Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Право оперативного управления



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Глава 2. Право оперативного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1 Понятие и содержание права оперативного управления

 

Согласно ст. 202 ГК РК право оперативного управления является вещным правом учреждения, государственного учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия, получивших имущество or собственника и осуществляющих в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с цепями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом[5].

В соответствии с статьей 202 ГК РК имуществом на праве оперативного управления могут обладать государственное казенное предприятие, государственное учреждение и негосударственное учреждение.

Государственные казенное предприятие и учреждение могут быть образованы только государством в лице уполномоченных им на это органов. Негосударственное учреждение учреждается по решению частного собственника - юридического лица или гражданина.

Казенные предприятия, в зависимости от того, кем они образованы, могут быть республиканскими казенными предприятиями или коммунальными казенными предприятиями. Соответственно права собственника в отношении их осуществляют разные государственные органы.

Право оперативного управления является вещным правом учреждения и казенного предприятия.

Право оперативного управления отличается от права хозяйственного ведения по следующим основным особенностям:

1) казенное предприятие и учреждение постоянно финансируются собственником. Предприятие на праве хозяйственного ведения существует за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности;

2) казенное предприятие и учреждение распоряжаются своими средствами по смете. Предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно определяет направления использования своей прибыли;

3) казенное предприятие и учреждение обязаны руководствоваться заданиями собственника. Задания собственника предприятия на праве хозяйственного ведения, по общему правилу, не являются для него обязательными, если иное не вытекает из законодательства или его уставной правоспособности.

Казенное предприятие, в отличие от учреждения, является коммерческой организацией. Значит, казенное предприятие преследует (или может преследовать) в качестве основной цели своей деятельности извлечение доходов, а учреждение - нет. В то же время и казенное предприятие нередко не полагается на самообеспечение и постоянно финансируется собственником в соответствии с утверждаемой им сметой. Для казенных предприятий смета может быть заменена иной формой контроля за расходованием денег собственника. Учреждение, как правило, финансируется собственником (ст.105 ГК РК).

Казенное предприятие и учреждение обладают специальной правоспособностью. Пределы правоспособности определены в соответствии с ГК, иными законодательными актами и волей собственника в уставе казенного предприятия (учреждения). Правомочия владения, пользования и распоряжения могут быть осуществлены казенным предприятием (учреждением) по своему усмотрению только в пределах уставной правоспособности. Из этого следует, что собственник может вмешиваться в уставную деятельность казенного предприятия (учреждения), если иное не предусмотрено законодательными актами и учредительными документами.

Собственник может определять для казенного предприятия и учреждения правовой режим использования имущества и выдавать обязательные к исполнению задания.

Казенное предприятие и учреждение могут иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо им для обеспечения их уставной деятельности.

Пределы осуществления права оперативного управления, а также правовой статус казенных предприятий определены Указом о государственном предприятии (ст. ст.31-45).

Передача в аренду имущества республиканского казенного предприятия регламентируется Правилами передачи в имущественный наем имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении республиканских государственных предприятий, в том числе объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, утвержденными постановлением Правительства от 7 марта 2001 г. № 336 (в дальнейшем - Правила). Предоставление такого имущества в имущественный наем производится на тендерной основе, за исключением случаев предоставления в имущественный наем стратегически важных объектов республиканских государственных предприятий, осуществляемого на основании отдельных решений Правительства Республики Казахстан. Плата за пользование нанятым имуществом производится деньгами (п.3 Правил).

С 1 января 1999 г. все гражданско-правовые сделки, заключаемые государственными учреждениями за счет бюджетных денег, проходят регистрацию в территориальных органах казначейства (постановление Правительства от 25 декабря 1998 г. № 1336). Для государственных учреждений действуют Правила регистрации гражданско-правовых сделок, заключаемых государственными учреждениями за счет бюджетных денег (постановление Правительства от 5 июня 1999 г. № 703).

При регистрации производится проверка соответствия суммы заключаемой сделки сметным (бюджетным) назначениям либо выделенным лимитам бюджетных денег в зависимости от установленного Министерством финансов распределения видов расходов на группы по степени их обеспечения бюджетными деньгами.

Государственные учреждения, заключающие гражданско-правовые сделки за счет государственного бюджета, обязаны заключать их на срок не более одного финансового года. Сделки, заключаемые на срок более одного финансового года, регистрируются в территориальных органах казначейства только после согласования с Министерством финансов или соответствующим финансовым органом.

Сделки, заключаемые государственными учреждениями за счет государственного бюджета, считаются совершенными после их регистрации в территориальных органах казначейства. Аналогичные правила существуют для казенных предприятий. На них распространяются Правила регистрации гражданско-правовых сделок, заключаемых казенными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа (постановление Правительства от 11 мая 2000 г. № 702).

 



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Глава 2. Право оперативного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Право оперативного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)