; 31; 32]. Именно поэтому такую роль приобретает индивидуальный и гибкий подход к обучению студентов творческих профессий.

Помимо периода получения высшего образования, для креативной личности важен весь период его развития. Хотя, как показала О.В. Опарина [44], стимуляция и повышение уровня креативности возможны в любом возрасте, его подкрепление посредством создания творческой среды важно на всем протяжении развития, особенно в период детства, когда попадание ребенка в творческий кружок создает у него определенные предпосылки для формирования необходимых качеств для дальнейшей творческой профессиональной деятельности. Прохождение этапов творческого развития в более раннем возрасте будет способствовать более быстрой адаптации студента в рамках высшего образования, либо же, если система образования не создает нужных условий, стимулировать творческую активность самостоятельно, за счет мотивационной доминанты.

Таким же важным оказывается и последующее творческое развитие, которое при наличии соответствующей мотивации, не угасает вплоть до глубокой старости, что приводит не только к сохранению и повышению творческой продуктивности в пожилом возрасте [48].

Проведенное В.М. Поставневым исследование феноменологии известных пожилых людей творческих профессий (режиссеров, писателей, актеров, ученых) выявило у них ряд общих характеристик. Среди них и позитивная оценка себя и своей жизни, полное ее принятие; сохранение продуктивности, как в интеллектуальном, так и в творческом плане; позитивная временная перспектива, наличие ближайших и долгосрочных планов, связанных, как правило, с реализацией многочисленных творческих замыслов; сохранение широких интересов, связанных не только с творчеством, но и с макросоциальным окружением; сосредоточенность мотивов деятельности на собственной профессии и творчестве, причем и то и другое в сознании не разделяется.

Таким образом, творческая личность сохраняет активность на протяжении всей жизни, имея в качестве подспорья личностную заинтересованность, сохранение смысложизненных (творческих) ориентаций и общую активность, сохраняющую интеллектуальный потенциал даже в период инволюции всех систем организма. Стоит учесть, что поддержание творческой активности возможно только при наличии всех перечисленных компонентов и при особом, творческом складе личности.

Таким образом, творческая профессиональная деятельность предполагает непрерывное и продолжительное профессионально образование на до- и послевузовском этапе профессионального развития, постоянное самосовершенствование, глубокую личностную включенность в профессию, гибкость образовательной и профессиональной траектории, особый личностный и психофизиологический склад субъекта творческой профессиональной деятельности.

Творческая профессиональная деятельность может быть успешна только при наличии особой мотивации на творческую деятельность, слабой мотивации достижений и при определенных смысложизненных ориентациях, среди которых ключевое место занимает творчество. Также творчество в профессии невозможно без сохранения мотивации даже после достижения профессионального мастерства, а иногда – вопреки ему. Наконец, самореализация в творческой профессии немыслима без значительного интеллектуального потенциала и высокой креативности.



2018-07-06 627 Обсуждений (0)
Психологические особенности профессиональной творческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности профессиональной творческой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (627)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)