Функции и методы политологии
Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии. 1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества. 2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук. 3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов. 4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию. 5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию. Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики. Методы политологии 1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества. 2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию. 3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.). 4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход». 5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д. 6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем. 7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом. 8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.). 2. Политика как сфера общественной жизни. Сущность, содержание и субъекты политики. Сущность политики Политика — важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Политика — борьба социальных групп (прежде всего классов и наций) и индивидов за удовлетворение преимущественно своих интересов путем навязывания своей воли другим социальным субъектам и обществу в целом. Политика — особый, целенаправленный вид деятельности людей, связанный с завоеванием, удержанием и осуществлением государственной власти. Политика — искусство управления государством, участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач и содержания деятельности государства. Политика — искусство управления людьми, форма соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых. Сущностные черты политики: 1) единство общих и частного интересов; 2) связь с государством; 3) массовость; 4) властность; 5) целенаправленность, сознательность; 6) связь с экономической сферой общества. Субъекты политики — это социумы, а также созданные ими учреждения, организации, активная практическая деятельность которых направлена на преобразование политической и других сфер жизнедеятельности человека как непосредственного объекта политики. Субъекты политики классифицируются на: первичные — социально-исторические общности (мировое сообщество, гражданское общество, народы, социальные группы, этнические группы, индивидуумы); вторичные — политические институты и политические организации (государство, партии, общественно-политические объединения).
Политические воззрения мыслителей Древнего мира (Конфуций, Платон, Аристотель). КОНФУЦИЙ.
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.).Его взгляды изложены в книге «Беседы и высказывания»,составленный его учениками. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием соц.-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим».Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, т.к. простой народ полностью отстраняется от участия в управлении государством. Правда его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых. Но в целом для Конфуция и его последователей характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, т.к. соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира. Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов. Не отвергая сами гегемонистские претензии китайских правителей, Конфуций следовал им: «людей, живущих далеко и не подчиняющихся», необходимо «завоевывать с помощью образованности и морали». Регулирование полит. отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. Т.е. руководить народом надо посредством добродетели, поддерживать порядок с помощью ритуалов, иначе народ будет лишь уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбие, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю. Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями. Вместе с тем Конфуций полностью не отвергал значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль. ПЛАТОН Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений. Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407 – 399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Воззрение Платона заметно изменялись на протяжении его долгого творческого пути. Так, в его ранних диалогах, называемых «сократическими» («Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.), в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа – рационализм; поиски общих понятий, углубленный интерес к моральной проблематике и т. п. Собственно платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах («Государство» «Политик» «Софист» «Парменид» и др). Смысл платоновского учения об идеях состоит в том, что «истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а данные ощущению эмпирические тела, вещи и явления – не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному. Мир идей – вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира. Истинное познание – это познание бытия, т.е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» – философам. Толпе же, не присуще быть философом. Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе. Платон исходит из того соответствия, которое по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, а, напротив, схож с ним. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия–правителей, воинов и производителей. Справедливость состоит в том чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того справедливость требует соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воину) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства». Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Живут и питаются стражи сообща, как во время походов. Им запрещается не только пользоваться, но даже прикасаться к золоту или серебру. Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство. Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство «представляет собою множество государств, в них заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей». Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших. Этот тип с государственного устройства можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько правителей, тогда это будет аристократия. Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, располагая их в порядке прогрессирующей порчи государственности. 1. Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это – тимократия. Такое государство будет вечно воевать. 2. Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит–в результате скопления значительного богатства у частных лиц – к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против богачей. приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. 3. В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и не равных. То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода, именно это и губит данный строй. Другими словами каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу. 4. Демократия опьяняет свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Политика – это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. При таких данных у правителей будет уже неважно, правят ли они по законам или без них. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы. Аристотель Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля – (384-322 гг. до н. э.). Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Этика представляет как начало политики, введение к ней. Аристотель различает два вида справедливости, уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу и имеет целью их самоудовлетворенность. Государство – продукт, естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. Человек по природе своей существо политическое, но не все люди достигли такого уровня развития. Аристотель считал, что «варвары» – люди с неразвито человеческой природой, и они не доросли до политической формы жизни. Отношения господина и раба являются элементом семьи, а не государства. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов. Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление их к единству приводит к уничтожению государства. Частная собственность, по Аристотелю, коренится в природе, человека, в его естественной любви к себе. Государство, замечает Аристотель, понятие сложное, представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство. Форму государства Аристотель характеризовал также как, политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма. определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление - царская власть, аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них – тирания, олигархия и демократия. Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. Из неправильных форм государства тирания наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве законов. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии подлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного, характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других – равенством по достоинству.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |