Правовое регулирование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
Согласно Конституции РФ, система органов исполнительной власти имеет иерархическое строение, соответствует государственному устройству и определяет порядок взаимоотношений между различными уровнями исполнительной власти. Все системы власти (государственной, исполнительной) и органов (государственной власти, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти) имеют как общие черты и свойства «системы», так и свои особенности. И они, эти особенности, определяют иерархичность, соподчиненность, согласованное взаимодействие перечисленных систем и органов. О системе федеральных органов исполнительной власти в Конституции РФ сказано также, что ее установление находится в «ведении РФ»; но Конституция РФ не указывает, к компетенции какого из федеральных органов (должностных лиц) государственной власти относятся вопросы «ведения Российской Федерации», а следовательно, и установление системы федеральных органов исполнительной власти. О структуре же федеральных органов исполнительной власти в Конституции РФ говорится, что предложения в отношении нее представляются для утверждения Президенту РФ Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения на должность. Официальные разъяснения конституционных понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти дал Конституционный Суд РФ в своем постановлении по делу о толковании ст.ст. 71, 76, 112 Конституции РФ (от 27 января 1999г.). Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, система федеральных органов исполнительной власти, в которую входят: «Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти», ─ определяются на основе Конституции РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ» и иных федеральных законов, т.е. в актах Федерального Собрания. Под конституционным понятием «структура федеральных органов исполнительной власти», как считает Конституционный Суд РФ, следует понимать перечень этих органов, который Председатель Правительства РФ в соответствии со ст. 112 (ч. 1) Конституции РФ, в предельный срок предлагает Президенту РФ как основу для представления кандидатур на должности в Правительстве РФ. Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти толкуется как конкретизация системы этих же федеральных органов исполнительной власти, взятая в ее динамическом состоянии, в стадии ее практического установления. В связи с этим Конституционный Суд РФ в своем постановлении, опираясь на ст. 83 (п. «д») и ст. 112 (ч. 1) Конституции РФ, соотнес полномочия по определению структуры федеральных органов исполнительной власти с компетенцией не Федерального Собрания, а Президента РФ и Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ. Указами Президента РФ создаются и упраздняются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. Структура федеральных органов исполнительной власти определяется Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (приложение утратило силу), от 24 сентября 2007 г. №1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 21.05.2012 №636 (ред. от 03.04.2017) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ; функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, — постановлением Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации согласно закрепленному в ст. 10, 11 Конституции РФ принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в России. Правовая основа деятельности Правительства РФ: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента РФ. Федеральное министерство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр. Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. В Конституции РФ 12 декабря 1993 года сказано: «Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц» (п. 1 ст. 78 Конституции РФ). Порядок создания и функционирования территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, в том числе на уровне федерального округа, сегодня в целом, закреплен в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также: Постановлениях Правительства РФ · от 19 января 2005 г. № 30«О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», · от 28 июля 2005 г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», · Постановлении Совета Министров – Правительства от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации». Деятельность Фед. агентств и служб регулируется Положениями. Руководители фед. служб, фед. агенств, за иск. рук-лей (их заместителей) фед. служб, фед. агентств, руководство деятельности которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению фед. министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности фед. служб, фед. агенств.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |