Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность местных налогов



2019-07-03 567 Обсуждений (0)
Экономическая сущность местных налогов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Местные налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органами местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. В связи с этим налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой функции формируется бюджетный фонд; реализуя вторую - государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемые законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения средств или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающих в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки.

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны.

В нашей стране фирмы должны платить различные налоги. Все они делятся на федеральные, региональные и местные. Кроме этого Налоговым НК РФ установлены специальные налоговые режимы.

Федеральные налоги вводят федеральные власти. Эти налоги взимаются по всей стране. Вот их перечень:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организаций;

единый социальный налог;

налог на доходы физических лиц;

акцизы;

водный налог;

налог на добычу полезных ископаемых;

сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

государственная пошлина;

Власти краев, областей, республик и автономных округов, а также власти Москвы и Санкт-Петербурга (эти города приравнены к регионам) могут вводить на своей территории региональные налоги. Причем региональные власти имеют право вводить только те налоги, которые разрешены федеральными властями. Вот перечень региональных налогов:

налог на имущество организаций;

транспортный налог;

налог на игорный бизнес;

Власти городов и районов (так называемые органы самоуправления) вводят на своей территории местные налоги. Как и региональные, местные власти могут ввести лишь налоги, разрешенные федеральными властями.

Вот перечень местных налогов:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Основные правила взимания этих налогов определяют федеральные власти. Местные власти могут изменять или дополнять эти правила настолько, насколько это разрешено федеральным законодательством.

НК РФ установлены специальные налоговые режимы. Они предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену большинства налогов одним. К этим режимам относятся:

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ «Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов».

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК РФ при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Исходя из указанных норм НК РФ следует, что представительные органы муниципальных образований осуществляют свои полномочия по земельному налогу в соответствии с главой 31 "Земельный налог" НК РФ, по налогу на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налоге на имущество физических лиц" (ред. от 22.08.2004).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 «Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени» НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Кодекс не содержит требования об обязательности официального опубликования нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов в печатных средствах массовой информации, учрежденных в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации.

В случае, если в муниципальном образовании не учреждено свое печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации, возможно официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов о налогах в печатном средстве массовой информации, учрежденном в соответствующем субъекте Российской Федерации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации (иной официальной информации). Также возможно опубликование (обнародование) таких муниципальных нормативных правовых актов о налогах в виде отдельного издания представительного органа муниципального образования.

Размер земельного налога не зависит от результатов деятельности землепользователей и исчисляется исходя из площади земельного участка и его кадастровой стоимости, облагаемой налогом, и утвержденных ставок. Схема регламента земельного налога в соответствии с содержанием главы 31 НК РФ представлена в приложении 6.

Налогоплательщиками в случае предоставления земли в собственность, владение, пользование выступают:

• организации, предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая международные неправительственные организации, совместные предприятия, иностранные юридические лица;

• граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства;

• индивидуальные предприниматели — физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Не являются плательщиками земельного налога организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, и налогоплательщики, которые переведены на уплату Единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Объекты налогообложения:

• земельные участки;

• части земельных участков;

• земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам в гражданам в собственность, владение или пользование.

Единственным условием возникновения обязанности по уплате этого налога является право собственности на землю.

Ставки установлены в размере:

- 0,3% по сельскохозяйственным землям, а также участкам занятыми жилфондом.

- 1,5% для всех остальных земель

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

7) организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

В соответствии с содержанием пункта 5 статьи 391 «Порядок определения налоговой базы» налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

В соответствии с законодательством местных органов власти г.Тюмени в настоящее время ставки земельного налога установлены дифференцированно в зависимости от категории земель:

- 25% в отношении земельных участков, занятых сооружениями, используемыми в целях коллективного и (или) индивидуального хранения овощей для личного потребления.

- 0,15% устанавливается в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Тюмени и используемых для сельскохозяйственного производства.

- 0,1% устанавливается в отношении следующих земельных участков:

- предоставленных (или приобретенных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, предоставленных (или приобретаемых) для индивидуального жилищного строительства.

- 0,05% устанавливается в отношении земельных участков, занятых индивидуальными гаражами, гаражными кооперативами, гаражно-строительными кооперативами.

- 0,75% устанавливается в отношении следующих земельных участков:

- занятых индивидуальными гаражами, гаражными кооперативами, гаражно-строительными кооперативами, используемыми для предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- в отношении прочих земельных участков.

За земельные участки, не используемые или используемые не в соответствии с разрешенным видом использования, применяются максимальные ставки земельного налога, предусмотренные действующим законодательством, без предоставления права на налоговые льготы.

Основанием для применения максимальной ставки и отказа в предоставлении налоговой льготы является акт обследования уполномоченного структурного подразделения администрации города Тюмени.

Налоговая база, уменьшенная на не облагаемую налогом сумму 10000 руб. на одного налогоплательщика (в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ), в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, дополнительно уменьшается на сумму в размере 590000 рублей для следующих категорий налогоплательщиков:

а) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

б) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

в) инвалидов с детства;

г) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

д) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

е) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

ж) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму на одного налогоплательщика в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, в размере 600000 рублей для следующих категорий налогоплательщиков:

а) пенсионеры;

б) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - в отношении земельных участков, предоставленных пенсионерам - членам указанных объединений (в том числе и за часть земель общего пользования, определяемую как соотношение земель общего пользования к числу членов объединения);

в) почетные граждане города Тюмени.

Налогоплательщикам, имеющим право на льготы по нескольким основаниям, льгота предоставляется только по одному из оснований по выбору налогоплательщика, согласно его письменному заявлению.

Организации-работодатели, выделяющие или создающие в соответствии с договором о квотировании рабочих мест за счет собственных средств рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, при условии фактического выполнения квоты, подтвержденного городской службой занятости, уменьшают сумму исчисленного налога, подлежащую внесению в городской бюджет, на величину, равную произведению количества созданных рабочих мест на 1 МРОТ и на число месяцев в отчетном периоде. В случае нарушения условий квотирования начисление налога осуществляется с начала налогового периода, в течение которого предоставляется льгота.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года до сведения налогоплательщиков доводится в следующем порядке:

- Администрация города Тюмени не позднее 1 марта календарного года публикует в средствах массовой информации сведения о кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории г. Тюмени.

Исчисление земельного налога юридическими лицами производится за год с ежеквартальными авансовыми расчетами за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.

Исчисление земельного налога гражданам производится налоговыми инспекциями, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

Схема регламента земельного налога в соответствии с законодательством местных органов власти города Тюмени представлены в приложении 7.

Налог на имущество физических лиц — местный налог, входящий в систему налогов РФ. Правовой основой уплаты налога являются Закон РФ от 09.12.91 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004). Схема налогового регламента формирования суммы налога с имущества физических лиц в соответствии с этим федеральным законом представлена в приложении 8.

Налогоплательщики: физические лица собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объекты налогообложения — находящиеся на праве собственности у физических лиц следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.

Исчисление налога производится налоговыми органами.

Налоговый период - календарный год.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения прогрессивные, предельная величина устанавливаются федеральным законодательством в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих пределах:

• при стоимости имущества до 300 тыс. р. до 0,1%;

• от 300 до 500 тыс. р. — от 0,1 до 0,3%;

• свыше 500 тыс. р. — от 0,3 до 2,0%.

Федеральное законодательство предоставляет широкий перечень льгот. Так, например, освобождаются от уплаты налога следующие категории граждан:

• Герои СССР и РФ, награжденные орденом Славы трех степеней;

• инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства;

• участники двух войн, боевых операций по защите СССР, РФ;

• лица, пострадавшие от радиации (но законодательству);

• члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

• граждане из подразделений особого риска;

• уволенные с военной службы (с продолжительностью службы более 20 лет);

• пенсионеры РФ и др.

Ставки налога в г. Тюмени в соответствии с принятыми нормативными актами местных органов исполнительной власти устанавливаются в следующих пределах:

а) для объектов налогообложения(имущества), не используемых в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:

 

Суммарная инвентаризационная стоимость имущества Ставка налога
До 300 тыс. рублей 0,1 процента
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей 0,2 процента
От 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей 0,3 процента
От 700 тыс. рублей до 1500 тыс. рублей 0,5 процента
Свыше 1500 тыс. рублей 1,0 процента

 

б) для объектов налогообложения, используемых в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:

 

Суммарная инвентаризационная стоимость имущества Ставка налога
До 300 тыс. рублей 0,1 процента
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей 0,3 процента
Свыше 500 тыс. рублей 2,0 процента

 

В дополнение к установленным в Законе Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" льготам, от налогообложения в г. Тюмени в соответствии с нормативными актами органов исполнительной власти местного самоуправления освобождаются:

а) дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, средних специальных и высших учебных заведениях (очной формы обучения);

б) почетные граждане города Тюмени.

Схема регламента налога на имущество физических лиц в г.Тюмени в соответствии с принятым законодательством местных органов власти представлена в приложении 9.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налога перерасчет производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Платежные извещения об уплате налога вручаются налогоплательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

По истечении установленных сроков уплаты налогов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

В случае неуплаты или несвоевременной уплаты налога в результате неправомерных действий (бездействии) к налогоплательщикам работников налоговых органов в соответствии со ст. 122 НК РФ может быть применен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

 

 




2019-07-03 567 Обсуждений (0)
Экономическая сущность местных налогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая сущность местных налогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)