Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отклоняющееся поведение и его типы



2019-07-03 333 Обсуждений (0)
Отклоняющееся поведение и его типы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Поведение человека, соответствующее принятым в обществе нормам, называется нормативным . Его противоположностью является девиантное , или отклоняющееся, поведение. Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм, характерных для определенного общества. Распространение такого поведения в значительной мере связано с переходом от традиционного общества к индустриальному. Если в первом влияние семьи и общины в процессе социализации было доминирующим, то в индустриальном обществе контроль семьи за этим процессом снизился. Неполное усвоение норм приводит к формированию девиантного поведения. Кроме того, индустриальное, а тем более постиндустриальное общество в целом гораздо терпимее к носителям такого поведения.

Основные формы девиантного поведения: наркомания, пьянство, проституция, преступность, игровая зависимость, суицидальное (ведущее к самоубийству) поведение. Девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно , то есть оно наносит реальный ущерб окружающим людям или самой личности. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации (частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды). Иногда выделяют два уровня отклоняющегося поведения: докриминогенный (формы поведения, не представляющие непосредственной опасности для окружающих) и криминогенный (действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно наказуемых деяниях). Другие ученые различают девиантное и делинквентное поведение, понимая под последним совершение преступных деяний, то есть нарушающих не только моральные, но и юридические нормы, принятые в обществе.

Девиантное поведение может носить не только индивидуальный (отдельный человек отклоняется от норм), но и коллективный характер. В последнем случае оно может быть связано с субкультурами (например криминальными), отвергающими принятые в обществе нормы. При этом с точки зрения этой субкультуры их поведение соответствует установившейся в ней норме. Определенные категории населения, которые более других склонны совершать делинквентные поступки, носят название групп риска . Среди них особенно много молодежи.

Выделяют первичные и вторичные отклонения. Первичными называют такие отклонения, которые отличаются от нормы незначительно и не квалифицируются в обществе как таковые. Вторичное отклонение – отклонение от существующих норм, которое однозначно трактуется окружающими как девиантное. Носитель вторичных отклонений явственно ощущает на себе негативные санкции, что ухудшает его положение в обществе.

Американский социолог Роберт Мертон, считавший причиной девиаций разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами их осуществления, выделил несколько типов поведения в зависимости от степени девиантности: конформизм (полное соответствие культурным целям и средствам, полностью недевиантный тип поведения); инновация (согласие с одобряемыми данной культурой целями при отрицании социально одобряемых средств их достижения); ритуализм (отрицание целей данной культуры, но принятие и использование традиционных, одобряемых обществом средств их достижения); ретретизм (бегство от действительности, отрицание и целей, и социально одобряемых средств их достижения); бунт (форма поведения, не только отрицающая, но и стремящаяся заменить старые цели и средства, способ действий, который предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств).

Иногда социологи указывают на то, что девиантное поведение может носить позитивный характер. В таких случаях обычно речь идет о людях из мира искусства, за которыми общество резервирует право на несоблюдение нормы, требуя, однако, взамен высокой степени креативности. Например, признанный во всем мире писатель Л. Н. Толстой вел образ жизни, совершенно не соответствовавший его статусу и положению, однако с точки зрения общества это рассматривалось как простительный каприз творческой личности.

 

Социальная роль

 

Социальная роль – модель поведения человека, объективно заданная определенной ситуацией и определенная его статусом. Статус – положение, которое человек занимает в обществе в соответствии со своим полом, возрастом, происхождением, профессией, семейным положением. Статус определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами. Человека как личность характеризует статусный набор – совокупность всех присущих ему статусов.

Различаются прирожденный статус (полученный человеком при рождении: пол, раса, национальность, социальное происхождение), приобретенный статус (который человек достигает своими усилиями: служебная должность, армейский ранг) и предписанный статус (который человек приобретает вне зависимости от своего желания: возраст, статус в семье). Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным и меняется в течение жизни. Также различают личный (положение человека в малой группе, зависящее от его личностных качеств) и социальный (положение человека в обществе, зависящее от его положения в социальной группе) статус. Социальный статус зависит от умений, навыков, образования.

