Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Хеб-седный двор заупокойного комплекса Джосера в Саккара



2019-07-03 336 Обсуждений (0)
Хеб-седный двор заупокойного комплекса Джосера в Саккара 0.00 из 5.00 0 оценок




Запомним, что хеб-сед и кенотаф изображают не столько ритуальную смерть, сколько ритуальное воскресение и победу над смертью. Поэтому гробница пуста. Это очень напоминает пасхальное торжество. Мы не столько празднуем смерть Христа, – мы скорбим, конечно, о ней, но мы празднуем Его воскресение. Гробница пуста. Вы помните, как во время пасхального крестного хода происходит выход процессии из храма, а потом двери затворяются, и священник стучит в двери храма, как в гробницу. Двери отворяются, но Христос уже воскрес, гробница пуста - какой она и предстала Петру и Иоанну, которые туда прибежали после воскресения Христа (Ин. 20:1-9) из Евангелия от Иоанна, как бы от очевидца.

И эти кенотафы хеб-седа, эти пустые гробницы (в лучшем случае, со статуей) – это знак победы над смертью. Не знак смерти, или, если угодно, промежуточной смерти, ритуальной смерти, а знак победы над смертью.

Розеттский камень. Британский музей. EA 24

Мы знаем, что хеб-сед мог праздноваться раз в 30 лет, но иногда он праздновался, – по крайней мере, символически, – каждые три года. По-разному могло быть. И очень характерно, что на Розеттском камне (как вы помните, Розеттский камень – это греко-египетская билингва, сейчас он хранится в Британском музее) Птолемей Эпифан (204-180 гг. до Р.Х.) [уже, естественно, греческий правитель Египта, но все религиозные традиции сохранялись] наименован владыкой хеб-седов. То есть он владеет этим вхождением в смерть и выходом в жизнь, что было важнейшим аспектом царственности. Вот такой хеб – сед.

6. Значимость нравственного достоинства царя

И теперь мы перейдем к следующей важной теме, которую я уже несколько раз затрагивал – речь пойдет о том качестве царя, которое позволяет ему совершить это великое действо.

Вы помните, что в Апокалипсисе Иисус именуется Свидетелем верным, Первенцем из мертвых и Владыкой царей земных (Откр. 1:5). Почему? Почему именно царей земных, а не купцов земных, не генералов земных? Не жрецов земных, не священников? А именно потому, что царь был образом спасающего Владыки. Христос был Первообразом, с точки зрения христиан, и поэтому Христос в Себе осуществил истинную царственность, поэтому Он и есть Царь царей земных. Он в Себе осуществил то, чем символически должен был являться царь. Царь на Переднем Востоке – это тот, кто помогает в спасении. И Христа именуют Тем, Кто соделал христиан царями (Откр. 1:6). То есть каждый христианин, в этом смысле, царь. Он не только спасается сам, не только спасается с помощью Христа, но он имеет силу спасать других. Вот это удивительное качество.

Я вам уже приводил цитату из Диодора, который сообщает о том, что было на самом деле с царем, и я думаю, что это не выдумка. Т. е. эта великая задача спасения, о которой я только что говорил, была связана с одной очень простой вещью – с достоинством царя. А достоин ли ты? Можешь ли ты спасать?

Вы помните, что и в Евангелии Христос, прежде чем выйти на общественное служение, испытывается (Мф. 5:1-11). Вот эти три испытания. И, по сути говоря, испытания продолжаются и потом. И даже последнее испытание – уже на Голгофе, после распятия, как ты примешь смерть. Помните этот крик: «Боже Мой, Боже Мой! — для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Т. е. до последней минуты происходит испытание. То же самое и с царем.

Мы не знаем до конца, как подданные египетского царя мистически переживали его неадекватность. Переживали ли они ее так, как мы переживаем неадекватность епископа или священника, когда мы знаем, что этот епископ или священник не соответствует своему сану. Он живет не так, как надо, говорит не так, как надо. Вы знаете, что в христианской церкви четко определено, что таинство совершает Сам Христос, Свидетель Верный. А священник или епископ может быть верным, может быть неверным, это его личная проблема. Но он, если угодно, лишь свидетель при совершении таинства.

Это, кстати, четко отличает православную позицию от католической, где священник говорит, например, что он крестит младенца, он отпускает грехи. А в православной традиции Христос совершает таинство: «Аз же токмо свидетель есмь», – говорит священник.

Было ли это так в Египте или не было, мы не знаем. Но у нас есть несколько фактов. Вот, например, что написано у Диодора: «В последний из 72-х дней подготовки царя к погребению (72 дня мумифицируется тело царя) все его подданные собираются у входа в гробницу, где стоит ковчег (наверное, не все, но все, кто хотят). Каждый может высказать жалобу на царя. Жрецы же превозносят его благие поступки. Простой люд может выразить свое одобрение или неодобрение, если царь вел неподобающий образ жизни, и цари могли быть лишены общественного погребения (каким-то отзвуком этого являются речения Ипувера: «Смотрите, свершаются дела, которых никогда не было доселе – царь захвачен голыдьбой. Смотрите, погребенный Сокол <выброшен> (останки Сокола выброшены из гробницы) … Скрывавшая его гробница пуста. Смотрите, страна лишена царственности кучкой людей, презирающих обычаи» (См.: Речение Ипувера, P.Leiden 344.recto. VII.2-3)). В результате цари стали творить справедливость из-за страха получить подобное неодобрение, страха за свое тело и боязни вечного поношения» (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. 1,72). То есть «после нас хоть потоп» египетский царь сказать бы не мог в отличие от Людовика XVI и людей его круга. Это была личная трагедия царя, если народ его после смерти осудит.

 

7. Тайна власти

42-е речение Книги Мертвых, посвященное само каким-то посмертным действиям умершего, названо очень интересно: «Изречение о том, как избежать резни (шат) в Гераклеополе». Что это за резня? Что должно произойти? Т. е. надо следовать каким – то принципам. Образ идеального царя в этом 42-м речении как раз дал писец и генерал Нахт (он жил около 1350-1300 гг.). Папирус с этим речением хранится в Британском музее. И вот он говорит о том, что такое идеальный царь.



2019-07-03 336 Обсуждений (0)
Хеб-седный двор заупокойного комплекса Джосера в Саккара 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Хеб-седный двор заупокойного комплекса Джосера в Саккара

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)