Современная западная политическая мысль (Г. Лассуэл, Г. Алмонд, Д. Истон, Х. Арендт, Ю. Хабермас, Р. Даль).
Вклад Лассуэламожно условно разбить на 4 части: 1. Лассуэл обосновал методологические проблемы исследования политики. Излагая их, с использованием фрейдистского подхода, он сформулировал теорию политического психоанализа. Суть ее состоит в том, что психологический механизм личности – важнейший фактор, обуславливающий отношение ее к политике. 2. Лассуэл предложил теорию политических личностей. Он выделил три основных типа политиков: · администратора · агитатора · теоретика. Характеризуя их, отмечая позитивные и негативные качества, Лассуэл отдавал предпочтение "смешанному типу", будучи убежденным, что он сочетает в себе все лучшее, что свойственно другим типам политической личности. 3. Важное место занимает проблема политической власти и ее распределения в обществе. Лассуэлл рассматривал власть в качестве центральной категории политической науки. Существенную роль в процессе властвования играют ценности, а также характер распределения их в обществе. 4. Чтобы понять политический процесс, политическая наука должна: определить его цели и объекты; выявить основные тенденции в распределении ценностей; изучить условия, объясняющие эти тенденции; наметить всевозможные изменения в будущем; выбрать такие способы действий, которые должны привести к максимальному достижению ценностей. Нельзя оставить без внимания идеи Лассуэла о пропаганде, оказавшие значительное влияние на развитие теории СМИ в США. Он был сторонником тезиса, согласно которому пропаганда представляет собой "продуманный отбор символов", распространяющихся с целью "оказать влияние на поведение масс". Основная цель этой теории - создать такую систему пропаганды, которая была бы "незаметной", "ненавязчивой" и в то же время обладала бы большей силой воздействия. Разработанная Лассуэллом теория политической семантики в целом, легла в основу символического мышления, сила которого состоит в том, что оно формирует рефлексы политического поведения и позволяет политическим лидерам искусно манипулировать этим поведением в собственных интересах. Подходы к изучению политических систем: 1.Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд). 2.Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Д. Истон). Д. Истон представляет политическую систему как саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы-команды. Истон поставил во главу угла вопрос о самосохранении, поддержании стабильности политической системы в условиях непрерывно изменяющейся окружающей среды. Он определяет политическую систему как взаимодействие, посредством которого во обществе авторитетно распределяется материальные и духовные ценности и на этой основе предотвращаются конфликты и напряжения между членами общества. Другим качеством политической системы является способность убеждать своих граждан принять это распределение как обязательное. Эти качества позволяют, с одной стороны, отличать политическую систему от иных систем общества, а с другой – придать общественной системе устойчивость. Важным является самореформирование политической системы и изменение окружающей среды. Для построения теоретической модели Истон привлекает четыре базовые категории: 1) 'политическая система'; 2) 'среда'; 3) 'реакция' системы на воздействие среды; 4) 'обратная связь', или воздействие системы на среду. С точки зрения Арендт, центральной характеристикой любого общества является баланс между публичностью и приватностью, который в индивидуально человеческом измерении предстает в качестве возможности реализовать себя как в общественно-гражданской, так и в частной сферах. Первый тип знания — это аналитическое знание, или классические позитивистские научные системы. С точки зрения Хабермаса, лежащий в основе этого типа знания интерес — это технический контроль, который находит применение по отношению к окружающей среде, другим обществам, а также людям внутри общества. Он полагает, что аналитическая наука легко превращается в подавляющий контроль. Второй тип системы знания — это гуманистическое знание, и его интерес сводится к пониманию мира. Он исходит из общего представления, что понимание нашего прошлого в целом помогает нам понимать происходящее сегодня. Такая система знания имеет также практический интерес в понимании друг друга и понимании самого себя. Он не подавляет, но и не освобождает. Наконец, третий тип — критическое знание, которое представляет сам Хабермас и «Франкфуртская школа» в целом. Интерес, породивший этот тип знания, — это освобождение человека. Как предполагалось, критическое знание, разрабатываемое Хабермасом и другими теоретиками, будет способствовать подъему самосознания масс (через механизмы, разработанные фрейдизмом), что приведет к возникновению социального движения, которое и обеспечит желаемое освобождение.
11. Власть: понятие и основные концепции. политическая власть – важнейший регулятор человеческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке. Подходы к определению власти Поведенческий Власть как сущность, субстанция, вещь Социологический Власть как отношения субъекта и объекта Существуют различные концепции власти, отражающие сложную природу этого явления: 1. Телеологическая концепци я – одна из наиболее ранних. Она исходит из божественного объяснения природы власти. Согласно ей всякая власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - это наместники Бога на Земле, исполняющие его волю. (Аврелий Августин и др.) 2. Биологическая концепция. Власть рассматривается как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах. (Ницше, Гитлер). 3. Бихевиористская концепция – трактует власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Это поведенческое понимание власти. Оно индивидуализирует власть, сводит к взаимодействию реальных личностей. Человек = «властолюбивое животное». 4. Структурно-функциональная концепция - Власть рассматривается как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей (Парсонс). Все концепции в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |