Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Федеральное законодательство о государственной и муниципальной службе



2019-08-13 357 Обсуждений (0)
Федеральное законодательство о государственной и муниципальной службе 0.00 из 5.00 0 оценок




Конституция Российской Федерации. Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в Российской Федерации и основные принципы ее организации:

· верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч.2 ст.4);

· единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч.3 ст.5);

· приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст.18);

· обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2);

· разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.10);

· равный доступ граждан к государственной службе (ч.4 ст.32);

· некоторые обязанности всех должностных лиц (ч.2 ст.24, ч.3 ст.41, ч.2 ст.46 и др.).

Установление Конституцией РФ института федеральной государственной службы (п.«т» ст.71), находящейся в исключительном ведении Российской Федерации, обязывает законодателя, во-первых, регулировать законом данный институт; во-вторых, осуществлять регламентирование, контроль и управление государственной службой Российской Федерации как самостоятельным предметом ведения Российской Федерации в полном объеме.

Федеральные законы Российской Федерации.

1. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 23.05.2016). В соответствии с Конституцией РФ этот закон:

— определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой;

— юридически закрепляет видовую классификацию государственной службы, организационное и правовое обособление государственной гражданской, военной и иныхслужб как самостоятельных ее видов;

— устанавливает основы регламентирования: должности государственной службы (должности федеральной государственной гражданской службы) (ст. 8); реестры должностей (ст. 9); реестры государственных служащих (ст. 15); правовое положение (статус) федерального государственного служащего (п. 4 ст. 10); формирование кадрового состава государственной службы (ст. 11); поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение (ст. 12); классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания (ст. 13); стаж (общая продолжительность) государственной службы; персональные данные государственных служащих (ст. 14); управление государственной службой (ст. 16); кадровый резерв для замещения должностей государственной службы (ст. 17); финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития (ст. 18);

— являясь базовым, устанавливает общие принципы и основные положения правового регулирования государственной службы, устраняет возникшие в последние годы серьезные противоречия в законодательстве, на его основе принимаются «видовые» федеральные законы о государственной службе, в том числе о государственной гражданской службе, о правоохранительной службе, законы субъектов федерации, в частности о государственной гражданской службе субъектов федерации;

— выделяет, юридически описывает основные подинституты государственной гражданской службы: классификация должностей, порядок их занятия, аттестация, переподготовка и резерв кадров гражданских служащих, их правовое положение и другие традиционные для современной государственной службы положения.

2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017) содержит правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной гражданской службы как одного из видов государственной службы Российской Федерации. В нем отражены правовые проблемы реформирования государственной гражданской службы, ее принципы, правовое положение федерального гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта федерации, дается классификация должностей государственной гражданской службы и квалификационные требования к должностям гражданской службы, порядок поступления на эту службу и ее прохождения, основные условия труда служащих, механизм урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе и ряд других вопросов.

Отдельного внимания заслуживает должностной (служебный) регламент государственного служащего. Он станет основным правовым актом, регламентирующим служебную деятельность гражданского служащего, в том числе должностные и служебные права, обязанности и ответственность. Благодаря регламенту каждый служащий будет знать перечень самостоятельно принимаемых им решений, сроки рассмотрения и процедуры их принятия. В целом должностной регламент должен включать в себя функции, задачи и полномочия государственного служащего; регулировать взаимодействие государственного органа с гражданином, участие заявителей в принятии решений; определять сферу ответственности чиновника; содержать процедуру рассмотрения споров и конфликтов.

Важную роль в регулировании отношений, связанных с гражданской службой, играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Указы Президента Российской Федерации. Акты Президента РФ представляют собой основной оперативный источник служебного законодательства. Значительная часть указов относится к организации государственной службы и реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе». Все указы Президента РФ можно разделить на несколько групп:

1. Указы по вопросам организации и управления государственной службой.

2. Указы по проблемам повышения квалификации, переподготовки и стажировки государственных служащих.

3. Указы по вопросам финансирования государственной службы и денежного содержания государственных служащих.

В первые дни вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» опубликованы следующие указы Президента РФ: «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений», «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации», «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».

Следует отметить, что указы содержат в основном нормы прямого действия, адресованные к исполнению как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Акты Правительства Российской Федерации. Важная роль в организации государственной службы принадлежит Правительству РФ. Правительство РФ принимает правовые и организационные меры по исполнению законов и указов Президента РФ о государственной службе. Фактически акты Правительства РФ образуют существо повседневного управления федеральной государственной службой (подготовка проектов нормативных актов по вопросам государственной службы, организация формирования конкурсных комиссий, организация аттестаций, конкурсов, государственных квалификационных экзаменов и т.д.). Правительством РФ определен порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также взаимодействия этих федеральных органов с министерствами и образовательными учреждениями, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации государственных служащих. Под контролем Правительства РФ должна осуществляться и нормотворческая деятельность государственных органов по вопросам гражданской службы.

Акты федеральных органов государственной власти. К числу источников законодательства о государственной службе относятся и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые закрепляют особенности прохождения государственной службы в федеральных органах государственной власти. К подзаконным нормативным правовым актам по вопросам федеральной государственной службы относятся постановления и разъяснения Министерства труда и социального развития РФ, правила, инструкции, приказы, положения министерств.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

В современной России правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью муниципальной службы, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Частью 1 ст. 3 федерального закона № 25-ФЗ к правовым основам муниципальной службы в РФ отнесены:

— Конституция РФ;

— Федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

— Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— другие федеральные законы и нормативные правовые акты;

— конституции (уставы) субъектов РФ;

— региональные законы и нормативные правовые акты;

— уставы муниципальных образований;

— решения, принятые на сходах граждан;

— иные муниципальные правовые акты.

Конституция Российской Федерации 1993 г. (Конституция РФ), признавая за гражданами право осуществлять местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ), не использует понятия «муниципальная служба» и «муниципальный служащий». Конституция России опосредованно регулирует предмет муниципальной службы при разграничении полномочий в этой сфере между РФ и субъектами РФ, относя к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов установление общих принципов организации местного самоуправления (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

В настоящее время основные понятия и порядок организации муниципальной службы в Российской Федерации регулируются следующими федеральными законами:

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (федеральный закон № 131-ФЗ) является базовым в вопросах регулирования местного самоуправления. Ранее действовавший федеральный закон № 154-ФЗ относил «регулирование основ муниципальной службы» к ведению РФ (ч. 17 ст. 4 ФЗ-154). При этом правовую регламентацию муниципальной службы, включающую требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, закон передавал на уровень устава муниципального образования, который должен был соответствовать региональному и федеральному законодательству (ч. 2 ст. 21 ФЗ-154). Теперь федеральный закон № 131-ФЗ установление «прав, обязанностей и ответственности» муниципальных служащих относит к полномочиям федеральных органов государственной власти (ч. 1 ст. 5 ФЗ-131).

В ст. 42 закона установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, должно осуществляться специальным федеральным законом. Федеральный закон № 131-ФЗ исключает из обязательных положений устава муниципального образования условия и порядок организации муниципальной службы, устанавливая, что все профильные законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований должны соответствовать этому специальному федеральному закону о муниципальной службе (ст. 2 ФЗ-131).

Таким специальным федеральным законом стал Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», установивший, что предметом его регулирования являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих (ч. 1 ст. 1 ФЗ-25).

Федеральным законом № 25-ФЗ устанавливается особый характер правового положения муниципальных служащих. При возникновении ситуаций, когда правоотношения могут регулироваться указанным законом и трудовым законодательством, приоритетными будут нормы законодательства о муниципальной службе. К примеру, при аттестации муниципальных служащих необходимо руководствоваться положениями ст. 18 ФЗ № 25-ФЗ, а не положениями Трудового кодекса РФ. Однако в определенных случаях большей юридической силой будут обладать нормы трудового законодательства, а нормы закона о муниципальной службе будут выступать в качестве дополнительных. Так, при расторжении трудового договора с муниципальным служащим первичными будут нормы ст. 13 Трудового кодекса России, а дополнительными – нормы ст. 19 ФЗ № 25-ФЗ.

Наряду с вышеуказанными базовыми законами о муниципальной службе в федеральном законодательстве существует значительное число нормативных актов, призванных регулировать отдельные правоотношения, возникающие в сфере деятельности муниципальных служащих.

ПОДЗАКОННЫЕ:

Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы»

 



2019-08-13 357 Обсуждений (0)
Федеральное законодательство о государственной и муниципальной службе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Федеральное законодательство о государственной и муниципальной службе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)