Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приобретение и прекращение права оперативного управления



2019-07-03 226 Обсуждений (0)
Приобретение и прекращение права оперативного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных главами 13 и 14 ГК РК, если иное не установлено законодательством.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за казенным предприятием (учреждением), возникает у этого казенного предприятия (учреждения) с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством или решением собственника. На практике факт закрепления имущества на балансе казенного предприятия (учреждения) признается передачей имущества (ст. 203 ГК РК) [6].

Имущество казенного предприятия и учреждения, переданное собственником в оперативное управление, а также имущество, приобретаемое казенным предприятием или учреждением в гражданском обороте, является собственностью их учредителей. Одновременно с этим оно находится у казенного предприятия (учреждения) на праве оперативного управления.

Помимо приращений и возмездных договорных форм приобретения имущества оно может поступить казенному предприятию (учреждению) по наследству, по обязательству, возникающему из причинения вреда, другим внедоговорным обязательствам, в результате дарения и по иным законным основаниям.

При изъятии имущества казенного предприятия и учреждения собственником право оперативного управления на такое имущество прекращается (см. комментарий к ст. 205 ГК).

При приватизации казенного предприятия право оперативного управления прекращается вместе с правом государственной собственности.

Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законодательными актами решает вопросы создания учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, обладает правом определять юридическую судьбу учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, содержание его деятельности (ст. 204 ГК РК).

Собственник осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью учреждением, государственным учреждением или казенным предприятием переданного собственником имущества.

В случае, если государственное учреждение создается несколькими собственниками, отношения между ними и права собственников на управление своим имуществом определяются учредительным договором или аналогичным соглашением.

Статья 204 ГК РК устанавливает дополнительные пределы осуществления казенным предприятием и учреждением права оперативного управления. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда казенное предприятие (учреждение) не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.

Собственник казенного предприятия и государственного учреждения обычно представлен уполномоченными государственными органами. Органами государственного управления республиканскими казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы (уполномоченные органы).

Органами государственного управления коммунальными казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации (уполномоченные органы).

Отдельные права собственника могут принадлежать только указанным в законодательных актах органам. Так, в соответствии с п.1 ст.16 Указа о государственном предприятии реорганизация и ликвидация республиканского казенного предприятия производятся по решению Правительства РК, а коммунального казенного предприятия - по решению главы местной администрации. Осуществляют реорганизацию и ликвидацию предприятия уполномоченные органы.

Республиканское казенное предприятие создается по решению Правительства РК, коммунальное казенное предприятие - по решению главы местной администрации в порядке, установленном Правительством РК. Соответственно, учредителем казенного предприятия выступает уполномоченный орган.

Собственник имущества в лице уполномоченного органа назначает руководителя казенного предприятия и освобождает в соответствии с законодательством его от должности, доводит до предприятия заказы государства и контролирует их выполнение, утверждает нормативы распределения его прибыли, дает разрешение на совершение предприятием сделок с имуществом, которые в соответствии с законодательством требуют согласования с собственником, устанавливает фонд оплаты труда (фонд потребления), формы оплаты труда, тарифную сетку должностных окладов, решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции,

Правовой статус государственных учреждений унифицирован. Постановлением Правительства от 12 февраля 1999 г. № 119 утверждены Инструкция по разработке Положения о государственном учреждении (государственном органе) и Примерный устав государственного учреждения, не являющегося государственным органом.

Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственного дохода по смете с выделением государственного заказа, утверждаемой уполномоченным органом. Порядок составления государственными казенными предприятиями сметы с выделением государственного заказа и утверждение ее уполномоченным органом осуществляются в соответствии с Инструкцией по составлению сметы расходов государственных казенных предприятий, утвержденной приказом Министерства финансов от 24 мая 2000 г. № 248. Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет (ст.41 Указа о государственном предприятии). До 2000 г. действовала ч.2 п.1 ст.41 Указа о государственном предприятии, в соответствии с которой "в случае недостаточности у предприятия собственных доходов для покрытия его расходов недостающие средства выделяются из соответствующего бюджета". Сейчас от этого положения отказались (см. комментарий к ст. 207 ГК).

Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются уполномоченным органом.

Совершение в отношении республиканского казенного предприятия сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, за исключением сделок по отчуждению его, производится по решению Правительства РК, а в отношении коммунального казенного предприятия - по решению главы местной администрации (см. п.3 ст.12 Указа о государственном предприятии). Договор купли-продажи, передачи в залог и доверительное управление государственных предприятий должен содержать соответствующую отметку реестродержателя (Положение о Реестре государственных предприятий и учреждений, хозяйственных товариществ с долевым участием государства).

Принятие решения о ликвидации казенного предприятия производится с учетом Положения о порядке отбора государственных предприятий, хозяйственных товариществ с участием государства, рекомендуемых к ликвидации, утвержденного постановлением Правительства от 12 мая 1995 г. № 652. Основанием к принятию решения о ликвидации может явиться неплатежеспособность и отсутствие перспектив финансово-экономического оздоровления. Внешними признаками неплатежеспособности предприятий являются сообщения налоговых органов о задержке на срок более трех месяцев платежей в бюджет, государственных статистических органов о задержке на срок более трех месяцев платежей по заработной плате, сообщения других государственных органов, банков, поставщиков и кредиторов предприятия.

Статья 205. Право собственника на изъятие и перераспределение имущества, переданного в оперативное управление

Собственник закрепленного за учреждением, государственным учреждением или казенным предприятием имущества вправе изъять это имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установлено законодательными актами.

Формулировка комментируемой статьи предусматривает возможность изъятия имущества у предприятия (учреждения) по решению собственника. В соответствии с этим следует считать, что собственник сам или в лице уполномоченных органов может изъять любое имущество казенного предприятия (учреждения), закрепленное на его балансе, если только это не противоречит законодательным актам. Изъятие происходит на основании решения (постановления, приказа, письма, предписания и т.п.) соответствующего собственника (уполномоченного им лица) с момента принятия решения, если иное не предусмотрено упомянутым решением.

Доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной законодательством, не предусмотренной его уставом и на которую оно не получило разрешения уполномоченного органа, а также доходы, полученные е результате завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), подлежат изъятию соответственно в республиканский или местный бюджет по решению уполномоченного или иного компетентного органа (ст.14 Закона О государственном предприятии).




2019-07-03 226 Обсуждений (0)
Приобретение и прекращение права оперативного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приобретение и прекращение права оперативного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)