В любом обществе существует иерархия статусов, влияющая на его стратификацию. Одни статусы являются более престижными, другие менее престижными. Престиж – это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью. Престиж того или иного статуса формируется в зависимости от реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек, и от системы ценностей, характерной для данного общества. Престиж определенного статуса среди разных общественных групп может сильно различаться. От престижа следует отличать авторитет – степень признания обществом достоинств личности конкретного человека. То есть престиж зависит от статуса, авторитет – от самого человека. С социальным статусом, а также с профессией или видом деятельности связаны социальные роли . Выделяют типичные (семейные: отец, внучка; профессиональные: менеджер, начальник; общественно-политические: оппозиционер, депутат) и ситуационные (пассажир, зритель, покупатель) роли. От социальных следует отличать межличностные роли , связанные с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, любимый и т. д.).

Любые роли определяются ожиданиями социальной среды в зависимости от социального статуса. Таким образом, социальная роль является образцом, на который ориентируются ее исполнители. Однако в реальности ролевое поведение может заметно отличаться от предписанной роли. Это зависит как от ситуаций, в которых оказывается исполнитель роли, так и от степени усвоения им социальных норм, его установок и ценностных ориентаций, а также физиологических факторов.

Современное общество в отличие от традиционного предлагает каждому человеку возможность выбора из огромного множества социальных ролей. Есть роли, которые мало изменились на протяжении тысячелетий, а есть роли, которые возникли недавно и, возможно, вскоре исчезнут. Любой человек принимает целый набор социальных ролей, которые он играет в обществе и совокупность которых называется ролевой системой . Чем более многосторонней является личность, тем больше ролей она готова исполнять в обществе. В процессе исполнения нескольких социальных ролей может возникнуть ролевой конфликт , то есть ситуация, при которой требования двух или более ролей оказываются несовместимыми. В таких ситуациях человеку приходится осуществлять выбор, выстраивая для себя иерархию ролей , выделяя главное и пренебрегая менее существенным.

 

Социализация индивида

 

В отличие от животных, поведение которых управляется врожденными инстинктами и которые не нуждаются в воспитании в среде себе подобных, человек, чтобы стать полноценной личностью, проходит через длительный процесс воспитания в человеческой среде – обществе (см. 1.1 ). Социализация – процесс передачи обществом и освоения человеком социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих функционировать в обществе. Социализация включает в себя вхождение человека в социальную среду, усвоение социальных влияний, приобщение его к системе социальных связей.

Процесс социализации длится всю жизнь, однако наиболее интенсивно он протекает в детстве. Собственно, детство как особый период в жизни личности характеризуется в первую очередь именно процессом интенсивной социализации. Интерактивная составляющая процесса социализации связана с взаимодействием поколений и передачей опыта от старших к младшим. Современная наука делит процесс социализации на две фазы, каждая из которых, в свою очередь, делится на две стадии, что иллюстрирует таблица.

 

 

Вторичная социализация опирается преимущественно на социальные связи человека с людьми своего общественного слоя, своей профессии. Вторичная социализация, в отличие от первичной, рассматривается в более широком контексте развития личности как готовность к переходу в новые ситуации социального развития.

Становление личности в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации . Агенты социализации – конкретные люди, выполняющие воспитательные и обучающие функции, транслирующие другим людям культурные нормы и оказывающие им помощь в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации – родители и другие родственники, школьные учителя, руководители кружков и т. д. Агенты вторичной социализации – сотрудники вуза, предприятия, сотрудники средств массовой информации и т. д. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется непосредственно или через социальную группу. Конкретные группы, выступающие трансляторами социального опыта, называют институтами социализации. Институты социализации – социальные институты, направляющие процесс социализации и влияющие на него. Различают институты первичной социализации (семья, школа, религиозные организации) и институты вторичной социализации (армия, работа, средства массовой информации).

В период вторичной социализации личность может оказаться субъектом процессов десоциализации и ресоциализации . Десоциализация – утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Причинами десоциализации могут выступать длительная болезнь, серьезная психологическая травма, пребывание в отпуске, изоляция, уход в виртуальную реальность и т. д. Институтами десоциализации могут быть тюрьма, психиатрическая больница, зал игровых автоматов и т. д. Результатами десоциализации могут являться инфантилизм (сохранение в поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам), социальная незрелость, возможен негативизм, асоциальное и даже преступное поведение.

Ресоциализация – обратный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. Если процесс десоциализации слишком глубок, то он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно. Ресоциализацией также называют происходящие во время вторичной социализации изменения установок целей, норм и ценностей жизни. В таком понимании ресоциализация связана с приспособлением к изменившимся условиям социальной среды.

 

 

Раздел IV

Политика

 

Понятие власти

 

Власть – ключевое понятие политической сферы. Как и у любого другого понятия со столь важным значением, у него есть несколько определений. В современной России до сих пор широко распространено марксистское определение, согласно которому власть – это организованное господство экономически доминирующего класса над другим. Если отбросить классовый подход, то под властью можно понимать способность и возможность осуществлять свою волю , оказывая целенаправленное воздействие на деятельность людей. Доминирование властной воли является важнейшим признаком любой власти.

Власть характеризуется наличием субъекта (властвующего) и объекта (подчиненного) политического управления. К субъектам относятся, например, государство, политические элиты и лидеры, политические партии.

С понятием власти связано понятие авторитета. Авторитет – влияние субъекта, основанное на его личных качествах или занимаемом положении (см. также 3.12 ). С точки зрения социолога М. Вебера, авторитет является одним из важных источников власти. Помимо авторитета, к ним, по его мнению, относятся насилие (применение или угроза применения силы) и право (в данном случае оно граничит с понятиями «традиция» и «норма»). Таким образом, каждый человек, подчиняющийся чьей-либо власти, действует под влиянием авторитета, насилия или права. Власть – всегда двусторонний процесс, включающий способность одной стороны (субъекта власти) властвовать и склонность другой стороны (объекта) подчиняться, то есть власть подразумевает отношения господства и подчинения.

Власть реализуется посредством следующих методов : применения авторитета, убеждения (посредством средств массовой информации, воздействия пропаганды), побуждения (субъект властных отношений предлагает объекту вознаграждение за подчинение), принуждения (субъект угрожает объекту применением силы в случае неповиновения) и, если все предыдущие методы не дают результата, прямого применения силы .

Власть существовала всегда – все, что мы знаем о прошлом человечества, свидетельствует о ее наличии в обществе. Выделяют несколько видов власти в зависимости от той общественной группы, в которой она проявляется: семейная, экономическая, военная. Особым видом власти является политическая власть (власть, осуществляемая в масштабах государства и распространяющаяся на все сферы жизни общества). Существуют различные трактовки этого понятия, но все они так или иначе связаны с понятием государства (см. 4.2 ). Политическая власть не существует вне государства, как государства не существует без политической власти. Некоторые политологи выделяют государственную власть как отдельное понятие, другие полагают, что государственная власть тождественна политической.

Всякая власть имеет под собой определенные основания. В зависимости от этого выделяются три типа власти : традиционная (опирается на сложившиеся неписанные традиции и обычаи, однако в своих действиях ими же и ограничивается), легальная (опирается на письменное законодательство, основанное на рациональных принципах, в своих действиях ими же и ограничивается), харизматическая (основывается на выдающихся личностных качествах лидера).

Политическая власть обладает следующими признаками : верховенство в пределах отдельного государства; распространение на всех без исключения граждан государства; наличие общественно-морального признания (легитимность); наличие монополии на использование силы в пределах государства; организационное выражение (институциональность); публичность. В современном мире нормативным является такое свойство власти, как ее ограниченность, которая достигается как силой закона и общественного контроля, так и разделением властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную .

 



2019-07-03 333 Обсуждений (0)
Отклоняющееся поведение и его типы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отклоняющееся поведение и его типы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)