Конституционные основы организации государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации, определяя Российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие принципы демократизма – народовластие; разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; идеологическое и политическое многообразие, а также местное самоуправление. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление в ст. 3, 12, 130-133 и др. Конституция РФ регулирует государственное управление, определяя закрепленные в ней базовые принципы и положения, относящиеся к основам конституционного строя, правам и свободам человека, федеративному устройству, разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, институту президентства и другим высшим органам государственной власти – Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, судебной власти, местному самоуправлению. Общие положения об организации государственной власти в Российской Федерации закрепляются в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя»: • народ осуществляет свою власть через органы государственной власти (ч. 2 ст. 3); • принципы единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); • основы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5 и ч. 3 ст. 11); • принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и самостоятельность этих ветвей власти (ст. 10); • перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); • органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ч. 2 ст. 12); • обязанность органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Сущность и содержание деятельности государственных органов раскрывается в их функциях: правотворческая деятельность; правоисполнительная деятельность; правоохранительная и правозащитная деятельность. Правоисполнительная - заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по проведению содержащихся в различных нормативно-правовых актах требований или велений в жизнь. Правотворческая - формирование правовых норм, их изменения, отмену или дополнение (органы гос. власти, ОМСУ, народ через референдум) Правоохранительная деятельность осуществляется в установленной законом форме специально управомоченными органами в соответствии с их компетенцией в сфере охраны прав и свобод от нарушений. Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дум); Правительство РФ; федеральные суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти, виды которых формируются с учетом разделения властей на органы законодательной и исполнительной власти и суды субъектов РФ, к ним, в частности, относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи. Система органов государственной власти субъектов РФ с учетом специфики отдельно взятого субъекта РФ закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта РФ. Кроме перечисленных в ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ее тексте упоминаются и другие органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: Центральный банк РФ (Банк России) (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129); Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, а в гл. 8, посвященной основам местного самоуправления, этот принцип конкретизируется. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Социальная ценность местного самоуправления выражается в том, что оно обеспечивает осуществление народом своей власти, реализацию права граждан на участие в управлении делами государства (ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ) и многих других прав и свобод. Конституционные основы местного самоуправления конкретизируются в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Это положение служит своеобразным конституционным барьером, защищающим местное самоуправление от неправомерного вмешательства в его дела органов государственной власти, в этом смысле можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |