Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Петр 1: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны.



2019-08-13 600 Обсуждений (0)
Петр 1: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.

Военная реформа. Созданы регулярная армия с помощью рекрутской повинности, введены новые уставы, построен флот, экипировка на западный манер.

Реформа государственного управления. Боярская Дума заменена сенатом (1711), приказы — коллегиями. Введена «Табель о рангах». Указ о престолонаследии позволяет царю назначать наследником кого угодно. Столица в 1712 г. перенесена в Петербург. В1721 г. Пётр принял императорский титул.

Церковная реформа. Ликвидировано патриаршество, церковь стала управляться Святейшим синодом. Священники переведены на казенное жалованье.

Изменения в экономике. Введена подушная подать. Создано до 180 мануфактур. Введены казенные монополии на разные товары. Строятся каналы и дороги.

Социальные реформы. Указ о единонаследии (1714) приравнял поместья к вотчинам и запретил их дробить при наследовании. Для крестьян вводятся паспорта. Крепостные и холопы фактически приравниваются.

Реформы в области культуры. Созданы Навигацкая, Инженерная, Медицинская и пр. школы, первый публичный театр, первая газета «Ведомости», музей (Кунсткамера), Академия наук. Дворян отправляют учиться за границу. Вводится западное платье для дворян, бритье бород, курение, ассамблеи.

Итоги. Окончательно формируется абсолютизм. Растет военная мощь России. Обостряется антагонизм между верхами и низами. Крепостное право начинает приобретать рабские формы. Высший класс слился в одно дворянское сословие.

В 1698 г. восстали недовольные ухудшением условий службы стрельцы, в 1705-1706 гг. шло восстание в Астрахани, на Дону и в Поволжье в 1707-1709 гг. — восстание К. А. Булавина, в 1705-1711 гг. — в Башкирии.

В период пребывания в составе "Великого посольства" в Западной Европе, Пётр окончательно пришёл к выводу, что русское общество отстало от стран Западной Европы и в культурном отношении. И он решил европеизировать русское общество, т.е., перенести западноевропейские культурные традиции на русское общество. По возвращении из Западной Европы Пётр стал решительно ломать русские культурные традиции. В 1672 г. в России появился первый театр под руководством немецкого пастора И.- Г. Грегори при дворе Алексея Михайловича. В 1687 г. при царевне Софье появилось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. Пётр запретил носить бороды (за ношение бороды полагался ежегодный налог в 100 рублей), дворянам велел пить кофе, солдатам курить.

До Петра I школа была подчинена Церкви. При Петре I отношение к школе стало политикой государства. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, "навигацким" (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из - за границы учителей. Но эти меры не решали проблемы. Тогда Пётр I начал создавать в России сеть школ. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа. Причём, в этих учебных заведениях могли учиться как дети дворян, так и других сословий В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. Так, при Петре I в России было положено начало системе образования в России.

При Петре Россия перешла на европейское летоисчисление на основе юлианского календаря (старый стиль). В 1703 г. в России появилась первая газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах". Просвещению народа должен был способствовать театр. Пётр I положил начало складывания наградной системы России. В 1699 г. был учреждён первый российский орден - Андрея Первозванного, ставший высшей государственной наградой в России. Петром были произведены перемены в быту дворян - в 1717 г. для дворянских детей был переведён и издан специальный учебник "Юности честное зерцало или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов", где просто и доходчиво объяснялись правила поведения образованного, воспитанного дворянина в обществе. В 1718 г. для проведения досуга дворян были учреждены Ассамблеи - вольные собрания

В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.

Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр попытался приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения.

Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм.

Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.



2019-08-13 600 Обсуждений (0)
Петр 1: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Петр 1: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (600)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)