Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Царь как Бог и человек



2019-07-03 295 Обсуждений (0)
Царь как Бог и человек 0.00 из 5.00 0 оценок




Вот очень распространенное речение - 323 речение, 519 параграф, которое встречается в Трех пирамидах: Тети, Пепи, Меренра: «Я омыл себя вместе с Ра в озере тростников. Гор отрет плоть твою, о Меренра. Тхот отрет стопы твои. О Шу, воздвигни Меренра этого, о Нут, дай руку свою Меренра» (РТ 323 §519). Р. Фолкнер, переводчик Текстов пирамид на английский язык, представил это речение как беседу умершего со своим жрецом («Я омыл себя вместе с Ра в озере тростников», - это говорит царь. «Гор отрет плоть твою, о Меренра. Тхот отрет стопы твои. О Шу, воздвигни Меренра этого, о Нут, дай руку свою Меренра», - это говорит священник). Я не уверен, что это так. Но если допустить, что это действительно беседа, то это очень может быть хеб-сед.

Здесь очень важно, что омовение царя совершается вместе с Ра. Конечно же, речь идет об омовении от греха. Это то самое баптизо (греч.), которое есть и в христианстве.

В другом, 508 речении, это 1116 параграф, тоже говорится об омовении: «Сатис очищает меня водой из четырех кувшинов Элефантины» (Pyr. 1116). Это Гор. Просто он здесь назван именем звезды.

Сцена омовения Рамсеса II Гором и Тхотом. Карнак. Храм Хонсу (Kh. 368)

Исключительно интересно в этом смысле оправдание царя, стремление царя быть оправданным для других людей. Прочитаем 517-е речение Текстов пирамид, параграфы 1188-1189. Здесь мы встречаем нового героя, некоего перевозчика, напоминающего нам греческого Харона, который переплывает некую реку смерти и ведет людей в страну умерших.

«О ты, перевозящий праведников, не имеющих ладьи, как перевозчик (ма хаф) Полей Тростников, я признан праведником на небе и на земле. Я признан праведным на этом острове Земли, на который я плыл и которого достиг, который меж бедер Нут (этот остров земли – это лоно Нут, из которого рождаются звезды, поэтому «меж бедер Нут»). Я тот карлик, танцующий «танец Бога», который развлекает Бога пред великим престолом Его. Это то, что ты слышал в домах, что было слышно повсюду на улицах, в тот день, когда ты был призван слушать повеления» (Pyr. 1188-1189).

«Я тот карлик, танцующий «танец Бога»…» - совершенно таинственная фраза, но, я думаю, наполненная смыслом. Здесь царь (это ведь из царской гробницы), умерший, если угодно, он себя принижает, изображает себя карликом, исполняющим развлекающий танец. Такие карлики находились при многих царских дворах.

Скульптурное изображение карлика Сенеба со своей семьей из его гробницы в Гизе. IV дин. Каирский музей, JE 51280

«Это то, что ты слышал в домах, что было слышно повсюду на улицах…», - речь идет, конечно, о суде. Конечно, мы можем заблуждаться – как вы понимаете, мы сейчас перешли к очень сложным речениям. Но смысл такой: человек, и, в частности, царь, готов смириться, готов быть не великим Богом, а он готов быть карликом, развлекающим Бога, слугой Бога. Но он праведен. Его перевозят потому, что эта ладья перевозит праведных. Он был «признан праведником на небе и на земле» («я признан праведником на небе и на земле»), т. е. «я оправдан на небе и на земле». И это он говорит сам о себе. Это говорит царь. И он оправдан в тот день, когда был призван слушать повеления. Вы уже и сами понимаете, о каких повелениях идет речь. Мы говорили об этом: «Иди, о тебе возвещено Осирису. Отныне хлеб твой – Око Гора, отныне пиво твое – Око Гора» (BD,125, 45-46). Т. е. это приговор, оправдательный приговор, повеление. Понятно, что были и неоправдательные приговоры, но, понятно, что речь идёт об оправдательном Т. е. царь, в данном случае, утверждает свою праведность. Он оправдан. И поэтому он может подать руку и может вести других. Это с трудом понимается многими учеными.

Вообще надо вам сказать – я уже говорил об этом несколько раз, – что Тексты пирамид, часто воспринимаются учеными как чисто царские тексты. И из-за этого такие фрагменты, которые я специально подобрал, они совершенно не понимают. Если ты предвечный Бог и сын Бога, если ты был рожден прежде всех век – зачем тебе все это? А это всё простое уплощённое сознание современного человека, даже такого великого как тот же Мирча Элиаде. А ведь на самом деле речь идет о том, что царь как человек познал и смерть, и страдания, и искушение, и, возможно, даже им поддался. Категория человека, в котором нет греха, и которого мы знаем во Христе, в общем не была свойственена сознанию египтян. Египтяне нигде не говорили при живом царе, что в нем нет греха. Всякое может быть, поэтому нужно очищение. И египтяне понимали, что этот человек, - который ритуально, как и любой человек, Бог - а фактически он не соответствует этому высокому званию. И вся задача спасения – это соединение божественности и фактического положения.

Даже такой крупнейший религиевед, как Мирча Элиаде, писал в первом томе своей «Истории религиозных идей»: «Большинство священных формул усиленно повторяет, что фараон – сын Атума (Ра), рожденный Великим Богом до творения мира, и что он не может умереть. Но иные тексты уверяют царя, что его тело не познает тления. Здесь налицо две различных религиозных идеологии, которые еще не вполне соединились в одно целое». «Особое достоинство, обретенное благодаря некоторым тайным знаниям… безусловно восходит к незапамятным временам, к эпохе додинастики, к культурам неолита. В египетской царской идеологии аллюзии этих посвящений скорее всего являются ненужными пережитками, ибо как Сын Божий и воплощенный Бог, фараон не имел нужды в обрядах посвящения, чтобы обрести праведность для восхождения на небо» (M. Eliade. A History of Religious Ideas. Vol. 1: From Stone Age to the Eleusinian Mysteries. – Chicago, 1978. P. 95-96).

Вот это характерная распространенная ошибка – что если царь был сыном Божьим и воплощенным Богом, то он не нуждается в очищении. Каждый христианин, хотя и является сыном Божьим (вспомним обращение «Отче наш») тоже имеет нужду в очищении. Даже Иисус Христос, желая «исполнить всякую правду» [Мф.3:15], принимает очищение от руки Иоанна Предтечи, и тогда Ему отверзаются небеса. Царь же имел нужду в том, чтобы очистить свою плоть, и именно очищая свою плоть, побеждая себя и в этой жизни, и в ритуальной смерти во время хеб-седа, он спасал своих подданных.

Тот же Мирча Элиаде сокращает этот круг спасаемых. Он говорит: «И хотя только он один мог обладать солнечным бессмертием, фараон был окружен некоторым числом своих подданных, главным образом, членами своей семьи и царедворцами… Теми, кого хоронили неподалеку от царских погребений» (M. Eliade. A History of Religious Ideas. Vol. 1. Р. 96). То есть вроде бы он их как-то спасал, но на самом деле мы знаем, что спасал он далеко не только их, и далеко не только спасал. Он был лишь одним из средств спасения. Грешник не спасется даже благодаря царю, праведник, видимо, спасется, независимо от царя, но средний человек нуждался в царской помощи. Он нуждался в этом спасении.

Зачатие Хатшепсут. Изображение из храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

То же самое касается представления о царе как о великом Боге и, одновременно, как о человеке. Любой царь всегда говорил о том, кто его реальные папа и мама. Даже когда Хатшепсут утверждала, что ее Отцом является Амон, речь шла о том, что этот Амон вселился в ее реального отца – царя Тутмоса. Он был в нем. Это и пыталась показать Хатшепсут изобразительными средствами или ее художники, которые по ее заказу делали заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри. То есть земные родители царя были известны. Но понятно, что у Атума-Ра нет никаких родителей. И именно, как вечный Бог, царь тоже выступает без родителей.



2019-07-03 295 Обсуждений (0)
Царь как Бог и человек 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Царь как Бог и человек

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)