Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фрагмент папируса Нахта. Британский музей 10471/17



2019-07-03 424 Обсуждений (0)
Фрагмент папируса Нахта. Британский музей 10471/17 0.00 из 5.00 0 оценок




Это сложное речение. Мы с вами должны быть готовы к тому, что многие образы мы понимаем с трудом или вообще не понимаем. Но послушаем. Во-первых, Нахт – не царь. Но он говорит о себе как о царе. Это не узурпация и не бахвальство. Там, в Инобытии, любой – царь. Вы помните слова апостола Петра о том, что все христиане - царственное священство (1 Петр. 2:9). Все – цари и священники (ср.: Откр. 1:6). Мы это забываем. Какие мы цари? Мы мелкие служащие, рантье или работяги. И мы забываем о великом призвании каждого человека.

А вот Нахт о нем помнил. Он здесь, на земле, был генералом, был писцом, был вельможей при царе. Но он помнил о задаче своей царственности. Задача царственности заключается в том, что каждый из нас ответственен за свои дела, и каждый из нас так или иначе спасает других людей. В идеале, в пределе это делает царь, египетский фараон, а для христиан – Христос, но в какой-то степени своими поступками, словами, действиями делает каждый.

И вот, что мы читаем в 42-м речении Книги Мертвых из папируса Нахта, это конец 42 – ого речения: «Я Гор, предводительствующий мириадами людей. Моё огненное дыхание на лицах тех, чьи сердца подвигнулись против меня. Я правлю с высоты престола моего. Я шествую по пути, который я открыл. Я избавлен от всякого зла. Я – золотой бабуин пред Мемфисом, в три пальмы и еще в два пальца высотой, у которого нет ни рук, ни ног (у настоящего бабуина, естественно, есть и руки, и ноги). Если здрав я, то и золотой бабуин пред Мемфисом – здрав» (BD 42).

Что такое золотой бабуин? Мы знаем, что бабуины – это те, кто первыми приветствовали Ра. Вы помните, что это такая собакообразная обезьяна, и вроде бы бабуины действительно первыми начинают орать, вопить и радоваться первым отсветам восходящего солнца. И египтяне, которые замечали каждую мелочь, обратили внимание на то, что бабуин – это особый поклонник Солнца, особый поклонник Ра. Поэтому золотой – это золото солнца. И он гигантский. И у него нет ни рук, ни ног. Может быть, это само Солнце? Может быть, тот, кто радуется Солнцу, и само Солнце – это одно? И Нахт говорит, что «если я здрав, то и он здрав». То есть между Нахтом, царем и Солнцем оказывается некая связь.

Бабуины приветствуют Ра. Изображение из погребальной камеры Рамсеса IX ( XX дин.). Долина царей ( KV 6)

На пеленах мумии Тутмоса III (XVIII династия), сохранилась надпись: «Мои члены – боги. Я всецело - Бог. Нет ни единого члена у меня без бога. Божественны вхождения мои, божественны исхождения мои. Явили себя боги как члены тела моего» (Каир CG40001). Это эпоха Нового царства, когда царь пытается сказать, что он по преимуществу Бог. Конечно, каждый – Бог. Каждый - Осирис, каждый - Гор. Но царь – Бог по преимуществу, он выполняет эту свою божественную функцию для всех. В большей степени, чем другие. А почему в большей степени? - По причине власти. И тут мы, дорогие друзья, понимаем, наконец, и открываем тайну власти. Что власть – это не командовать другими, а власть – это возможность помогать другим в спасении. Помогать другим, в том числе, и утверждением Правды.

Вы помните 17-е речение Книги Мертвых о том, что боги Эннеады – части тела Ра. А в Лейденском гимне говорится, что «Эннеада (Девятерица богов) объединена в членах твоих. Облик твой – бог каждый, соединенный в плоти Твоей» и «пальцы его – Восьмерица богов» (см.: Urk.V, Abs 1-4;3-8; 140). И, наконец, можно вспомнить 539-е речение Текстов пирамид, Гимн небесного восхождения, где тоже все члены умершего отождествляются с Богом, т. е. тотальная божественность. И царь, по преимуществу, Бог. Он здесь, на земле, должен быть Богом.

Утверждение Правды

Но быть Богом очень трудно. Потому что главное мерило божественности – это Правда, это Истина (Маат). Она судит человека на суде. И если обычный, заурядный человек чувствует, что он не всегда соответствует Правде, он именно и поэтому воздвигает царя как того, кто должен соответствовать. Зачем еще нужен царь, если он не соответствует Правде? Тогда он обманщик. Именно поэтому Диодор пишет, что люди собираются и говорят, соответствовал Правде царь или не соответствовал. И тут уже никакая пропаганда не поможет. Потому что Правда – объективная вещь, а не то, что говорят в Древнем Египте официальные лица или жрецы. Но люди лучше, чем восхваляющие жрецы, знают о том, кто такой царь на самом деле.

Маат и суд Осириса. Папирус Нахта. BM EA 10471/21

И неслучайно обращение к царю: «Твоя речь – это святилище Маат». То есть речь царя – это храм Маат. Вы знаете, что царю каждый день подносили Маат как знак того, что он должен творить Правду. Царь может быть плохим полководцем – это не страшно, он назначит генералов. Царь может быть плохим специалистом по экономике – это не страшно, будет визирь, который разберется в экономике государства (вспомним Иосифа, служившего при дворе фараона). Но функцию хранения Правды царь не может передать никому. Каждый должен хранить Правду, но для всего Египта Правду хранит царь. Именно поэтому с царем закон – потому что закон стоит на принципе хранения Правды.

Сцена подношения Сети I статуэтки Маат Осирису. Храм Сети I в Абидосе

Хатшепсут говорит: «Я творила сияющую Маат, которою любит Он (Ра). Знаю, что Он живет ею. Это – хлеб мой, я вкушаю от его сияния, я – подобие членов Его, я – одно с Ним. Он зачал меня дабы утвердить силу Свою в этой земле. Атум в Хепри свершает это, то, что Ра свершил при творении». Это надпись в Спеос Артемидос в Бени Хасан.

Вы понимаете, что «хлеб мой» – это творение Правды. Вспомним Христа, когда Он после беседы с самарянкой у колодца говорит ученикам, принесшим Ему еду, что «у Меня есть пища, которой вы не знаете» (Ин. 4:32). Он, конечно, ничего не ел, самарянка не дала Ему хлеба. Но Он говорил ей Правду, он говорил ей Истину. Вот это и есть главная царская добродетель – говорить Правду, являть Правду, утверждать Правду. Если надо, даже силой утверждать Правду и силой уничтожать ложь. Для этого царю дан меч, только для этого.

Помните, в «Притчах Соломоновых» говорится: «Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое» (Притч. 20:8). То есть суд – это важнейшая функция. Что такое суд? Это отделение Правды от неправды. Поэтому там, где происходит фальсификация суда, там, где Правда выдается за неправду, а неправда за Правду – там всякая власть полностью лишена внутренней силы, коррумпирована.

Мы сейчас иногда возмущаемся коррупцией, какими-то взятками – все это, конечно, очень плохо. Но самое страшная коррупция – это не взятки, самая страшная коррупция – это коррупция Правды. Там, где коррумпирована Правда, все остальное рушится уже само по себе. И восстановление страны должно начинаться не с борьбы с коррупционерами, хотя, конечно, с ними надо бороться, а с восстановления Правды. Если будет восстановлена Правда, восстановлен суд, то и все эти гнусные мелкие вещи, и даже не такие мелкие, станут невозможны по определению. Или, скажем, они будут очень редки, они будут искореняться.

Вспомним, как у пророка Исайи говорится о будущем Мессии. Это знаменитая 11-я глава – текст, который поддержал бы любой египтянин. Но только египтянин отнес бы его к своему царю, да и то, наверное, вздохнул бы и сказал: «Да, таким должен быть царь, но увы, увы». А, может быть, не решился бы сказать, но подумал бы. Вспомним этот текст:

«И почиет на нем [на Мессии] Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина» (Ис. 11:2-5).

Потом точно такие же слова будут произнесены в Аппокалипсисе о Христе. Что очень важно, вспомните египетскую формулу: «я устами своими испепеляю ложь». У Исайи то же самое: «духом уст своих убьет нечестивого». И в гробнице Рехмира’ говорится: «и се Его величество это тот, кто знает всё, что произошло. Нет ничего, о чем бы он не ведал. Он – Тхот во всём. Нет ни единого слова, которое бы не вывел он наружу (другой вариант перевода: «нет никаких дел, которых бы он не свершил»)» (Rekhmire VII, 11, 8-9, см.: ВAR II (Breasted J.H.Ancient Records of Egypt: 5 Vols. – Chicago: The University of Chicago Press, 1905-1907), §664). То есть он знает все, он знает Правду.

«Царь Меренра превознесен и могущественен над всеми богами. Все свершается в соответствии с повелениями, которые изрекает его суть (Ка)». Если Рехмира – это Новое царство, то это слова из автобиографии вельможи Уни (VI династия) Древнего царства (из Каирского музея), записанной в его абидосском кенотафе.

Автобиография Уни из Абидоса. Каирский музей, CG 1435

Итак, мы видим принцип Правды и могущества. Как пишет Г. Фрэнкфорт, «египтяне приписывали изобилие или голод качествам своих царей – не в современном смысле – их умению управления, но их способности быть связующим звеном между божественным и человеческим, и превращения взаимосвязи обоих в источник радости и чуда» (H. Frankfort. Kingship and the Gods. P. 58).

То есть благое и злое на земле – это результат благочестия царя. Если царь благочестив, страна процветает. «Если царь нечестив, страна пребывает в бедности и нищете, потому что разорвана связь между небом и землей, между верхней и нижней страной, и иссяк из-за этого источник радости и чуда», - как пишет, вспоминая один англиканский псалом, Г. Фрэнкфорт.

Стереотипом является то, что, подобно Богу, подобно Амону, царь постоянно бодрствует. Он постоянно старается это благо, Маат, утвердить в Египте. В гимне Амону говорится: «Спят все, а Ты не спишь, промысляя благое для тварей Своих». И вот указ Хоремхеба (это примерно 1330 год до Р.Х.): «Его величество, бодрствуя круглые сутки, ищет благое для Египта, исследуя дела» (Указ Хоремхеба. ХИДВ. I, с.100). И еще из того же указа: «Маат возвратилась после того, как страна воссоединилась [хенем; при Хоремхебе]» (Urk IV. 2140 ff.). «Страна воссоединилась» – это не воссоединение частей египетского государства, или, по крайней мере, не только воссоединение частей египетского государства, а это воссоединение Неба и Земли. Маат пребывает на Небе, а надо, чтобы она пребывала и на Земле. И это тоже великая задача царя.

Мы встречаем в заупокойных текстах огромное количество имен или обращений, утверждающих, что Бог – это Ка (Суть, Двойник, Идеальная Суть) царя. Но в гробницах частных лиц мы встречаем такие фразы: «Мой Ка [то есть моя Суть] принадлежит царю». «Моя Суть происходит от царя». «Царь творит мою Суть». «Царь – это моя Суть». Мы это видим постоянно в египетских текстах. Г. Фрэнкфорт говорит, что мы видим, что египтяне понимали соотношение человека с Космосом в посреднической роли царя с помощью идеи Ка, с помощью идеи Сути (H. Frankfort.Kingship and the Gods. P. 78). Ра было Сутью царя, царь же был Сутью подданного, но это, естественно, означает, что Ра является Сутью подданного. Та же самая формула известна и христианам: Иисус – Сын Божий, мы - части Иисуса в таинствах, мы – сыны Божьи. Т. е. та же самая модель.

Помните 271-е речение Текстов Пирамид (Pyr. 388-389), где утверждается, что царь спасается за свои дела: «Властитель ответственен за все бесчинства и грехи в его стране. А страна – за грехи царя». Мы это впервые встречаем в Египте в «Поучении Мерикара», где царь Ахтой говорит о том, что он разорял кладбища (или при нём разорялись кладбища), и это ударило по нему, это была величайшая беда для царя. То есть любое преступление, любой грех, который совершается в стране – это беда для царя. Царь, даже если он лично благочестив, если он не ворует, не убивает, но если он допускает, что в стране совершаются бесчинства, преступления, то он не хранит Маат. Он не царь, он не исполняет своего дела. Царь тот, кто исполняет свое дело до конца.

Вот поэтому, собственно говоря, мы можем ясно сказать, что, с точки зрения египетской логики, отречение Николая II – это величайшее преступление. Потому что перед лицом начинающегося разнузданного безумия он не восстанавливал Правду, а предпочел уйти в сторону, чтобы Правда или сама собой восстановилась, или не восстановилась. Он не понимал главную задачу царя. Главная задача царя – это хранение Правды даже с помощью силы.

Но, разумеется, еще страшней преступления самого царя. Если царь творит недостойные поступки – убийство, разврат, какие-то религиозные непотребства, как многие иудейские цари творили, совершая богослужения Таммузу, Астарте и иным богам Ханаана, то гибнет все царство. В исторических книгах Ветхого Завета постоянно говорится о том, что царь делал что-то не так, и из-за этого развращалась вся земля. Вот, например, во Второй книге летописей говорится: «Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2 Пар. 28:19). Царь несет на себе бремя народа, а народ несет на себе бремя царского греха.

В Текстах пирамид есть указание на это. В 217-м речении говорится: «Унас этот утверждает сердца, он имеет власть над сердцами. Тот, кому он желает жить – живет, кому он желает смерти – умирает» (Pyr. §157). Вот в этом великая сила царя. Есть специальные исследования о явлениях божественной мощи (Бау – множественное от Ба) царя. Царь может творить жизнь и смерть, но праведный царь творит это для утверждения Маат. А неправедный – для чего-то другого, неважно для чего, и все разрушает этим.

Об Аменхотепе написано: «как Ра, когда Он проходит по небосклону, повергает Апопа, так и ты царь уничтожаешь неправду (исефет) во всем, когда она появляется. И в этом ты подобен Атуму» (Urk VII,27).



2019-07-03 424 Обсуждений (0)
Фрагмент папируса Нахта. Британский музей 10471/17 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фрагмент папируса Нахта. Британский музей 10471/17

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)